г. Пермь |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А60-40106/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Публичного акционерного общества "Ростелеком",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 октября 2018 года по делу N А60-40106/2018,
вынесенное судьей П.Н. Киреевым,
по заявлению Публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767)
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944)
о признании недействительным предписания,
установил:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - заявитель, ПАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования от 18.05.2018 N 14.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 26.10.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ПАО "Ростелеком" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку в нем не указано, какие конкретные действия должен совершить заявитель, не разъяснено, как именно необходимо привести деятельность по осуществлению расчетов с потребителями в соответствие с действующим законодательством; также в жалобе значится, что заявитель не является ни теплоснабжающей организацией, ни гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, поскольку не предоставляет услуги горячего водоснабжения, холодного водоснабжения; в договорах, заключенных с потребителями коммунальных услуг, нет ценообразования, выставляемые обществом счета по договорам с потребителями соответствуют предмету договора и содержат в себе только возмещение понесенных обществом расходов по оплате коммунальных услуг.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Региональной энергетической комиссией Свердловской области на основании распоряжения от 16.03.2018 N 48 в отношении ПАО "Ростелеком" проведена плановая проверка на предмет соблюдения порядка ценообразования, в ходе которой установлено следующее.
В период с 22.05.2017 по 31.03.2018 при начислении платы гражданам и при расчётах с юридическими лицами за коммунальные услуги совершены нарушения порядка ценообразования, выразившиеся в следующем: в применении тарифов на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду и водоотведение, не подлежащих применению при расчетах с юридическими лицами, применяемых только для категории потребителей "население"; в применении неутвержденных и не подлежащих применению тарифов (ставок платы) при начислении платы гражданам за отопление; в неправомерном предъявлении юридическим лицам (собственникам нежилых помещений) платы за холодную (питьевую) воду, не являясь гарантирующей организацией, осуществляющей централизованное холодное водоснабжение на территории муниципального образования "город Екатеринбург"; в занижении тарифов на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду при начислении платы гражданам.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.04.2018 N 48.
По факту выявленных нарушений обществу выдано предписание N 14 от 18.05.2018, в соответствии с которым предписано устранить выявленные правонарушения, для чего при расчетах с юридическими лицами и начислении платы гражданам за тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду и водоотведение, применять тарифы, утвержденные в установленном порядке уполномоченным органом, а также привести деятельность по осуществлению расчетов с потребителями за холодное водоснабжение (питьевую воду) в соответствие с действующим законодательством о чем письменно уведомить РЭК Свердловской области с приложением подтверждающих исполнение данного предписания документов в срок, не позднее четырех месяцев со дня вступления в законную силу постановления РЭК Свердловской области по делу об административном правонарушении от 18.05.2018 N 114.
Не согласившись с указанным предписанием, ПАО "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Из статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что тарифы на питьевую воду подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 31 Закон о водоснабжении и водоотведении) к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения относится горячее водоснабжение.
Пунктом 1 части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что регулированию подлежат тарифы на горячую воду.
В силу Указа Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" уполномоченным органом на территории Свердловской области по установлению тарифов в сфере водоснабжения является РЭК Свердловской области.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся:
а) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов:
на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
б) тарифы:
на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;
на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;
на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;
на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;
тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения);
в) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей;
г) плата за подключение к системе теплоснабжения.
На основании пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно пункту 42 (I) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Из материалов дела следует, что ПАО "Ростелеком" оказывает услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения юридическим лицам (в том числе бюджетным, жилищным организациям) и гражданам в с. Щелкун Сысертского городского округа (теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение) и в поселке городского типа Ачит Ачитского городского округа (горячее водоснабжение, теплоснабжение, холодное водоснабжение).
Между ПАО "Ростелеком" и ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" заключен Агентский договор N 103-ЭСП от 15.02.2016, согласно которому ПАО "Ростелеком" (Принципал) поручает, а ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (Свердловский филиал) (Агент) принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать за счет Принципала юридические и фактические действия, указанные в настоящем договоре, на территории Ачитского городского округа (пункт 2.1 договора).
Агент от имени Принципала производит начисление сумм платежей за коммунальные услуги, оказанные Принципалом потребителям, на основании нормативов, утвержденных в установленном порядке либо на основании данных приборов учета, предоставленных потребителями Принципала самостоятельно либо Принципалом и тарифов, расценок, установленных на основании нормативно-правовых актов, либо представленных Принципалом, с учетом проведенных перерасчетов размера платы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.1 договора).
Агент от своего имени осуществляет изготовление и конвертирование документов на оплату оказанных Принципалом коммунальных услуг. Условиями договора предусмотрена его пролонгация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, из положений действующего законодательства, условий агентского договора, фактически сложившихся отношений между ПАО "Ростелеком" и потребителями коммунальных услуг следует, что именно общество является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и нанимателям нежилых помещений и, как следствие, обязано соблюдать установленный порядок ценообразования при начислении платы потребителям за коммунальные услуги.
