город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2019 г. |
дело N А32-22258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Домострой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2018 по делу N А32-22258/2018,
принятое в составе судьи Язвенко В.А.
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Домострой"
к администрации города Сочи
о признании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Домострой" (далее - ЖСК "Домострой", кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация) о признании отказа выраженного в решении от 07.03.2018 N 21.01-21/340 незаконным, как несоответствующий требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203017:1054, расположенного по ул. Цюрупы, Центрального района города Сочи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в отсутствие заключения государственной экспертизы проектной документации, а также результатов государственной экологической экспертизы у заинтересованного лица отсутствовали законные основания для выдачи обществу разрешения на строительство.
Жилищно-строительный кооператив "Домострой" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил его отменить, ссылаясь на то, что обязанности по проведению экологической экспертизы у общества не возникло, поскольку земельный участок расположен в зоне многоэтажной застройки во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта и не относится к особо охраняемым природным территориям федерального и регионального значения. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что в оспариваемом отказе данный довод, как основание для отказа, администрацией не указывался.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между администрацией и ЖСК "Домострой" заключен договор от 28.09.2016 N 4900010338 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование земельный участок площадью 1898 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0203017:1054 расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Цюрупы, с видом разрешённого использования - "строительство многоквартирного дома", в территориальной зоне-Ж-4. Категория земель - земли населенных пунктов. Земельный участок расположен в границах зоны лечебно-оздоровительных объектов (санаторий "Красмашевский" - 300 м., санаторий "Солнечный" - 300 м., санаторий "Родина" - 300 м.), в охранной зоне памятника истории (здание, где в годы войны размещался госпитали N 3206, 3183), охранная зона R-60-м. Рассматриваемый земельный участок расположен в границах территории исторического поселения регионального значения.
Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 18.08.2019 ( п. 2.1 договора).
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203017:1054, расположенного по адресу ул. Цюрупы, Центрального района города Сочи N Ru 233090000- 000000000007022, утвержден Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 02.02.2015.
В целях получения разрешения на строительство многоквартирного дома заявитель обратился в администрацию города Сочи с соответствующим заявлением
Решением от 07.03.2018 администрация отказала ЖСК "Домострой" в выдаче разрешения на строительство, мотивировав следующим:
1. Установлено несоответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 02.02.2015 N RU 233090000- 000000000007022:
а) в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, градостроительным планом земельного участка, установлены минимальные отступы от границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203017:1054 и определено место допустимого размещения зданий, строений, сооружений. В нарушение требований градостроительного законодательства, в соответствии с представленной проектной документацией проектируемые многоквартирный жилой дом, полуподземная автостоянка на 18 м/мест и ТП расположены за местом допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которого запрещены проектирование и строительство. Кроме того, проектируемая автостоянка на 2 м/места расположена за границами правомерного земельного участка;
б) проектируемый объект не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны "Ж-4" в части превышения максимального процента застройки (с учетом полуподземной автостоянки);
в) проектируемые противооползневые сооружения расположены за границами правомерного земельного участка.
2. При проверке соответствия проектной документации ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, выявлено:
а) согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования город-курорт Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203017:1054 расположен в границах защитных зон объектов культурного наследия: памятник истории - "Здания, где в годы войны размещались госпитали N 3206, 3183", в границах которого, согласно Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. В нарушение вышеизложенных требований законодательства, проектирование многоквартирного жилого дома осуществлено в границах защитной зоны памятника истории. Согласно письму управления государственной охраны объектов культурного наследия от 25.10.2017 N 78-9609/17-01-19 использование земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203017:1054 по адресу: город Сочи, Центральный район ул. Цюрупы для строительства объекта: "Многоквартирный жилой дом" возможно при условии разработки, согласования и утверждения проекта границы зон охраны объекта культурного наследия "Санаторий им. Кирова, где в годы Великой отечественной войны размещались госпитали N 3206, 3183, 1941-1945 годы" (г. Сочи, Центральный район, ул. Виноградная, 14) и разработки проекта строительства с учетом градостроительных регламентов проекта зон охраны и согласования в установленном порядке;
б) Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городкурорт Сочи" установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - коэффициент использования территории (КИТ). Коэффициент использования территории (КИТ) - вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка (%). В соответствии с установленными нормативами территориальной зоны "Ж4" на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0203017:1054 площадью 1898,0 кв.м с учетом коэффициента использования территории (КИТ) - 1,8, суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) должна составлять не более 3416,4 кв.м. Согласно представленным материалам проектной документации общая площадь проектируемых многоквартирного 12-ти этажного жилого дома (6744,86 кв.м) и полуподземной отдельно стоящей автостоянки (348,35 кв.м) превышает вышеуказанные нормативы;
