г. Тула |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А09-7148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.01.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Большакова Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Клинцовское СМУ" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2018 по делу N А09-7148/2018 (судья Грахольская И.Э.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Клинцовское СМУ" (Брянская область, г. Клинцы, ОГРН 1023201336212, ИНН 3203002954) к Управлению Федерального казначейства по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746181, ИНН 3234013018), третьи лица: КП Брянской области "Управление капитального строительства", Департамент финансов Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области, Советский РОСП УФССП России по Брянской области; о признании незаконным возврата исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Клинцовское Строительно-Монтажное Управление" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Брянской области о признании незаконным уведомления о возврате исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 015171381, выданного 08.12.2017 на основании решения Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-2659/2017 от 30.10.2017. Кроме того, заявитель просил обязать Управление Федерального казначейства по Брянской области исполнить требования исполнительного листа серии ФС N 015171381, выданного 08.12.2017 на основании решения Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-2659/2017 от 30.10.2017 и перечислить ОАО "Клинцовское СМУ" сумму задолженности.
Решением от 15.10.2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствую материалам дела.
Общество указывает, что Бюджетный Кодекс Российской Федерации не регулирует исполнение исполнительных документов о взыскании за счет средств казны субъекта РФ денежных средств по обязательствам казенного предприятия. Полагает, что суд в своем решении не указал правовой нормы, которая запрещает казначейству производить списание денежных средств с открытых у него счетов казны Брянской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, в связи с чем и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2016 по делу N А09-9362/2016 с казенного предприятия Брянской области "Управление капитального строительства" в пользу открытого акционерного общества "Клинцовское Строительно-Монтажное Управление" взыскано 20 039 750 руб. 44 коп. долга, 5 000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.01.2015 по 02.01.2015, а также 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
На вступившее в законную силу решение суда 12.12.2016 был выдан исполнительный лист серии ФС 012279990, на основании которого судебным приставом-исполнителем Советского РО СП г.Брянска 14.02.2017 возбуждено исполнительное производство N 4507/17/32001-ИП.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.10.2017 по делу N А09-2659/2017 с казенного предприятия Брянской области "Управление капитального строительства" в пользу открытого акционерного общества "Клинцовское Строительно-Монтажное Управление" взыскано 4 278 912 руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.01.2015 по 20.10.2017, с дальнейшим взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности 19 398 568 руб. 91 коп. за период с 21.10.2017 по день фактической оплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России действующей на момент исполнения, а также 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Кроме того, указанным решением при недостаточности имущества у казенного предприятия Брянской области "Управление капитального строительства" для погашения задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, взысканными решением Арбитражного суда Брянской области от 27.10.2016 по делу N А09-9362/2016, взыскано в порядке субсидиарной ответственности с субъекта Российской Федерации "Брянская область" в лице Департамента финансов Брянской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Брянская область" в пользу ОАО "Клинцовское Строительно-Монтажное Управление" 19 398 568 руб. 91 коп. задолженности по состоянию на 20.10.2017, 5000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.01.2015 по 02.01.2015.
На вступившее в законную силу решение суда 08.12.2017 был выдан исполнительный лист серии ФС 015171381 на взыскание с субъекта Российской Федерации "Брянская область" в лице Департамента финансов Брянской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Брянская область" в пользу ОАО "Клинцовское Строительно-Монтажное Управление" 19 398 568 руб. 91 коп. задолженности по состоянию на 20.10.2017 и 5000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.01.2015 по 02.01.2015.
03 апреля 2018 года ОАО "Клинцовское СМУ" обратилось в Управление Федерального казначейства по Брянской области с заявлением о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с субъекта Российской Федерации "Брянская область" 19 403 568 руб. 91 коп. К указанному заявлению был приложен подлинный исполнительный лист ФС N 015171381, выданный 08.12.2017 на основании решения Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-2659/2017 от 30.10.2017.
Уведомлением N УВЛ-18-8749 от 03.04.2018 Управление Федерального казначейства по Брянской области возвратило взыскателю исполнительные документы на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ (в связи с отсутствием лицевого счета должника как получателя средств бюджета субъекта РФ (03 счет), с разъяснением о возможности предъявления их по месту открытия лицевого счета должника как получателя средств бюджета субъекта РФ в Департамент финансов Брянской области.
Полагая, что возврат Управлением Федерального казначейства по Брянской области исполнительного документа без исполнения нарушает права и законные интересы ОАО "Клинцовское СМУ" как взыскателя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22 сентября 2008 года N 99н предусмотрено, что в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
В соответствии с п. 1 ст. 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 17.10.2016 N 21н (далее - Порядок N 21н).
В соответствии с п. 4 Порядка N 21н для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открываются и ведутся виды лицевых счетов.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей заинтересованного лица и третьего лица Департаменту финансов Брянской области в Управлении открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) (далее - лицевой счет бюджета (02)).
Согласно п. 143 Порядка N 21н на лицевом счете бюджета (02) отражаются следующие операции:
- поступление в бюджет, в том числе субсидий (субвенций) из федерального бюджета, являющихся источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
- выплаты из бюджета, в том числе расходы бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются субсидии (субвенции) из федерального бюджета;
- доведение предельных объемов финансирования, в том числе по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются субсидии (субвенции) из федерального бюджета.
В силу ст. 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.
Управление Федерального казначейства по Брянской области не ведет лицевой счет (03) Департамента финансов Брянской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации документы, указанные в п.2 ст. 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации. То есть, исполнительный лист серии ФС N 015171381, выданный 08.12.2017 может быть направлен взыскателем на исполнение только в Департамент финансов Брянской области как финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводу заявителя со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 N 305-КГ17-14733 и справедливо его отклонил. Оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уведомление Управления Федерального казначейства по Брянской области N УВЛ-18-8749 от 03.04.2018 о возврате исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 015171381 не противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не влечет за собой невозможности взыскания и не препятствует взыскателю обратиться в Департамент финансов Брянской области с соблюдением соответствующего порядка.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконным оспариваемого уведомления N УВЛ-18-8749 от 03.04.2018 у суда первой инстанции не имелось, как и не имелось оснований для возложения обязанности на Управление Федерального казначейства по Брянской области исполнить требования исполнительного листа серии ФС N 015171381, выданного 08.12.2017 на основании решения Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-2659/2017 от 30.10.2017 и перечислить ОАО "Клинцовское СМУ" сумму задолженности.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2018 по делу N А09-7148/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7148/2018
Истец: ОАО "Клинцовское СМУ"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Брянской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры Брянской области, Департамент финансов Брянской области, КП Брянской области "Управление капитального строительства", Советский РОСП УФССП по Брянской области