город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2019 г. |
дело N А53-19305/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Крайновой Н.Ю.: Москалев Д.В., паспорт, по доверенности от 30.05.2018,
от Ростовского УФАС: Кикичева Я.В., удостоверение, по доверенности от 09.01.2019 N 3,
от АНО МФК "РРАПП": Зиновьева О.П., паспорт, по доверенности от 10.10.2018,
от КСП г. Ростова-на-Дону: Кисилева Т.И., паспорт, по доверенности от 20.07.2018 N 580,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крайновой Натальи Юрьевны
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2018 по делу N А53-19305/2018,
принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению Крайновой Натальи Юрьевны
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительным решения,
при участии третьих лиц: Департамент экономики г. Ростова-на-Дону, Контрольно-счётная палата г. Ростов-на-Дону, автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства", общество с ограниченной ответственностью "Порядок действий", общество с ограниченной ответственностью "НК "Квадрат",
УСТАНОВИЛ:
Крайнова Наталья Юрьевна (далее - Крайнова Н.Ю.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании недействительным решения от 19.01.2018 N 619/05.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент экономики г. Ростова-на-Дону, Контрольно-счётная палата г. Ростов-на-Дону, автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства", общество с ограниченной ответственностью "Порядок действий", общество с ограниченной ответственностью "НК "Квадрат".
Решением от 17.10.2018 в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Крайнова Н.Ю. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на основании решения УФАС было вынесено постановление о привлечении Крайновой Н.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ; при принятии решения от 19.01.2018 N 619/05 УФАС не проведен анализ состояния конкуренции, не установлена цель картельного соглашения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Департамента экономики г. Ростова-на-Дону, ООО "Порядок действий", ООО "НК "Квадрат", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Департамента экономики г. Ростова-на-Дону, ООО "Порядок действий", ООО "НК "Квадрат".
Представитель Крайновой Н.Ю. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Представители АНО МФК "РРАПП" и Контрольно-счетной палаты г. Ростова-на-Дону в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС поступило обращение Контрольно-счётной палаты города Ростова-на-Дону о нарушении Департаментом экономики города Ростова-на-Дону (далее - Департамент) и участниками конкурсов N 0158300057615000011, N 0158300057615000027 антимонопольного законодательства.
Управлением установлено, что действия участников открытых конкурсов N 0158300057615000011, N 0158300057615000027 содержат признаки реализованного ими при участии в конкурсах устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах, что является нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании приказа руководителя УФАС от 28.03.2017 N 109 возбуждено дело N 619/05 по признакам нарушения АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ.
При рассмотрении дела комиссия Управления установила, что Департаментом экономики города Ростова-на-Дону проведены закупки N 0158300057615000011, N 0158300057615000027.
31.03.2015 Департаментом экономики города Ростова-на-Дону опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0158300057615000011 "Оказание комплекса услуг по обеспечению функционирования муниципального центра развития предпринимательства". Начальная (максимальная) цена контракта 25 234 500,00 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 21.04.2015, на участие в открытом конкурсе N 0158300057615000011 подано две заявки: ООО "Порядок действий" и НП "РРАПП" (с 15.07.2016 - АНО "РРАПП", далее по тексту АНО "РРАПП").
Решением членов комиссии по итогам рассмотрения заявок допущены обе заявки (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.04.2015 N ПРО 1 для закупки N 0158300057615000011):
АНО "РРАПП", с ценой 25 230,0 тыс. рублей - падение цены на 4,5 тыс. рублей, или 0,018% от начальной (максимальной) цены контракта;
ООО "Порядок действий", с ценой 25 232,0 тыс. рублей - падение цены на 2,5 тыс. рублей, или 0.001% от начальной (максимальной) цены контракта.
Победителем открытого конкурса признано АНО "РРАПП" с ценовым предложением 25 230,0 тыс. рублей, с которым Департаментом 13.05.2015 заключён муниципальный контракт N 11.
28.12.2015 Департаментом опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0158300057615000027 "Оказание комплекса услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства". Начальная (максимальная) цена контракта 28 000 000,00 рублей.
