город Чита |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А19-22781/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области, принятое путем подписания резолютивной части, от 27 ноября 2018 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-22781/2018 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697) к обществу с ограниченной ответственностью "ФИРМА "ЛИНА" (ОГРН 1033801432477, ИНН 3810029540) о взыскании штрафных санкций в размере 500 руб.,
(суд первой инстанции: судья Коломинова Н.Ю.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ФИРМА "ЛИНА" (далее - Общество, страхователь, ООО "ФИРМА "ЛИНА") 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта. Выражают несогласие с выводами суда о пропуске срока для обращения в суд и отсутствием оснований для его восстановления.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 15.12.2018.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ), Пенсионным фондом составлен акт от 21.11.2017 N 048S18170018340, на основании которого принято решение от 27.12.2017 N 048S19180000112 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 500 руб.
Требование об уплате штрафа N 048S01180003365 от 07.02.2018 в установленные сроки не исполнено, штраф не уплачен.
Данные обстоятельства явились основанием Пенсионному фонду для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражным судом Иркутской области от 17.08.2018 по делу N А19-19271/2018 заявление Пенсионного фонда о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа в сумме 500 руб. на основании части 1 ст.229.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ возвращено в связи с несоблюдением заявителем требований к форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа.
27.09.2018 Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из пропуска срока для обращения в суд и отсутствия оснований для его восстановления.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Статьей 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ- М, за июнь 2017 года, с учетом выходных дней, приходился на 17.07.2017.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что сведения на одно застрахованное лицо за июнь 2017 г. представлены страхователем 15.08.2017, т.е. с нарушением установленного законом срока.
Между тем, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, следовательно, суммы штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Исходя из абзаца второго пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, задолженность по уплате спорной суммы штрафа образовалась 18.07.2017. Срок для добровольного исполнения требования N 048S01180003365 от 07.02.2018 был установлен до 28.02.2018, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании штрафной санкции истекал 28.08.2018.
При указанных обстоятельствах с учетом положений пункта 5 статьи 61, пункта 3 статьи 46 НК РФ, статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающихся к уплате сумм задолженности не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования, то есть до 28.08.2018, и ввиду обращения в суд с заявлением о взыскании штрафной санкции 27.09.2018, Пенсионным фондом пропущен срок на обращение с заявлением о взыскании штрафа по требованию от 07.02.2018 N 048S01180003365.
В соответствии с пунктом 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на обращение с заявлением о взыскании финансовой санкции, пришел к правильному выводу, что обращение 14.08.2018 в суд за взысканием спорной суммы штрафа в порядке приказного производства в пределах установленного законом срока и возвращение заявления о выдаче судебного приказа не влияет на порядок исчисления шестимесячного срока. Соблюдение срока для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций находилось в пределах контроля заявителя, который, зная о существовании установленного законодательством шестимесячного срока для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, исчисляемого с момента истечения срока для исполнения требования о добровольной уплате санкций, не принял своевременных мер для взыскания указанной задолженности в установленном порядке. Со дня принятия определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа от 17.08.2018, т.е. в течение более одного месяца Пенсионный фонд не принимал мер для обращения в суд с соответствующим заявлением, что указывает на длительное бездействие Пенсионного фонда, в связи с чем причины пропуска на обращение в суд не могут являться уважительными.
Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо иных причин, препятствовавших заявителю обратиться в суд своевременно, суду не представлено.
Апелляционный суд отмечает, что Пенсионный фонд, являясь государственным органом, наделенным соответствующими полномочиями и необходимым для их осуществления штатом, имел реальную возможность обратиться в суд с соответствующим заявлением в установленный законом срок.
Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций при отсутствии уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2018 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-22781/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22781/2018
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска
Ответчик: ООО фирма "Лина"