Заинтересованным лицом в ходе проверки установлено, что между ПАО "Ростелеком" и ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время - ПАО "Т Плюс") (Теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 50015-Во ТГК (снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения).
Согласно условиям договора Теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю (ПАО "Ростелеком") через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения.
Тарифы на тепловую энергию для ПАО "Т Плюс" установлены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 197-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы".
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) для ПАО "Т Плюс" установлены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 206-ПК "Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель и (или) горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы".
ПАО "Ростелеком" по договору с ПАО "Т Плюс" приобретает тепловую энергию и горячую воду для собственных нужд в административные здания, в которых основная часть помещений находится во владении ПАО "Ростелеком".
Другим владельцам нежилых помещений, расположенных в этих же административных зданиях в городе Екатеринбурге: по ул. Блюхера, дом 53а; пер. Асбестовский, дом 4, литер А; пер. Асбестовский, дом 4, литер Ж, 2 этаж; ул. Луначарского, дом 1346, ПАО "Ростелеком" перепредъявляет плату за тепловую энергию и горячую воду на основании договоров на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг.
1. В ходе проверки установлено, что ПАО "Ростелеком" в период с 30.05.2017 по 27.03.2018 осуществляло расчеты с юридическими лицами (собственниками нежилых помещений) за тепловую энергию (на нужды отопления) и горячую воду по тарифам, не подлежащим применению для данной категории потребителей, применяемым только для категории "население".
Так, ПАО "Ростелеком" предъявляло к оплате юридическим лицам:
- за отопление по тарифам на тепловую энергию в размере от 1689,72 руб./Гкал до 1771,71 руб./Гкал (с учетом НДС);
- за горячую воду по тарифам (с учетом НДС):компонент на теплоноситель - 27,08 руб./куб. м и 28,46 руб./куб. м; компонент на тепловую энергию - от 1689,68 руб./Гкал до 1771,76 руб./Гкал.
Вместо применения утвержденных в установленном порядке тарифов для расчетов с юридическими лицами (без НДС):
на тепловую энергию:
- на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 1431,97 руб./Гкал,
- на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 в размере 1501,45 руб./Гкал.
на горячую воду:
- на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере: компонент на теплоноситель - 22,95 руб./куб. м, компонент на тепловую энергию - 1431,97 руб./Гкал,
- на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 в размере: компонент на теплоноситель - 24,12 руб./куб. м, компонент на тепловую энергию - 1501,45 руб./Гкал.
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате применения при расчетах с юридическими лицами не подлежащих применению для данной категории потребителей тарифов на тепловую энергию и горячую воду, составила 489 484,04 руб.
Применение ПАО "Ростелеком" (Екатеринбургским филиалом) при расчетах с юридическими лицами (собственниками нежилых помещений) в период с 30.05.2017 по 27.03.2018 не подлежащих применению для данной категории потребителей тарифов на тепловую энергию и горячую воду является нарушением порядка ценообразования и образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования".
Для ПАО "Ростелеком" установлены следующие тарифы.
На 2017-2018 годы - постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017-2021 годы".
На 2017-2018 годы тарифы на горячую воду установлены постановлениями РЭК Свердловской области:
- от 13.12.2016 N 177-ПК "Об установлении теплоснабжающим организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на теплоноситель и (или) горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с использованием метода индексации установленных тарифов" на территории Сысертского городского округа;
- от 13.12.2016 N 179-ПК "Об установлении организациям Свердловской области долгосрочных тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2017-2019 годы" на территории Ачитского городского округа.
В ходе проверки также установлено, что ПАО "Ростелеком" в период с 31.07.2018 по 28.02.2018 (в платежных документах в период с июля 2017 по февраль 2018 года, выставленных Свердловским филиалом ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" по поручению ПАО "Ростелеком") гражданам, проживающим в р.п. Ачит, начисления платы за горячую воду (в части компонента на холодную воду) производились по заниженному тарифу в размере 6,27 руб./куб. м (с НДС) вместо применения утвержденного для ПАО "Ростелеком" (Екатеринбургского филиала) тарифа в размере 6,36 руб./куб. м (с НДС). Занижение тарифа на горячую воду (в части компонента на холодную воду) составило 0,09 руб./куб. м.
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате занижения тарифа на горячую воду (в части компонента на холодную воду) при начислении платы гражданам в платежных документах за период с июля 2017 года по февраль 2018 года, составила 166,35 руб.