Согласно журналу регистрации заявок, 14.01.2016 подано две заявки от ООО "НК Квадрат" и ООО "Порядок действий".
Победителем открытого конкурса в 2016 году признано ООО "Порядок действий", с ценовым предложением 27 980,0 тыс. рублей.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.01.2016 для закупки N 0158300057615000027 обе заявки допущены к участию в закупке: ООО "НК Квадрат", с ценой 28 000,0 тыс. рублей (без НДС), падение цены 0,0 % от начальной (максимальной) цены контракта; ООО "Порядок действий", с ценой 27 980,0 тыс. рублей (без НДС), падение цены на 20,0 тыс. рублей, или 0,07% от начальной (максимальной) цены контракта.
По итогам конкурса Департаментом заключен муниципальный контракт от 02.02.2016 N 7 с ООО "Порядок действий" на сумму 27 980,0 тыс. рублей (без НДС).
Управление ФАС пришло к выводу, что ООО "НК Квадрат", АНО "РРАПП" и ООО "Порядок действий" имеют устойчивые связи (характер которых, однако, исключает их юридическую подконтрольность одному лицу).
Согласно письму ООО "НК Квадрат" (вхд. от 31.08.2017 N 13113), единственным учредителем ООО "НК Квадрат" является Адамова Галина Георгиевна, которая с 11.01.2006 является сотрудником АНО "РРАПП".
Деменский Евгений Игоревич в период с 19.07.2013 по 24.03.2014 являлся учредителем ООО "Порядок действий", на момент проведения конкурсов - первый заместитель директора АНО "РРАПП".
Согласно пояснениям АНО "РРАПП" (вхд. от 10.10.2017 N 11066), директором АНО "РРАПП" в период с 01.01.2015 по 15.03.2017 являлась Крайнова Н.Ю.
В то же время, Крайнова Н.Ю. с 08.12.2015 по 26.12.2016 являлась совладельцем ООО "Порядок действий".
С 14.02.2011 сотрудником АНО "РРАПП" была Волошина (Ткаченко) Наталья Александровна, которая с 12.08.2015 является директором ООО "НК Квадрат".
Установлено, что между АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" имеются договорные отношения.
Победителем открытого конкурса N 0158300057615000011 признано АНО "РРАПП" с ценовым предложением 25 230,0 тыс. руб., с которым Департаментом 13.05.2015 заключён муниципальный контракт N 11.
До проведения открытого конкурса N 0158300057615000011 между АНО "РРАПП" и ООО "Порядок действий" заключены договоры:
предмет договора - коллекторские услуги, дата заключения договора -21.08.2013, сумма договора - 1 271 175 руб. 53 коп.,
предмет договора - методологическое сопровождение мероприятий по автоматизации управленческой деятельности в части микрофинансирования, дата заключения договора - 01.08.2013, сумма договора -90 000 руб.,
предмет договора - информационно-консультационные услуги, дата заключения договора - 01.08.2013, сумма договора - 156 000 руб.,
предмет договора - услуги по подготовке документов по прохождению инспекционного аудита, дата заключения договора - 19.08.2013, сумма договора - 50 000 руб.,
предмет договора - информационно-консультационные услуги по вопросам микрофинансирования, дата заключения договора - 01.02.2014, сумма договора -4 500 000 руб.,
предмет договора - подготовка аналитических отчётов по микрофинансовой деятельности, подготовка технических заданий и предложений по доработке программного обеспечения, дата заключения договора - 01.02.2014, сумма договора -1 920 000 руб.,
предмет договора - субаренда нежилого помещения, дата заключения договора - 04.03.2014, сумма договора - 57 762 руб. 41 коп.,
предмет договора - оказание услуг по обеспечению деятельности Ростовского бизнес-инкубатора, дата заключения договора - 04.03.2014, сумма договора - 7 419 руб. 06 коп.,
предмет договора - информационно-консультационные услуги субъектам СМП по вопросам компетенции ЕИКЦ, дата заключения договора - 01.04.2014, сумма договора - 1 373 000 руб.,
предмет договора - экспертиза бизнес-планов, дата заключения договора -20.06.2014, сумма договора - 393 000 руб.,
предмет договора - услуги по разработке и обеспечению реализации проекта "коворкинг-центра", дата заключения договора - 12.01.2015, сумма договора -1 105 000 руб.
