г. Самара |
|
23 января 2019 г. |
А65-19152/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2018 года по делу N А65-19152/2018 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камэнергостройпром" (ОГРН 1031619009674, ИНН 1651037732), Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021602825640, ИНН 1655003950), Республика Татарстан, г. Нижнекамск
с участием в деле третьего лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
о признании незаконным в части решения N 33 от 07.06.2018 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камэнергостройпром" (далее по тексту - общество, страхователь) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным и принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ответчику - Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту - учреждение, фонд) о признании незаконным решения учреждения от 07.06.2018 N 33 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части.
Заявитель указал на несогласие с выводами управления по эпизоду начисления страховых взносов на стоимость приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение работников, эпизоду обложения страховыми взносами расходов на оплату проезда в общественном транспорте и такси до места назначения и обратно во время нахождения работников в командировках.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции было привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Нижнекамск (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2018 года, с учетом определения от 18.01.2019 года, заявление удовлетворено, решение ответчика от 07.06.2018 N 33 в обжалуемой части признано незаконным.
В апелляционной жалобе учреждение просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2018 года по делу N А65-19152/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на занижение страхователем, в нарушение требований Закона N 212-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" за период с 2015-2017 базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование: по оплате стоимости приобретенных санитарно-курортных путевок для работников, расходов на оплату проезда в метрополитене и такси во время нахождения работников в командировках.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2018 года по делу N А65-19152/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, в материалы дела поступило ходатайство учреждения о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя в судебном заседании апелляционного суда.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что фондом по итогам выездной проверки, проведенной в отношении общества на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, составлен акт выездной проверки от 07.05.2018 N 15.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений, фондом принято оспариваемое решение от 07.06.2018 N 33 (т. 1 л.д. 11-20) о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 5 603 руб., с доначислением 28 017, 62 руб. сумм страховых взносов и 548 руб. пени за несвоевременную уплату сумм страховых взносов.
Оспариваемым решением в обжалуемой его части установлено занижение страхователем в нарушение требований Закона N 212-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165 - ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" за период с 2015-2017 базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование: по оплате стоимости приобретенных санитарно-курортных путевок для работников, расходов на оплату проезда в метрополитене и такси во время нахождения работников в командировках.
Считая вышеуказанное решение фонда незаконным в данной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 г. N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
По результатам проверки фонд сделал вывод о том, что за период с 2015 года по 2017 год обществом приобретены санаторно-курортные путевки для своих работников. С данных выплат Общество в нарушение частей 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ не исчислило и не уплатило сумму страховых взносов в фонд. Фонд считает, что на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ названные суммы подлежат обложению страховыми взносами.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество является плательщиком страховых взносов.
Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами ( пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", на которые ссылается фонд (статья 20.1 Закона N 125-ФЗ) установлены аналогичные правила начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Предусмотренные статьей 129 ТК РФ компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные статьей 164 ТК РФ как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждается, что общество в соответствии с коллективными договорами на 2015, 2016, 2017 г.г. направляло выделенные фондом средства на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение в спорные периоды, утверждены Приказами общества, согласованы с комиссией по социальному страхованию, созданной Положением утвержденным руководителем общества, с составлением соответствующих протоколов заседании комиссии по соцстрахованию.
В данном случае коллективными договорами предусмотрена социальная гарантия по обеспечению работников предприятия льготными или бесплатными путевками в санатории.
Фондом не оспаривается, что предусмотренная коллективными договорами на 2015 -2017 г.г. компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение носит социальный характер.
Соответственно в силу вышеназванного законодательства приобретение обществом путевок на санаторно-курортное лечение работников не является оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не зависит от квалификации и трудового стажа работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не относится к стимулирующим выплатам, в связи с чем не является объектом обложения страховыми взносами.
Суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие у фонда законных оснований для начисления обществу недоимки по страховым взносам, пени и штрафа по указанному эпизоду.
