г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А56-74075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Колпащиковой Е.Ю., доверенность от 29.12.2018
от 3-х лиц: 1,2,3,4. не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33045/2018) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-74075/2017 (судья Куприянова Е.В.), принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга
3-и лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны; Министерство обороны Российской Федерации; Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ответчик 1, Учреждение) о взыскании 599 306 руб. 85 коп., в том числе 530 000 руб. задолженности и 69 306 руб. 85 коп. неустойки. В случае недостаточности денежных средств у Учреждения, Предприятие просит взыскать задолженность и неустойку с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2, Министерство) за счет казны Российской Федерации.
По ходатайству истца на основании статьи 47 АПК РФ суд заменил ненадлежащих ответчиков - Учреждение и Министерство на надлежащего ответчика - Администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), а также исключил Учреждение и Министерство из состава ответчиков и привлек их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Санкт -Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 в иске отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, неправильным применением и нарушением норм материального права.
Податель жалобы оспаривает вывод суда о том, что в спорный период внешние тепловые сети по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, жилой квартал, ограниченный улицами Гусарская, Саперная, Красносельское шоссе и Фуражный переулок находились во владении истца по договору аренды и в зоне его эксплуатационной ответственности, ссылаясь на то, что данный вывод основан на переписке сторон, не имеющей правовой силы, отсутствие в деле договора аренды; переход прав истца на участок сети на основании распоряжения КИО от 11.10.2017 и отсутствие у истца прав на сети в более ранний период.
По мнению истца, в спорный период тепловые сети находились в собственности Санкт-Петербурга; доказательств того что истец был владельцем тепловых сетей в спорный период нет, поэтому истец не может принять их к учету и включить потери на сетях в тариф на соответствующий период времени.
Кроме того, податель жалобы считает, что суд неверно истолковал нормы закона, регулирующие компетенцию ответчика, сделав вывод о том, что теплосети, включенные в реестр собственности Санкт-Петербурга, не относятся к предмету ведения администрации района, поэтому администрация района главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга в данной сфере не является.
По мнению истца, лицом, обязанным возместить потери в указанных внешних сетях является город Санкт-Петербург в лице администрации Пушкинского района.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и третьи лица. извещенные надлежащим образом, своих представителей не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчик против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
От Министерства обороны РФ поступил письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Предметом исковых требования является взыскание задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной на основании договора теплоснабжения N 140. Задолженность представляет собой стоимость потерь в тепловых сетях.
Указанный договор, как следует из материалов дела и установлено судом, заключен 01.01.2003 между закрытым акционерным обществом "Лентеплоснаб" и Пушкинской квартирно-эксплуатационной частью.
30.04.2011 между Государственным унитарным предприятием "Топливно- энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (истец), ЗАО "Лентеплоснаб" и Пушкинской квартирно-эксплуатационной частью было заключено соглашение о перемене лиц в договоре теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2003 N 140, на основании которого обязанности теплоснабжающей организации перешли от ЗАО "Лентеплоснаб" к ГУП "Топливно- энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
После реорганизации Пушкинской квартирно-эксплуатационная части в ФГКУ "Северо-Западное ТУИО Минобороны России" заключено дополнительное соглашение N 9 от 01.12.2011 к договору теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2003 N140.
Истец согласно условиям договора обязался обеспечивать подачу через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде, а ФГКУ "Северо-Западное ТУИО Минобороны России - своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Ссылаясь на нарушение ответчиком срока оплаты поставленной в апреле 2017 года тепловой энергии, истец обратился в суд с требованием о взыскании части задолженности: 530 000 руб. задолженности и 69 306 руб. 85 коп. неустойки.
Суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что единственным владельцем сетей в спорный период являлся сам истец, при этом ни факт тепловых потерь, ни их расчет не представлен, а, кроме того, администрация района, указанная истцом в качестве ответчика по иску, не является надлежащим ответчиком, т.к. тепловые сети включены в реестр собственности не района, а города Санкт-Петербурга.