Некоторые из указанных договоров являлись действующими на момент проведения закупки.
При выполнении контракта, заключённого по итогам закупки N 0158300057615000011 АНО "РРАПП" нанимало как субподрядную организацию ООО "Порядок действий", в том числе, обществом оказывались услуги по следующим договорам:
предмет договора - услуги по разработке и обеспечению реализации проекта "коворкинг-центра", дата заключения договора - 12.01.2015, сумма договора - 700 000 руб.,
предмет договора - оказание услуг (разработка методических материалов, социологическое исследование, проведение мероприятий, анализ обращений), дата заключения договора - 01.06.2015, сумма договора - 2 275 000 руб.,
предмет договора - возмездное оказание услуг (экспертиза бизнес-планов), дата заключения договора - 10.11.2015, сумма договора - 300 000 рублей.
Об уверенности АНО "РРАПП" в победе по итогам закупки N 0158300057615000011 свидетельствует контракты, которые заключены партнёрством до заключения контракта. Отдельные контракты заключены даже до определения победителя конкурса.
Победителем закупки АНО "РРАПП" признано 22.04.2015, договор с Департаментом заключён 13.05.2017.
При этом, договор аренды нежилого помещения N 257 между ЗАО "Красноармейская" и АНО "РРАПП" заключён 17.04.2015. Объектом аренды по данному договору является нежилое помещение, общей площадью 1180,1 кв. м, расположенное в г. Ростове-на-Дону по ул. Красноармейская, 170.
06.04.2015 АНО "РРАПП" внесло предоплату:
ИП Зимовец А.Г. по договору от 02.04.2015 N 02/04-2015 по изготовлению и монтажу декоративных панелей согласно счёту от 02.04.2015 N 1 на сумму 363 600,00 рублей;
ООО "Виктория" за изготовление металлических столов и амфитеатра N 1 согласно договору N 213 и счету от 27.03.2015 N 32 на сумму 518 816,00 рублей (80% от суммы договора);
ООО "Юнион" за стулья и полу кресла согласно счету от 03.04.2015 N /70636/100 на сумму 161 230,00 рублей.
21.04.2015 АНО "РРАПП" внесло предоплату за выполнение ООО "Воздух-климат" монтажных работ по договору от 16.04.2015 N 16042015 на сумму 338 610,00 руб., оплатило внутренние, наружные блоки, исполнительные блоки ротации, регуляторы давления конденсации по договору с ООО "Дженерал Дон" от 16.04.2015 N 4 на сумму 705 200.00 рублей.
Также до заключения контракта АНО "РРАПП" оплачены товары (услуги) ИП Петраченко Л.Б. (цветы, грунт, пересадку и доставку растений согласно счёту от 20.04.2015 N 45), ИП Ткаченко А.С. (радиосистема, микрофон, проектор, стойки под колонки, ноутбук согласно договору от 20.04.2005 N 20/04 по счёту от 20.04.2015 N 13; доставка, монтаж и установка музыкального оборудования и проектора согласно договору от 20.04.2015 N 20/04 по счёту от 20.04.2015 N 14), ИП Трофимчук О.А. (кисти, валики, колеровку, эмаль согласно счёту от 17.04.2015 N 4654).
В свою очередь, в составе заявки ООО "Порядок действий" присутствуют лишь те документы, которые необходимы для признания заявки участника соответствующей требованиям документации о закупке.
ООО "Порядок действий" не представило документов и информации о наличии опыта оказания информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, наличия опыта проведения экспертизы бизнес-планов, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
При этом ООО "Порядок действий" выполняло данные работы по договорам с АНО "РРАПП" в 2013-2014 годах. Также в заявке отсутствует информация о наличии у участника необходимого для проведения закупки помещения. В то время как по договору на оказание услуг, заключённому между АНО "РРАПП" и ООО "Порядок действий", последнее обязуется оказывать АНО "РРАПП" услуги, направленные на разработку и обеспечение реализации проекта "коворкинг-центр", в том числе, осуществить подбор помещений для размещения центра.
