Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 мая 2019 г. N Ф09-1923/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А60-51438/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя - Сальников А.А. по доверенности от 25.09.2018,
от заинтересованного лица и третьего лица представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-строительных кооперативов",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 ноября 2018 года по делу N А60-51438/2018,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-строительных кооперативов" (ИНН 6612024182, ОГРН 1076612002510)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стройком" (ИНН 6612045753, ОГРН 1146612002130)
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в реестре лицензий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-строительных кооперативов" (далее - ООО "УК ЖСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент ГЖИСН СО, Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 08.06.2018 N 29-01-82/15448 об отказе во внесении изменений в реестре лицензий Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2018 (резолютивная часть решения объявлена 01.11.2018) в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, поскольку бездействие Департамента в оценке протокола N 3 от 07.05.2018 на предмет ничтожности в связи с отсутствием кворума повлекло принятие необоснованного решения.
Заинтересованное лицо и третье лицо представили отзыв на апелляционную жалобу, согласно которым просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 26.12.2017 собственниками помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Нахимова в городе Каменске-Уральском Свердловской области принято решение о выборе ООО "УК ЖСК" в качестве управляющей организации.
Решение оформлено протоколом от 26.12.2017 N 1/8-2017.
16.04.2018 ООО "УК ЖСК" направило в Департамент заявление о внесении изменений в перечень управляемых обществом многоквартирных домов.
25.04.2018 Департамент вынес решение N 29-01-82/10532 о приостановлении рассмотрения заявления на основании подпункта "б" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
08.06.2018 решением N 29-01-82/15448 Департамент отказал обществу во внесении указанного многоквартирного дома в перечень домов, управляемых обществом, на основании подпункта "в" пункта 5 указанного Порядка.
Общество, полагая, что данное решение является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято при наличии законных оснований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ определено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Правительством Свердловской области принято постановление от 27.05.2015 N 431-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области", согласно которому Департамент ведет реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое решение принято Департаментом в пределах его полномочий.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
В соответствии с пунктом 2 Порядка (в редакции, действующей на момент подачи заявления от 02.02.2018 вх. N 4788-к) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10. 2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
В пункте 8 Порядка установлено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления предусмотрены пунктом 9 Порядка: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3 Порядка (формальные требования к содержанию заявления и составу прилагаемых к нему документов): а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (пункт 10 Порядка).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки поступившего от ООО "УК ЖСК" заявления от 16.04.2018 о внесении многоквартирного дома N 8 по улице Нахимова в городе Каменске-Уральском Свердловской области в перечень домов, управляемых ООО "УК ЖСК", Департаментом было установлено, что спорный многоквартирный дом находится в перечне многоквартирных домов, управляемых иной управляющей организацией - ООО "УК "Стройком", на основании протокола общего собрания от 01.09.2017 N 2.
При этом заявления о расторжении договора управления спорным многоквартирным домом от ООО "УК "Стройком" в адрес органа жилищного надзора не поступало.
Департамент с учетом положений подпункта "а" пункта 10 Порядка принял решение о приостановлении рассмотрения заявления с целью представления дополнительных документов.
В соответствии с указанным решением у ООО "УК ЖСК" были запрошены следующие документы и информация: уведомление о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, направленное в адрес ООО "УК ЖСК" от ООО "УК "Стройком"; уточняющие сведения о дате окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренной договором управления многоквартирным домом, а также устранить отличия между размещенными сведениями и электронными образами документов на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru и прилагаемыми к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий.
25.04.2018 в адрес ООО "УК "Стройком" направлен запрос исх. N 29-01-82/10536 о предоставлении информации и документов, содержащих информацию о дате, времени и месте состоявшейся или планируемой передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения документов Департаментом установлено, что 29.05.2018 в Департамент поступило заявление ООО "УК "Стройком" вх. N 21299-к о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области в связи с наличием протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 07.05.2018 N 3, в соответствии с которым собственники помещений на общем собрании приняли решение о подтверждении в качестве управляющей организации ООО "УК "Стройком", а также о расторжении договора управления с ООО "УК ЖСК".
Следовательно, решение собственников помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Нахимова в городе Каменске-Уральском Свердловской области о подтверждении выбора в качестве управляющей организации ООО "УК "Стройком" принято позже, чем решение о выборе ООО "УК ЖСК". Данное решение от 07.05.2018, вопреки доводам ООО "УК ЖСК", в установленном статьей 46 ЖК РФ порядке не оспорено, доказательств его незаконности не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято Департаментом при наличии законных оснований.
Доводы апелляционной жалобы о бездействии Департамента при проведении проверки заявления и документов на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме, оформленного протоколом N 3 от 07.05.2018, проверены апелляционным судом и не нашли своего подтверждения.
По результатам проведения проверки заявления общества и представленных документов, Департаментом установлено, что спорный многоквартирный дом на момент рассмотрения заявления ООО "УК ЖСК" находился в перечне домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Стройком" на основании решения общего собрания собственников помещений, которое принято позже - 07.05.2018, чем решение о выборе ООО "УК ЖСК" в качестве управляющей организации (29.12.2017).
При этом в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, представленных лицензиатом (в данном случае ООО "УК ЖСК" представлен протокол 27.12.2017) на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Данное требование Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, Департаментом выполнено, что подтверждается заключениями от 23.04.2018, 06.06.2018, согласно которым протокол общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 29.12.2017 о выборе ООО "УК ЖСК" в качестве управляющей организации, соответствует подпункту "е" пункта 5 указанного Порядка.
На момент принятия решения от 08.06.2018 N 29-01-82/15448 об отказе во внесении изменений в реестре лицензий Свердловской области признаки ничтожности решений общих собраний собственников помещений спорного многоквартирного дома, оформленные протоколом N 3 от 07.05.2018, отсутствовали. При этом проверка данного решения на предмет ничтожности возможна в исковом порядке, установленном частью 6 статьи 46 ЖК РФ.
Более того, оценивая доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция обращает внимание, что оспариваемое решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области принято на основании подпункта "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а именно: в связи с не устраненным противоречием сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащихся в реестре на момент рассмотрения заявления. Данные обстоятельства, положенные в основу оспариваемого решения, Департаментом в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказаны. В связи с этим применение положений подпункта "е" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации относительно решений, принятых в отношении общества "Управляющая компания "Стройком", не имеет правового значения при проверки законности отказа во включении в реестр общества "УК ЖСК".
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2018 года по делу N А60-51438/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51438/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТРОЙКОМ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