Изложенные в решении выводы суд апелляционной инстанции считает правильными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Порядок учета количества потребленной тепловой энергии определен в пункте 2 статьи 19 Закона "О теплоснабжении" со ссылкой на постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 09.09.2017) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") (далее - Правила коммерческого учета).
В силу положений пункта 110 Правил коммерческого учета, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Согласно пункту 111 Правил коммерческого учета, количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
Исходя из пункта 114 Правил коммерческого учета, определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - методика), согласно которой осуществляется, в том числе, определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя.
Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика). Пунктом 76 Методики установлено, что для потребителя потери тепловой энергии учитываются в случае передачи тепловой энергии по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю.
Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Собственник или владелец тепловых сетей оплачивает потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии.
Таким образом, с учетом того, что поставка энергии производится в точке присоединения соответствующего оборудования абонента, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей.
Оценив совокупность представленных в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что единственным владельцем тепловых сетей в спорный период являлся сам истец.
Данный вывод суда является правильным.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2016 N 910 из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга переданы теловые сети, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, г. Пушкин, квартал, ограниченный ул. Гусарская, ул. Саперная, ул. Парковая и Красносельское шоссе. В связи с этим Учреждение согласно акту приема-передачи имущества от 06.12.2016 передало спорные теплосети Санкт-Петербургу в лице Комитета, который осуществил учет объектов в реестре собственности Санкт-Петербурга.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) 21.11.2016 провел совещание по вопросу передачи специализированным эксплуатирующим организациям Санкт-Петербурга, в том числе Предприятию, объектов инженерной инфраструктуры Министерства, расположенных по указанным адресам, о чем составлен протокол от 21.11.2016 N 404. На совещании Предприятию поручено обеспечить безаварийную эксплуатацию указанных объектов инженерной инфраструктуры до момента их закрепления за специализированными эксплуатирующими организациями.
Санкт-Петербург в лице Комитета 05.04.2017 передал в хозяйственное ведение Предприятия спорные тепловые сети, о чем составлены акты приема- передачи спорных теплосетей, которые подписаны истцом 05.04.2017 и согласованы Комитетом по энергетике 10.04.2017.
После этого Комитет по энергетике 11.04.2017 в порядке, установленном распоряжением правопредшественником Комитета от 30.09.1999 N 1503-р представил в Комитет пакет документов для закрепления инженерных сетей на праве хозяйственного ведения за специализированной эксплуатирующей организацией.
Распоряжением Комитета от 11.10.2017 N 1816-рз теплосети закреплены за истцом на праве хозяйственного ведения.
Администрация Пушкинского района ввиду отсутствия полномочий не являлась участником указанных правоотношений, в том числе по приемке - передаче тепловых сетей.
Документы, подтверждающие, что эксплуатацию спорных тепловых сетей в апреле 2017 года осуществлял не истец, а иное лицо, в материалы дела не представлены.
Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что единственным владельцем теплосетей в спорный период являлся истец, который данный факт не опроверг.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что лицом, обязанным нести расходы по оплате потерь, возникших в сетях, которые находились в спорный период в его владении и зоне эксплуатационной ответственности, является истец.
Кроме того, суд отметил, что для истца, который осуществлял фактическую эксплуатацию тепловых сетей в апреле 2017 года, в установленном порядке утверждены тарифы на теплоснабжение, в связи с чем в этот период он получал оплату за оказание услуг от своих абонентов.
Истец не представил доказательств того, что потери на теплосетях являются сверхнормативными и не учтены в тарифах на тепловую энергию, на основании которых выставлялись счета потребителям ресурса.
Суд также указал, что в дело не представлен расчет, подтверждающий стоимость тепловых потерь, которая заявлена ко взысканию.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в иске.
Материалы дела исследованы судом полно и всесторонне, представленным в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2018 по делу N А56-74075/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74075/2017
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