г. Пермь |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А60-48927/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельевой Н.М.
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 06 ноября 2018 года
по делу N А60-48927/2018
принятое судьёй Киселёвым Ю.К. в порядке упрощенного производства
по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426)
к Федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6658068707, ОГРН 1026602330677)
о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 4500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М, за январь и февраль 2018 года,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - фонд, управление) обратилось в суд с заявлением к Федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 1 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 9 000,00 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) за январь, февраль 2018 года в общей сложности на 9 застрахованных лиц.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены частично.
Взыскано с учреждения в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в сумме 2 250,00 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. В апелляционной жалобе учреждение указывает на то, что решение суда принято с нарушением норм материального права, судом первой инстанции не были оценены доводы заявителя, изменение количества застрахованных лиц было выявлено страхователем самостоятельно, до составления акта управлением.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в отношении учреждения в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за январь, февраль 2018 года, управлением выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся, по мнению заявителя, в непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных статьёй 11 Закона N 27-ФЗ в общей сложности на 9 застрахованных лиц.
Данные факты зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.04.2018 г. N 075S18180011215 (январь 2018 г.); N 075S18180011177 (февраль 2018 г.).
Решениями фонда от 15.05.2018 г. N 075S19180013846 (январь 2018 г.) и 075S19180013847 (февраль 2018 г.) учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 2 500,00 руб. и 2 000,00 руб. соответственно.
Учреждению направлены требования от 14.06.2017 г. N 075S01180024941 и 075S01180024945 за январь и февраль 2018 года соответственно об уплате финансовых санкций в срок до 12.07.2018 г.
Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что учреждением представлены дополняющие сведения за исследуемые периоды на застрахованных лиц, сведения о которых не были включены в ранее представленную "Исходную" форму СЗВ-М, то есть с нарушением установленного законом срока представления сведений.
В тоже время, судом первой инстанции учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя, в связи с чем размер штрафа снижен в два раза.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) товарищество является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в исследуемый период), страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца (не позднее 15-го числа с 2017 года), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице;
Сведения представляются по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен
Таким образом, исходя из нормативных требований, отчетность за январь, февраль 2018 года, как отчетный период, страхователи обязаны представить в территориальные органы ПФР, с учетом выходных дней, не позднее 15 февраля 2018 года. 15 марта 2018 года соответственно, на что верно указано судом первой инстанции.
Учреждением сведения по форме СЗВ-М с кодом "исхд" (исходная форма) за январь, февраль 2018 года как отчетный период представлены в фонд с соблюдением нормативно установленного срока, что управлением не оспаривается.
Суд первой инстанции, оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, пришел к выводу о том, что последующее представление страхователем дополняющих форм за пределами установленного срока образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (несвоевременность).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была заявителем установлена самостоятельно и исправлена до обнаружения неточности управлением и составления акта, в отчетность внесены изменения.
Действия заявителя в настоящем случае следует оценивать как реализацию права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьёй 15 Закон N 27-ФЗ, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для привлечения страхователя к ответственности, поскольку в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 г. Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьёй 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 г. N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 6 к Постановлению).
Согласно данному приложению акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее фондом, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом не подтверждена, оспариваемое решение фонда следует признать недействительным, и, как следствие, отказать в удовлетворении требований управления о применении финансовой санкции в полном объёме.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции отмечает, что иная оценка условий применения данной правовой нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.
Аналогичная правовая позиция высказана в Определении Верховного Суда
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 ноября 2018 года по делу N А60-48927/2018 следует отменить в части, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме в связи с неправильным применением норм материального права (часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос о распределении государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку при подаче искового заявления, апелляционной жалобы государственная пошлина не уплачивалась, истец и ответчик являются лицами, освобождёнными от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 ноября 2018 года по делу N А60-48927/2018 отменить в части.
В удовлетворении заявленных требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области отказать в полном объёме.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48927/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 1 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"