То есть, ООО "Порядок действий" победить в закупке N 0158300057615000011 намерения не имело, участие данного общества являлось формальным в целях обеспечения заключения по итогам данного конкурса контракта АНО "РРАПП".
Необходимость участия в конкурсе второго участника обусловлена намерением избежать проведения внеплановой проверки контрольными органами по закупке, в случае признания закупки несостоявшейся.
28.12.2015 Департаментом опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0158300057615000027 "Оказание комплекса услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства".
При проведении открытого конкурса N 0158300057615000027 АНО "РРАПП" отказалось от участия в закупке в пользу ООО "Порядок действий".
28.12.2015 сторонами заключён договор аренды движимого имущества, по которому АНО "РРАПП" предоставило ООО "Порядок действий" во временное владение и пользование движимое имущество вместе с его принадлежностями и документацией, необходимой для его использования. Договор аренды нежилого имущества на помещение, ранее арендованное АНО "РРАПП", 27.12.2015 заключён ООО "Порядок действий" с ЗАО "Красноармейская".
Так, между ООО "Порядок действий." и АНО "РРАПП" после публикации извещения заключены следующее договоры, направленные на исполнение ООО "Порядок действий":
предмет договора - аренда движимого имущества, дата заключения договора - 28.12.2015, сумма договора - 253 362 руб.,
предмет договора - соглашение о сотрудничестве, дата заключения договора - 05.02.2016, сумма договора - без финансовых обязательств,
предмет договора - купли-продажи движимого имущества, дата заключения договора - 01.03.2016, сумма договора - 1 200 000 руб.,
предмет договора - купли-продажи движимого имущества (ТМЦ), дата заключения договора - 10.06.2016, сумма договора - 684 831 руб. 21 коп.,
предмет договора - купли-продажи движимого имущества (ОС), дата заключения договора - 10.06.2016, сумма договора - 2 136 588 руб.
Поясняя причины, по которым было принято решение не участвовать в открытом конкурсе N 0158300057615000027, АНО "РРАПП" указало, что на 2016 году была запланирована реализация основного мероприятия программы, направленного на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства - предоставление субсидии АНО "РРАПП" на создание и (или) развитие центра поддержки предпринимательства для оказания комплекса информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время, решение о предоставлении субсидии было принято Правительством Ростовской области только 29.06.2016, для оказания услуг АНО "РРАПП" использовалось иное помещение, что указывает на возможность оказания услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства в помещении, расположенном в г. Ростове-на-Дону по ул. Красноармейская, 170.
Для оказания информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, АНО "РРАПП" в 2016 году привлекалось, в том числе, ООО "Порядок действий", что также свидетельствует о возможности АНО "РРАПП" исполнять контракт по результатам участия в открытом конкурсе N 0158300057615000027 на условиях субподряда.
На момент участия ООО "Порядок действий" во второй закупке учредителем общества являлась Крайнова Н.Ю., одновременно замещающая должность директора АНО "РРАПП".
При участии в закупке ООО "НК Квадрат" учредителем являлась Адамова Г.Г., директором - Волошина Н.А. Одновременно Адамова Г.Г. занимала должность внутреннего аудитора в АНО "РРАПП".
В заявке ООО "Порядок действий" содержался договор от 11.01.2016 N 2, заключённый с индивидуальным предпринимателем Н.А. Волошиной, где ООО "Порядок действий" (заказчик) поручает Н.А. Волошиной (исполнитель) оказать информационно-консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства и т.д. Данный договор вступил в силу с 10.02.2016 и действовал до 31.12.2016.
Кроме этого, в заявке участника конкурса - ООО "НК Квадрат" в качестве подтверждения критерия "Квалификация участников закупки" содержался акт сдачи-приёмки услуг, оказанных в соответствии с договором возмездного оказания услуг от 10.11.2015 N 2, заключённым с АНО "РРАПП" на проведение комплексной экспертизы бизнес-планов субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждает наличие постоянных договорных отношений и взаиморасчетов между участниками конкурса.
Согласно контракту, ООО "Порядок действий" должен был оказать комплекс услуг по организации деятельности муниципального центра развития предпринимательства в период с 02.02.2016 по 25.12.2016.
Таким образом, заявка на участие в конкурсе N 0158300057615000011 подавалась ООО "Порядок действий" лишь формально, без реального намерения победить на торгах. Аналогично подача заявки на участие в конкурсе N 0158300057615000027 осуществлялась ООО "НК Квадрат" также без намерения победить в закупке.
Это лишает торги их сущностного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных предложений лиц, намеревающихся заключить договор по результатам торгов.
АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" осуществляли деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке оказания услуг по организации деятельности и обеспечению функционирования муниципального центра развития предпринимательства.
Таким образом, по результатам проведённой проверки Управлением принято решение от 19.01.2018 по делу N 619/05, в соответствии с которым автономная коммерческая организация - микрофинансовая организация "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства", ООО "Порядок действий", ООО "НК Квадрат" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ в части заключения и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на поддержание цен на торгах в рамках конкурсов N N 0158300057615000011, 0158300057615000027.
Считая незаконным решение Ростовского УФАС от 19.01.2018 по делу N 619/05, Крайнова Н.Ю. обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания незаконными действий должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Пунктом 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" определено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным ФЗ "О защите конкуренции".
Федеральный закон N 135-ФЗ устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объёму продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.
Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ последствиям.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела подтверждено, что АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" осуществляли деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке оказания услуг по организации деятельности и обеспечению функционирования муниципального центра развития предпринимательства, при этом при участии в конкурсах N 0158300057615000011, N 0158300057615000027 указанные лица использовали модель группового поведения, выраженную в формальном участии второго участника закупки без намерения победить в торгах в целях обеспечения заключения контракта по итогам конкурсов с определённым участником.
Следствием совместных действий АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" явилось заключение контрактов без достижения экономии бюджетных средств.
Таким образом, действия АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" являются результатом заключения и реализации устного соглашения, направленного на согласование их действий при участии в конкурсах N 0158300057615000011, N 0158300057615000027.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что при принятии решения от 19.01.2018 N 619/05 УФАС не проведен анализ состояния конкуренции, не установлена цель картельного соглашения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, способом неконкурентных торгов в данноом случае является условие картельного соглашения о выдвижении конкурентом заведомо неконкурентоспособного предложения, чтобы выиграла заявка АНО "РРАПП" (при проведении закупки N 0158300057615000011), или соответственно ООО "Порядок действий" (при проведении закупки N 0158300057615000027).
В составе заявки ООО "Порядок действий" присутствуют лишь те документы, которые необходимы для признания заявки участника соответствующей требованиям документации о закупке. ООО "Порядок действий" победить в закупке N 0158300057615000011 намерения не имело, участие данного общества являлось формальным в целях обеспечения заключения по итогам данного конкурса контракта АНО "РРАПП".
Действия ООО "Порядок действий" по непредставлению документов, свидетельствующих о наличии у общества необходимых для исполнения контракта ресурсов, а также опыта оказания аналогичных услуг, указывают на признаки умышленности и направленности в пользу АНО "РРАПП". Эти участники совместно реализовывали единую стратегию поведения, целью которой являлось достижение взаимовыгодного результата - победы АНО "РРАПП".
Совпадение ценового предложения АНО "РРАПП" с коммерческим предложением, направленным Департаменту в рамках формирования начальной (максимальной) цены контракта не свидетельствует об экономической обоснованности данного предложения, указывает на то, что при формировании коммерческих предложений АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" также действовали в интересах друг друга, поскольку начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании предложений данных субъектов (текст всех трех ценовых предложений совпадает): ООО "НК Квадрат", с ценой - 25 ООО, 0 тыс. рублей; НП РРАПП, с ценой - 25 500,0 тыс. руб.; ООО "Порядок действий", с ценой -25 203,0 тыс. рублей.
Аналогичные обстоятельства установлены и при анализе поведения АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" в рамках конкурса N 0158300057615000027.
При проведении открытого конкурса N 0158300057615000027 АНО "РРАПП" отказалось от участия в закупке в пользу ООО "Порядок действий". Отсутствие воли АНО "РРАПП" на участие в торгах с аналогичным предметом не свидетельствует об экономической нецелесообразности участия в закупке N 0158300057615000027, учитывая наличие у АНО "РРАПП" необходимых ресурсов.
