Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 мая 2019 г. N Ф01-1818/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А39-6936/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Александровой О.Ю., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.10.2018 по делу N А39-6936/2018, принятое судьей Юськаевой Р.К. по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) об урегулировании разногласий по договору купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности,
при участии в судебном заседании представителя:
от ПАО "Т Плюс" - Смолановой Ю.Н. по доверенности от 04.12.2017 N 2127 (сроком до 31.12.2020),
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, Общество) обратилось в суд иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - ответчик, Теруправление) об урегулировании разногласий по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105067:216, находящегося в федеральной собственности.
Решением от 14.06.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия урегулировал разногласия, возникшие между ответчиком (продавец) и истцом (покупатель), при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105067:216, находящегося в федеральной собственности, изложив
пункт 2.1 договора в следующей редакции: "2.1. Цена участка составляет 3 325 461 руб. (Три миллиона триста двадцать пять тысяч четыреста шестьдесят один рубль) 26 коп. без учета НДС";
пункт 2.2 договора в следующей редакции: "2.2. Покупатель оплачивает цену Участка, указанную в пункте 2.1 настоящего Договора, в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи земельного участка";
исключил из текста договора пункты 4.2.4, 5.1;
а также утвердил пункт 5.3 договора в следующей редакции: "5.3. За нарушение срока внесения платежа, указанного в пункте 2.2 настоящего Договора, Покупатель выплачивает пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы за каждый календарный день просрочки. Пени перечисляются в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 настоящего Договора для оплаты цены Участка".
Не согласившись с принятым судебным актом, Теруправление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части урегулирования разногласий относительно цены выкупаемого земельного участка.
По существу возражения заявителя сводятся к тому, что выкупная цена земельного участка должна исчисляться в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, действующей в настоящий момент, а не на момент подачи Обществом заявления о выкупе земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность доводов заявителя, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу N А39-3969/2012 признано незаконным, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации бездействие Теруправления, выразившееся в непредоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 327 116 кв.м, кадастровый номер 13:23:1105067:216, местоположение: Республика Мордовия, г. Саранск, Александровское шоссе, д. 13.
Указанным судебным актом Теруправлению вменено в обязанность в месячный срок со дня принятия настоящего судебного акта подготовить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка с указанием выкупной цены в размере 2,5% от его кадастровой стоимости, в трех экземплярах и их подписать, а также направить проекты договора для подписания Обществу.
Во исполнение постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу N А39-3969/2012 Теруправление направило в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105067:216 (сообщение от 28.11.2017 N12463).
В свою очередь Общество направило протокол разногласий к указанному договору (сообщение от 28.12.2017 N 50600-08-04741).
Недостижение результата по согласованию возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка разногласий послужило истцу основанием для предъявления в суд настоящего иска, при разрешении которого суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием (пункт 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подпункте 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Размер выкупной цены земельного участка определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания пункта 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
В Теруправление с заявлением о выкупе спорного земельного участка в собственность Общество обратилось 28.06.2012, что установлено постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу N А39-3969/2012.
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастрового паспорта земельного участка, который позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Установлено, что Общество, направляя 28.06.2012 соответствующее заявление в уполномоченный орган, выразило желание, готовность реализовать свое право на приобретение земельного участка под принадлежащими ему зданиями, строениями, сооружениями. Однако на момент обращения Общество не имело возможности представить кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок в связи с незаконным бездействием Теруправления, выразившимся в неосуществлении раздела арендованного Обществом земельного участка с целью образования земельного участка, необходимого ему для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А39-3799/2012.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.07.2018 N 13/2018-175798 впервые утвержденная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:1105067:216 (на дату 28.10.2013) составляла 133 018 450 руб. 20 коп.
Принимая во внимание все вышеизложенное, апелляционный суд полагает правомерным производить расчет выкупной стоимости спорного земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере 133 018 450 руб. 20 коп., следовательно, судом первой инстанции при урегулировании разногласий по пункту 2.1 договора верно определена цена земельного участка в сумме 3 325 461 руб. 26 коп. (133 018 450,2 руб.*2,5%).
Таким образом, судебный акт в оспариваемой части соответствует нормам права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Доводы Теруправления о необходимости расчета стоимости земельного участка из новой кадастровой стоимости, установленной на момент принятия судебного решения, изучены и отклоняются как несостоятельные, поскольку они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.10.2018 по делу N А39-6936/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-6936/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области