в) в соответствии с представленной проектной документацией, в целях размещения 30 машино-мест планируется использовать отдельно стоящий паркинг существующего многоквартирного жилого дома, расположенного за границами участка проектирования, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203017:37. В соответствии с пунктом 12.3 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, размещение за пределами земельного участка части машино-мест должно быть обосновано в документации по планировке территории наличием необходимого количества машино-мест или территории для их размещения в границах квартала. В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Сочи отсутствуют сведения о разработанной и утвержденной документации по планировке территории;
г) согласно материалам проектной документации, планируется демонтировать существующую подпорную стенку, расположенную вдоль ул. Цюрупы. При этом не представлен раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства;
д) подпунктом "б" пункта 10 части II постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлено, что раздел "Пояснительная записка" должен содержать реквизиты документов, послужившие исходными данными и условиями для подготовки проектной документации на объект капитального строительства. Документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте "б" пункта 10 постановления, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме. В разделе "Пояснительная записка" установлено наличие неактуальных технических условий с истекшим сроком действия, а именно: истек срок действия технических условий ООО "Сочи водоканал" от 11.11.2014 N 09.1-08/5407, ОАО "Кубаньэнерго" от 28.01.2011 N 205-7/5, ОАО "Сочигоргаз" от 25.04.2011 N 04/10- 518, ООО "Лифтсвязь" от 13.11.2010 N 15. В соответствии со сводным планом сетей инженерно-технического обеспечения, в границах правомерного земельного участка планируется разместить сети ливневой канализации, при этом технические условия МУП г. Сочи "Водосток" не представлены, в исходных данных раздела "Пояснительная записка" не указаны;
е) в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать, в частности, заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий. На заверении проектной организации отсутствует подпись уполномоченного лица;
ж) согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, высота здания, строения, сооружения - расстояние по вертикали, измеренное от проектной отметки земли до наивысшей точки плоской крыши здания или до наивысшей точки конька скатной крыши здания, до наивысшей точки строения, сооружения. Согласно СП 54.13330 "Здания жилые многоквартирные" отметка уровня земли планировочная, это геодезическая отметка уровня поверхности земли на границе с отмосткой здания. Учитывая вышеизложенное, в проектной документации некорректно указана высота проектируемого объекта;
з) в материалах проектной документации указан некорректный баланс территории, в соответствии с которым не представляется возможным определить соответствие проектируемого строительства требованиям градостроительного регламента, установленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203017:1054 градостроительным планом от 02.02.2015 N RU 233090000- 000000000007022, а именно не учтена площадь застройки полуподземной отдельно стоящей автостоянки;
и) проектной документацией установлено, что планируется осуществить строительство подпорных стен. При этом, не представлены материалы проектной документации по проектируемым подпорным стенам;
к) приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" утверждена форма разрешения на строительство, в соответствии с которой указаны в частности такие характеристики объекта как: количество этажей подземной части, строительный объем подземной части, высота. Однако, в основных технико-экономических характеристиках объекта раздела "Пояснительная записка" и положительного заключения негосударственной экспертизы от 15.09.2017 N 66-2-1-3-0089-17 установлено несоответствие, а именно при отсутствии этажей ниже отм. 0.000 наличие строительного объема ниже отм. 0.000, в указании этажности и количества этажей проектируемого здания (этажность - 11 этажей, количество этажей - 12 этажей). Согласно СП 54.13330 "Здания жилые многоквартирные" количество этажей здания: Количество всех этажей здания, надземных, подземных, мансардных, технических чердаков, за исключением помещений и междуэтажных пространств с высотой помещения менее 1,8 м и помещений подполья. Крышные котельные, машинные отделения лифтов, помещения венткамер, расположенные на крыше, в количество этажей не включаются. При определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Таким образом, необходимо уточнить количество этажей, количество подземных этажей проектируемого здания;
л) в разделе "Проект организации строительства" отсутствуют подписи лиц его создавших. Кроме того, стройгенплан отображает строительство 13 этажного жилого дома, что не соответствует другим разделам проектной документации. Необходимо отметить, что представленный раздел "Проект организации строительства", согласно титульному листу, выполнен в целях строительства 11 этапа, что противоречит поданному заявлению о выдаче разрешения на строительство I этапа объекта "Многоквартирный жилой дом" на земельном участке по ул. Цюрупа Центрального района города Сочи; м) графическая часть раздела "Схема планировочной организации земельного участка отображает только подземную часть полуподземной отдельно стоящей автостоянки на 18 м/м. Кроме того, в проектной документации установлены разночтения в части указания вместимости (10 м/м или 18 м/мест), размеров подземной части полуподземной отдельно стоящей автостоянки. В материалах проектной документации установлено наличии архитектурных решений автопарковки на 10 машиномест с размерами в осях 18x21 м.
3. Установлено несоответствие проектной документации требованиям Нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденных приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.04.2015 N 78, а именно:
а) в части обеспеченности площадками дворового благоустройства. Площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста компенсируются детским блоком помещений на первом этаже (31,27 кв.м), спортивная площадка компенсируются спортивным блоком помещений на первом этаже (154,37 кв.м). Градостроительным законодательством не предусмотрена возможность компенсационного размещения недостающих площадей площадок дворового благоустройства в зданиях или на эксплуатируемой кровле зданий;
б) на эксплуатируемой кровле подземной автостоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и другие сооружения на расстоянии не менее 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу. Рекомендуем привести проектную документацию в соответствие с Нормативам градостроительного проектирования Краснодарского края, утвержденными приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 16.04.2015 N 78.
4. Установлено отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно не представлен раздел проектной документации "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений". В соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, состав и содержание проектной документации должны соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
5. Часть разделов по составу и содержанию не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление), а именно:
а) графическая часть раздела "Схема планировочной организации земельного участка" представлена не в полном объеме, а именно отсутствует "Схема планировочной организации земельного участка" с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке;
б) раздел "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" не соответствует требованиям Постановления, а именно на поэтажных планах здания не указаны пути перемещения инвалидов по объекту капитального строительства. В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным з соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Полагая отказ незаконным, кооператив оспорил его в судебном порядке.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Из части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, действовавшей в редакции на дату обращения заявителя к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять, в том числе и на землях особо охраняемых природных территорий.
Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов в границах особо охраняемых природных территорий
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Положения статьи 3 Закона об экологической экспертизе закрепляют принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона об экологической экспертизе результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 Закона.
Пунктом 7.1 статьи 11 Закона об экологической экспертизе закреплено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение соответствующей экспертизы (пункт 6.1 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Результатами проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения (пункт 6.3 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 23.03.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.
Курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям, имеющим федеральное значение.
30.12.2013 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно - оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Также внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (статья 2 Закона N 406-ФЗ). Изменена редакция статьи 94 Земельного кодекса РФ, из подпункта 1 пункта 2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты как относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению статья 96 (пункт 1) Земельного кодекса РФ, утратившая упоминание о курортах как о землях особо охраняемых природных территорий.
В то же время в силу части 3 статьи 10 названного Закона охранные зоны особо охраняемых природных территорий, созданные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частью 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса, не измененной Законом N 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Исходя из изложенного, возникший у курортного региона г. Сочи до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился в силу положений пункта 3 статьи 10, регламентирующих порядок введения данного Закона в действие.
Таким образом, часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации распространяется и на правоотношения по строительству в г. Сочи (на особо охраняемой природной территории).
Согласно материалам дела испрашиваемый земельный участок относится ко второй зоне горно-санитарной охраны курорта.
Таким образом, застройка спорного земельного участка предполагает проведение государственной экологической экспертизы в силу расположения его в границах округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения, являющегося границей особо охраняемой природной территории.
Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как установлено в части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
По смыслу приведенных норм при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса перечислен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательство, суд установил, что к заявлению, поданному кооперативом в уполномоченный орган, заключение государственной экологической экспертизы проектной документации не приложено. Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований следует признать правомерным, поскольку отказ администрации в предоставлении разрешения на строительство является законным и не нарушает прав и законных интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2018 по делу N А32-22258/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22258/2018
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Домострой"
Ответчик: Администрация города Сочи