г. Челябинск |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А76-4786/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2018 по делу N А76-4786/2018 (судья Зайцев С.В.).
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Шатрова В.В. (доверенность N 65 от 31.12.2018).
Областное государственное унитарное предприятие "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области (далее - заявитель, ОГУП "Обл.ЦТИ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 (далее - заинтересованное лицо, ГУ ЧРО ФСС РФ, Фонд) о признании незаконным решения N 184 осс от 22.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, о признании незаконным решения N 184/347 от 22.11.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 15.10.2018) требования ОГУП "Обл.ЦТИ" удовлетворены частично: решение N 184 осс от 22.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенное ГУ - ЧРО ФСС РФ признано незаконным и отменено в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, в виде штрафа в сумме 199 руб. 68 коп., начисления пени в сумме 69 руб. 02 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 998 руб. 37 коп.
Также судом первой инстанции, решение N 184/347 от 22.11.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вынесенное ГУ - ЧРО ФСС РФ признано незаконным и отменено в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998, в виде штрафа в сумме 8 руб. 14 коп., начисления пени в сумме 7 руб. 23 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 40 руб. 66 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
ГУ - ЧРО ФСС РФ (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в сумме 12 руб. 77 коп., начисления пени в сумме 6 руб. 43 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 руб. 84 коп., решение N184/347 от 22.11.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вынесенное ГУ - ЧРО ФСС РФ, в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в сумме 0 руб. 89 коп., начисления пени в сумме 0 руб. 64 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4 руб. 41 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - ЧРО ФСС РФ указывает, что оплата питания командированного сотрудника не включена в список расходов, обязательных к возмещению. Компенсация питания работникам не установлена напрямую трудовым законодательством. Соответственно, эти денежные компенсации, возмещающие сотрудникам их затраты на питание, являются выплатами в рамках трудовых отношений и поэтому должны облагаться страховыми взносами в общем порядке.
В силу прямого указания законодательства (подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") не облагаются страховыми взносами только те виды выплат, связанные с бесплатным предоставлением питания, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Указанные перечни являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию. Суммы компенсации на питание, в указанном перечне отсутствуют.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился. С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 14.09.2017 по 19.09.2017 сотрудником ГУ ЧРО ФСС РФ была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователя - ОГУП "Обл.ЦТИ" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
При проведении проверки правильности определения базы для начисления страховых взносов было установлено, что начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производились страхователем с нарушением статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N125-ФЗ), начисление страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производились страхователем с нарушением статей 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Так, в декабре 2014 года и декабре 2015 года страхователем не начислялись страховые взносы на суммы оплаты питания в размере 2 201 руб. 41 коп. работникам Естехиной Л.А., Чариной О.С., находящимся в командировках.
В период с 2014 по 2016 год страхователем не были начислены страховые взносы на суммы выплат в размере 628 807 руб. 42 коп., уплаченных работникам по договорам подряда, в то время как характер и содержание отношений между работниками и предприятием носили характер трудовых отношений.
В период с 2014 по 2016 год страхователем не были начислены страховые взносы на суммы выплат в размере 32 225 руб., уплаченных по договору аренды транспортного средства с экипажем, в то время как характер и содержание отношений между арендодателем и предприятием носили характер трудовых отношений.
По факту выявленных нарушений ответчиком составлен акт N 347 осс от 20.10.2017, которым по вышеперечисленным нарушениям установлена недоимка по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 19 233 руб. 78 коп. (т.1 л.д.121-127).
Также Фондом составлен акт N 347 н/с от 20.10.2017, которым по вышеперечисленным нарушениям установлена, недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 546 руб. 95 коп. (т.1 л.д.130-137).
На основании акта выездной проверки N 347 осс от 20.10.2017 вынесено решение N 184 осс от 22.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 3 846 руб. 76 коп., решением также начислены страховые взносы в сумме 19 233 руб. 78 коп., пени в сумме 1 689 руб. 39 коп. (т.1 л.д.10-14).
На основании акта выездной проверки N 347 н/с от 20.10.2017 вынесено решение N 184/347 от 22.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах по статье 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 109 руб. 39 коп., решением также начислены страховые взносы в сумме 546 руб. 95 коп., пени в сумме 96 руб. 99 коп. (т.1 л.д.15-19).
Не согласившись с решениями N 184 осс от 22.11.2017, N 184/347 от 22.11.2017 ОГУП "Обл.ЦТИ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что обеспечение сотрудников бесплатным питанием не является вознаграждением за труд, в связи с чем, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
По пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона от N 125- ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статьей 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя устанавливать стимулирующие выплаты.
К выплатам стимулирующего характера относятся различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из приведенных норм следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Из материалов дела следует, что предприятие в период с 19 по 20 декабря 2014 года направило в командировку в г. Миасс работника Естехину Л.А. для участия в совещании, оплатив ей питание в гостинице в сумме 1 204 руб. 41 коп., в период с 19 по 20 декабря 2015 года направило в командировку в г. Миасс работника Естехину Л.А. для участия в совещании, оплатив ее питание в гостинице в сумме 1 204 руб. 41 коп., в период с 18 по 19 декабря 2015 года предприятие направило в командировку в г. Миасс работника Чарину О.С. для участия в совещании, оплатив ее питание в санатории в сумме 997 руб.
Оплата стоимости питания своих сотрудников посредством заключения соответствующих договоров на оказание услуг по организации питания не зависела от результата работы конкретного сотрудника, носила социальный характер (т.2 л.д.70-75).
В данном случае обеспечение сотрудников бесплатным питанием не является вознаграждением за труд, поскольку не зависит от результата труда или квалификации работников общества.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В данном случае предоставляемые работодателем своим работникам материальные блага не могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Фонда не имелось законных оснований для начисления предприятию по решению N 184 осс от 22.11.2017 недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 руб. 84 коп., пени в сумме 6 руб. 43 коп. и штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона N212-ФЗ в сумме 12 руб. 77 коп., по решению N 184/347 от 22.11.2017 не было оснований для начисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4 руб. 41 коп., пени в сумме 0 руб. 64 коп. и штрафа по статье 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ в сумме 0 руб. 89 коп.
Решение суда в остальной части удовлетворенных требований, а также в части отказа в удовлетворении требований не обжалуется, в силу чего апелляционным судом не пересматривается (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обжалуемой части решение первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.10.2018 по делу N А76-4786/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4786/2018
Истец: ОГУП "ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ Филиал N 5