Занижение при начислении платы гражданам, проживающим в р.п. Ачит, в период с 31.07.2018 по 28.02.2018 тарифа на горячую воду (в части компонента на холодную воду) является нарушением порядка ценообразования.
Также в период с 31.07.2017 по 31.03.2018 (в платежных документах за период с июля 2017 года по март 2018 года) Свердловским филиалом ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" по поручению ПАО "Ростелеком" гражданам, проживающим в р.п. Ачит, начисления платы за отопление и горячую воду (в части компонента на тепловую энергию) производились по заниженным тарифам в размере 836,76 руб./Гкал и 872,52 руб./Гкал вместо применения утвержденных для ПАО "Ростелеком" тарифов:
на тепловую энергию - в размере 872,53 руб./Гкал,
на горячую воду (компонент на тепловую энергию) в размере 872,53 руб./Гкал.
Занижение тарифов на тепловую энергию и горячую воду (в части компонента на тепловую энергию) составило 35,77 руб./Гкал и 0,01 руб./Гкал (соответственно).
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате занижения тарифов на тепловую энергию и горячую воду (в части компонента на тепловую энергию) при начислении платы гражданам в платежных документах за период с июля 2017 года по март 2018 года, составила 535,96 руб.
В период с 31.05.2017 по 31.03.2018 (в платежных документах за период с мая 2017 года по март 2018 года) Свердловским филиалом ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" по поручению ПАО "Ростелеком" гражданам, проживающим в р.п. Ачит, начисления платы за отопление производились двумя строками (в некоторых расчетных периодах) по не утвержденным в установленном порядке и не подлежащим применению тарифам (ставкам платы) в размере 35,81 руб./кв. м и 35,81 руб./Гкал вместо применения утвержденных для ПАО "Ростелеком" (Екатеринбургского филиала) тарифов на тепловую энергию:
на период с 01.05.2017 по 30.06.2017 в размере 836,76 руб./Гкал (с НДС),
на период с 01.07.2017 по 31.03.2018 в размере 872,53 руб./Гкал (с НДС).
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате применения не утвержденных в установленном порядке и не подлежащих применению тарифов (ставок платы) на тепловую энергию, при начислении платы гражданам за отопление в платежных документах за период с мая 2017 года по март 2018 года, что не предусмотрено действующим законодательством, составила 29413,10 руб.
Применение в платежных документах в период с мая 2017 года по март 2018 года не утвержденных в установленном порядке и не подлежащих применению тарифов (ставок платы) на тепловую энергию при начислении платы гражданам за отопление, является нарушением порядка ценообразования.
На 2017-2018 годы тарифы на питьевую воду и техническую воду для Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 203-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы".
На 2017-2018 годы тарифы на питьевую воду и водоотведение (полный цикл) для МУП "Водоканал" утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2016 N 172-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2017-2021 годы".
Тарифы на питьевую воду и водоотведение для ПАО "Ростелеком" на 2017-2018 годы утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 203-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы".
При проверке копий счетов, предъявленных ПАО "Ростелеком" к оплате юридическим лицам (собственникам нежилых помещений) за холодную воду и водоотведение (прием сточных вод) за период с 30.05.2017 по 27.03.2018 установлено следующее.
ПАО "Ростелеком" в период с 30.05.2017 по 27.03.2018 предъявляло к оплате юридическим лицам (собственникам нежилых помещений) за холодную (питьевую) воду и водоотведение (в счетах услуга называется "канализация" и "стоки г/в") по тарифам, не подлежащим применению для данной категории потребителей, применяемых только для категории "население".
Так, ПАО "Ростелеком" предъявляло к оплате юридическим лицам по не утвержденным для данной категории потребителей тарифам:
- за холодную воду (питьевую) по тарифам в размере от 33,30 руб./м3 до 34,61 руб./м3 (с учетом НДС);
- на водоотведение (канализация) по тарифам в размере от 19,19 руб./м3 до 20,54 руб./м3 (с учетом НДС).
Вместо применения утвержденных в установленном порядке тарифов для МУП "Водоканал", подлежащих применению при расчетах с юридическими лицами, без НДС:
на питьевую воду
- на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 28,22 руб./м3,
- на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 в размере 9,32 руб./м3.
на водоотведение
- на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 16,26 руб./м3,
- на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 в размере 17,39 руб./м3.
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате применения при расчетах с юридическими лицами (собственниками нежилых помещений) в период с 30.05.2017 по 27.03.2018 не подлежащих применению для данной категории потребителей тарифов на питьевую воду и водоотведение, составила 39107,55 руб.
Применение ПАО "Ростелеком" при расчетах с юридическими лицами (собственниками нежилых помещений) в период с 30.05.2017 по 27.03.2018 тарифов на питьевую воду и водоотведение, не подлежащих применению для данной категории потребителей, является нарушением порядка ценообразования.