Основанием для включения в базу для начисления страховых взносов денежных средств, выданных заявителем под отчет работникам, в связи с направлением (нахождением) их в командировку - Якупову М.Г., Шаймарданов А.М., Нестеров А.Б., Якушин М.С., Пушкарева С.С., Исмагилова О.Ф., отраженным в оспариваемом решении, послужили выводы фонда, о том, что произведенные работниками расходы на проезд в метро, общественном транспорте и такси, на которые выдавались денежные средства, не входят в состав расходов, предусмотренных пунктом 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о страховых взносах при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведённые и документально подтверждённые целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 предусмотрено, что работникам, направленным в командировку, возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведённые работником с разрешения руководителя организации.
Расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей (пункт 12 Положения N 749).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам работодателей, не перечисленных в части 2, 3 статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено нормами ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 168 ТК РФ).
Судом по материалам дела установлено, что руководителем общества изданы Приказы "О нормах командировочных расходов" от 30.12.2014 N 687, от 28.12.2015 N 660, от 29.12.2016 N 683, которыми установлены с 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 нормативы командировочных расходов за каждый день командировки с учетом категорий работников, направленным в командировку, также предусмотрено возмещение расходов по проезду в метро, перевозка багажа, услуги стоянки, такси с указанием маршрута населенных пунктов. (т.2 л.д.140-142).
Обществом с учетом названных приказов в 2015, 2016 и 2017 г.г. произведены выплаты, связанные с возмещением работникам - Якупов М.Г., Шаймарданов А.М., Нестеров А.Б., Якушин М.С., Пушкарева С.С., Исмагилова О.Ф (директор, менеджер, заместитель директора, главный инженер, специалист) во время нахождения в командировке, расходов на оплату проезда в метро, такси, общественном транспорте в общей сумме 7 729,36 рублей.
Факт нахождения вышеназванных работников в командировках и выдачу обществом последним подотчет денежных средств на проезд фондом не оспаривается, подтверждены документально, а именно приказами о направлении в командировку, командировочными удостоверениями, имеющими соответствующие отметки о прибытии и выбытии, служебными заданиями для направления в командировку и отчет о его выполнении, авансовыми отчетами, кассовыми чеками, билетами метрополитена, квитанциями на оплату заказа такси.
Поскольку понесённые работниками расходы по проезду в метрополитене, такси перечислены в приказах, приняты работодателем в соответствии со статьями 167, 168 ТК РФ, а также подтверждены соответствующими документами, суд признает правомерным отнесение спорных выплат к иным расходам, произведённым работниками с разрешения или ведома работодателя.
Исходя из фактических обстоятельств трудовой деятельности работников общества и с учетом локальных нормативных актов страхователя, суд приходит к выводу, что спорные выплаты, связаны с исполнением работником трудовых обязанностей (цель командировки - решение производственных вопросов), не являются элементами оплаты труда и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При этом, что оплата услуг такси в связи со служебной необходимостью (в производственных целях) происходит в интересах самой организации, а не сотрудника и фактически представляет собой компенсацию понесенных расходов, предусмотренную подпунктом пунктом 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, согласно которым страховыми взносами не облагаются целевые расходы на проезд до места назначения и обратно во время нахождения работника в командировке.
При этом ни положения Трудового кодекса Российской Федерации, ни статья 20.2 Закона N 125-ФЗ не содержат ограничений относительно вида транспорта используемого работником в командировке.
Таким образом, спорные выплаты не относятся к объекту обложения страховыми взносами, в связи с чем, выводы ответчика об обратном не основаны на законе, и ответчиком необоснованно начислены страховые взносы, пени и штраф по указанному эпизоду.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод фонда о необходимости отнесения спорных расходов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, которые подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения фонда в обжалуемой части ( по эпизоду начисления страховых взносов на стоимость приобретенных путевок на санаторно-курортное лечение работников, эпизоду обложения страховыми взносами расходов на оплату проезда в общественном транспорте и такси до места назначения и обратно во время нахождения работников в командировках), незаконным.
Доводы жалобы Управления повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для вывода о необходимости включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 ноября 2018 года по делу N А65-19152/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19152/2018
Истец: ООО "Камэнергостройпром" г.Нижнекамск
Ответчик: Государственного учреждения-регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, Филиал N11 Государственного учреждения-регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Нижнекамск
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по РТ г.Нижнекамск, ООО "Камэнергостройпром", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара