г. Хабаровск |
|
24 января 2019 г. |
А73-13947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от участника ООО "ХЕЛДЕН" Аболончика Д.В.: не явились;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: не явились;
от ООО "ХЕЛДЕН": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу участника Общества с ограниченной ответственностью "ХЕЛДЕН" Аболончика Дмитрия Владимировича
на решение от 24.10.2018 по делу N А73-13947/2018
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Маскаевой А.Ю.,
по заявлению участника Общества с ограниченной ответственностью "ХЕЛДЕН" Аболончика Дмитрия Владимировича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
о признании незаконным решения
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "ХЕЛДЕН"
УСТАНОВИЛ:
Участник Общества с ограниченной ответственностью "ХЕЛДЕН" Аболончик Дмитрий Владимирович (далее - заявитель, Аболончик Д.В.) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее - регистрирующий орган, инспекция) о приостановлении государственной регистрации от 16.08.2018.
К участию в деле привлечено Общества с ограниченной ответственностью "ХЕЛДЕН" (далее - ООО "ХЕЛДЕН").
Не согласившись с данным судебным актом, Аболончик Д.В. обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права, просил его отменить.
По мнению апеллянта, в настоящем случае проверка могла быть проведена без приостановления государственной регистрации; указывает на злоупотребление правом со стороны регистрирующего органа в части принятия решения о приостановлении на один
месяц (максимальный срок приостановления).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела и проверив обоснованность доводов жалобы с учетом письменной позиции инспекции, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО "ХЕЛДЕН" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.01.2014 за основным государственным номером 1142721000487. Адрес (место нахождения) с 09.11.2015 значится - 68000, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4, оф. 105. Единственным учредителем и руководителем юридического лица является Аболончик Дмитрий Владимирович.
По результатам проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска 26.07.2017 внесена запись 2182724115517 о недостоверности сведений об адресе местонахождения ООО "ХЕЛДЕН".
09.08.2018 Аболончик Д.В. обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений в сведения об адресе юридического лица.
16.08.2018 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица.
Не согласившись с действиями инспекции по приостановлению государственной регистрации адреса ООО "ХЕЛДЕН", Аболончик Д.В. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу пункта 1.2 статьи 9 этого Закона необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При этом Закон N 129-ФЗ определяет государственную регистрацию как акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1).
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Как установлено пунктом 2 статьи 54 ГК РФ, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица, в том числе, общества с ограниченной ответственностью, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Сведения об адресе места нахождения юридического лица (его единоличного исполнительного органа) подлежат внесению в ЕГРЮЛ (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
При этом пунктом 3 статьи 51 ГК РФ прямо предусмотрено, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Как следует из материалов дела, 08.08.2018 в регистрирующий орган от руководителя ООО "ХЕЛДЕН" на государственную регистрацию поступило заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001, решение единственного участника от 09.08.2018.
Документы представлены в связи с изменением адреса общества, включением в ЕГРЮЛ сведений об адресе: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 65.
Инспекцией при проверке поступивших на государственную регистрацию документов установлено, что в период с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об ООО "ХЕЛДЕН" (26.07.2017) и до подачи заявления по форме N Р14001 (от 09.08.2018 N 13933А) заявитель Аболончик Д.В. неоднократно направлял документы с целью внесения изменений в сведения об адресе общества, что подтверждается заявлениями от 17.02.2017 N 3166А, от 23.03.2018 N 5114А, от 31.07.2018 N 13424А, соответствующими решениями единственного участника от 17.02.2017, от 23.03.2018, от 37.07.2018.
Сведения об адресе общества, являющимся адресом жилого помещения, указывались в заявлении от 17.02.2018 N 3166А (Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, ул. Уссурийская, д.10В, квартира 1), в заявлении от 31.07.2018 N 13424А (Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д.15, кв. 65).
По указанным заявлениям регистрирующим органом приняты решения об отказе в государственной регистрации, в том числе по заявлению от 31.07.2018 N 13424А, в связи с тем, что указанный в заявлении адрес жилого помещения как адрес местонахождения общества: г. Хабаровск, ул. Пушкина, д.15 кв. 65, по месту жительства учредителя общества, не соответствовал достоверности, поскольку на момент подачи заявления и его рассмотрения регистрирующим органом, адресом места жительства Аболончика Д.В. значился иной адрес.
Таким образом, уполномоченный орган на момент рассмотрения заявления по форме Р14001 от 08.08.2018 располагал информацией о том, что местом регистрации Аболончика Д.В. является адрес, отличный от адреса, указанного в заявлении.
Учитывая изложенное, у регистрирующего органа имелись достаточные основания для принятия решения от 16.08.2018 о приостановлении государственной регистрации с целью проверки достоверности сведений, вносимых в государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней, установленных Законом N 129-ФЗ на осуществление государственной регистрации, при наличии оснований для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, имеет право принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Из материалов дела видно, что решение о приостановлении государственной регистрации по заявлению от 08.08.2018 N 13933А принято регистрирующим органом 16.08.2018, то есть с соблюдением установленного законом срока для принятия такого решения.
Доводы заявителя о том, что мероприятия по проверке достоверности сведений регистрирующим органом могли быть проведены в течение установленного для осуществления регистрации срока, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено право регистрирующего органа при наличии оснований приостановить государственную регистрацию на срок не более месяца, при этом отсутствуют положения, обязывающие регистрирующий орган проводить мероприятия согласно пункту 4.2 статьи 9 в срок, установленный для осуществления государственной регистрации.
Таким образом, оспариваемое решение принято инспекцией в установленный законом срок; оно содержит основания, по которым приостановлена государственная регистрация - проверка достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений; в решении указан срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц - до 03.09.2018, то есть в пределах установленного законом срока.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом. Оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.10.2018 по делу N А73-13947/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13947/2018
Истец: Аболончик Дмитрий Владимирович
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска
Третье лицо: ООО "ХЕЛДЕН"