ПАО "Ростелеком" в период с 22.05.2017 по 27.03.2018 предъявляло к оплате юридическим лицам (собственникам нежилых, отдельно стоящих зданий, расположенных в г. Екатеринбурге, по ул. Полевая, д. 78, пр. Космонавтов, д. 107, д. 103а, д. 1456, д. 145в) за услуги холодного водоснабжения (через свои сети), не являясь гарантирующей организацией, осуществляющей централизованное холодное водоснабжение на территории муниципального образования "город Екатеринбург" по тарифам на питьевую воду в размере от 6,79 руб./куб. м до 10,16 руб./куб. м, не утвержденным для ПАО "Ростелеком" и не подлежащим применению.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 27.06.2013 N 2254 "Об определении для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" гарантирующих организаций" гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения в границах муниципального образования "город Екатеринбург" определены гарантирующие организации.
В зоне осуществления деятельности ПАО "Ростелеком" (Екатеринбургского филиала) гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения определено Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (ЕМУП "Водоканал").
Согласно части 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 6 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.
ПАО "Ростелеком" при расчетах с собственниками нежилых помещений применяло тариф на питьевую воду, утвержденный для Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" (город Екатеринбург). При этом, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" филиал "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" также не является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате неправомерного предъявления ПАО "Ростелеком" платы потребителям за холодную (питьевую) воду, в период с 22.05.2017 по 27.03.2018 составила 90000,33 руб.
Предъявление ПАО "Ростелеком" в период с 22.05.2017 по 27.03.2018 юридическим лицам (собственникам нежилых, отдельно стоящих зданий, расположенных в г. Екатеринбурге) платы за холодную (питьевую) воду, не являясь гарантирующей организацией, осуществляющей централизованное холодное водоснабжение на территории муниципального образования "город Екатеринбург", не соответствует нормам действующего законодательства, является нарушением установленного порядка ценообразования.
В период с 31.07.2017 по 31.03.2018 (в платежных документах за период с июля 2017 года по март 2018 года) Свердловским филиалом ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" по поручению ПАО "Ростелеком" гражданам, проживающим в р.п. Ачит, начисления платы за холодное водоснабжение (питьевую воду) производились по заниженному тарифу в размере 6,27 руб./куб. м (с НДС) вместо применения утвержденного для ПАО "Ростелеком" (Екатеринбургского филиала) тарифа, в размере 6,36 руб./куб. м (с НДС). Занижение тарифа на питьевую воду составило 0,09 руб./м.
Всего сумма нарушения, сложившаяся в результате занижения тарифа на питьевую воду при начислении платы гражданам в платежных документах за период с июля 2017 года по март 2018 года, составила 26,08 руб.
Занижение тарифа на питьевую воду при начислении платы гражданам в платежных документах за период с июля 2017 года по март 2018 года является нарушением порядка ценообразования.
Общая сумма нарушения за период с 22.05.2017 по 31.03.2018 составила 648733,41 руб.
Факт выявленных нарушений подтверждается актом проверки от 27.04.2018 N 48, счетами, счетами-фактурами и заявителем не опровергнут.
Поскольку ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего, методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам, то расчет цены, используемых данных на жилищно-коммунальные услуги относится к процессу ценообразования. Производя начисление платы за коммунальную услугу, общество формирует для потребителей цену и осуществляет расчеты с потребителями, что является порядком ценообразования. По указанным основаниям соответствующие доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
При таких обстоятельствах и нормативно-правовом регулировании, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы заинтересованного лица и суда первой инстанции о допущенном обществом нарушении установленного порядка ценообразования при начислении платы гражданам и при расчётах с юридическими лицами за коммунальные услуги в спорный период.
Кроме того, наличие данных нарушений подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2018 по делу N А60-31764/2018, которым установлена законность привлечения ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания, требования которого направлены на устранение нарушений установленного порядка ценообразования.
Оценив содержание оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в нем формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений; в нем имеются ссылки на нормативные правовые акты, нарушение которых выявлено административным органом в ходе проверки. Апелляционный суд также отмечает, что оспариваемое предписание необходимо оценивать в совокупности с актом проверки, ссылка на который имеется в предписании. При этом акт проверки содержит подробное описание выявленных нарушений, для устранения которых заявителю необходимо совершить действия, указанные предписании. Кроме того, в случае неясности предписания заявитель вправе обратиться в административный орган за разъяснением его содержания. По изложенным основаниям апелляционным судом отклоняются доводы жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку законно возлагает на общество обязанность по устранению допущенных нарушений установленного порядка ценообразования, оснований для признания предписания недействительным у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2018 года по делу N А60-40106/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Возвратить Публичному акционерному обществу "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.11.2018 N 318059.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40106/2018
Истец: ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