При указанных обстоятельствах, материалами дела подтверждается, что действия участников являлись результатом соглашения, заключенного в устной форме, которое приводило к поддержанию цен на торгах, что свидетельствовало о нарушении ими пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ.
Следовательно, действия АНО "РРАПП" совместно с ООО "НК Квадрат" направлены на достижение взаимовыгодного результата - победы ООО "Порядок действий".
Общей экономической целью являлось получение бюджетных средств и их разделение посредством получения и разделения контрактных работ.
Лицо может быть признано участником антиконкурентного соглашения даже в том случае, если оно не являлось непосредственным участником торгов.
Действия участников конкурсов N N 0158300057615000011, 015830005761500002 направлены не на обеспечение конкуренции, а на достижение победы одного из участнике сговора с наименьшим снижением цены контракта.
Схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между АНО МФК "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" устного соглашения, которое привело к поддержанию цен в конкурсах
Наличие устойчивых связей между организациями, в том числе общих работников, свидетельствует о наличии контактов между конкурентами, которые создают условия для достижения соглашения.
Необходимость участия в конкурсе второго участника обусловлена намерением избежать проведения внеплановой проверки контрольными органами по закупке, в случае признания закупки несостоявшейся.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях АНО "РРАПП", ООО "Порядок действий" и ООО "НК Квадрат" нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ в части заключения и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на поддержание цен на торгах в рамках конкурсов N 0158300057615000011, N 0158300057615000027.
Экономическая выгода заключается в данном случае в том, ответчики действовали в интересах друг друга. Действия участников конкурс направлены на достижение единой цели - заключение одним из участников государственных контрактов по наиболее выгодной цене.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое заявителем решение Управления является законным и не нарушает законные прав и интересы заявителя по делу.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10, для заключения вывода о наличии нарушений антимонопольного законодательства, выражающихся в создании картеля (заключении антиконкурентного соглашения), не требуется доказывание антимонопольные органом фактического исполнения участниками картеля условий соответствующего противоправного соглашения, а также фактического наступления последствий, указаны в части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку рассматриваемое нарушение состоит в самом достижении участниками картеля договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в названной норме последствиям.
Судом первой инстанции также сделан обоснованный вывод о том, что Крайновой Н.Ю. не доказано нарушение ее прав и законных интересов оспариваемым решением УФАС.
Решение УФАС от 19.01.2018 N 619/05 не содержит выводов и предписаний относительно Крайновой Н.Ю., которая не привлекалась к участию в деле N 619/05.
Заявитель указывает, что на основании решения УФАС было вынесено постановление о привлечении Крайновой Н.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, ссылки привлекающего к административной ответственности лица на оспариваемое решение УФАС как на доказательство наличия события правонарушения, не свидетельствует о том, что само по себе, решение УФАС от 19.01.2018 N 619/05 затрагивает права и интересы Крайновой Н.Ю.
Постановление о привлечении к административной ответственности принимается на основании анализа совокупности обстоятельств, подтверждающих наличие в действиях должностного лица состава правонарушения, включая доказанность вины в совершении правонарушения.
Оспариваемое решение УФАС не содержит выводов относительно влияния Крайновой Н.Ю. как должностного лица на действия юридического лица АНО "РРАПП" применительно к участию в картели и действиях организации на торгах.
Доказанность нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и интересов заявителя по делу является обязательным условием удовлетворения требований, заявляемых в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение Ростовского УФАС от 19.01.2018 N 619/05 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, в связи с чем предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления Крайновой Н.Ю. отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о защите конкуренции и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 17.10.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17 октября 2018 года по делу N А53-19305/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19305/2018
Истец: Крайнова Наталья Юрьевна, МОСКАЛЕВУ Д.В. ПРЕДСТАВИТЕЛЮ КРАЙНОВОЙ Н.Ю.
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-МИКРОФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА", АНО " РРАПП", ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ, Контрольно-счётная палата города Ростова-на-Дону, ООО "НК КВАДРАТ", ООО "ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ"