г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А21-7427/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца: Шкляр А.В., по доверенности от 19.12.2018
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32287/2018) ООО "АТО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.10.2018 по делу N А21-7427/2018 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению Калининградской областной таможни
к ООО "АТО"
о взыскании утилизационного сбора и пени
установил:
Калининградская областная таможня (далее - Таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АТО" (далее - ООО "АТО", Общество, ответчик) утилизационного сбора в сумме 780 000 руб., пени за период с 06.01.2018 по 13.02.2018 в сумме 7 845 руб. 50 коп., а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 15.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "АТО" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях.
Податель жалобы указывает, что уплата утилизационного сбора при ввозе запасных частей к транспортным средствам (характеристики указаны в декларации) нормами действующего законодательства не установлена. Общество указывает, что после ввоза в Россию товар по декларации на товары (далее - ДТ) N 10012210/211217/0006970 не использовался для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, своим ходом по дорогам Российской Федерации не передвигался, перемещался по дорогам только с помощью трала, был впоследствии продан Обществом для разбора на запасные части, новым собственником был разобран на запасные части, узлы, агрегаты.
В судебном заседании представитель Таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возразил.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и по ДТ N 10012210/211217/0006970 задекларировало транспортное средство - автобус пассажирский, б/у, дизельный, марка "Setra" модель S215UL, VIN:WKK17900001021158, объем двигателя 11967 куб.см., 184 кВт, 250 л/с, полная масса 16000 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 8702101994, в графе 31 ДТ указано: "не предназначен для эксплуатации по дорогах общего пользования, предназначен для разборки на запчасти".
Товар выпущен 21.12.2017 в соответствии с заявленной таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
05.02.2018 Калининградским акцизным таможенным постом установлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора в сумме 780 000 руб., а также размер пени за просрочку его уплаты по состоянию на 13.02.2018 в сумме 7 845 руб. 50 коп., о чем Общество извещено Уведомлением о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени, которое было направлено 13.02.2018, возвращено почтовой службой в таможенный орган с отметкой об истечении срока хранения.
Отсутствие уплаты утилизационного сбора и пени Обществом явилось основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Указанным Постановлением N 1291 установлены порядок взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее -Договор о ЕАЭС) установлены общие принципы технического регулирования, обращения продукции и действия технических регламентов, а также утвержден Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) (приложение N 9 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
Согласно пункту 2 Протокола под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции с целью распространения на таможенной территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, действовавшего в спорный период) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Доказательств уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлено. С самим порядком расчета и правильностью определения суммы утилизационного сбора ответчик не спорит.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что фактически ввезло запасные части к транспортным средствам (характеристики указаны в декларации), обязанность по уплате утилизационного сбора при ввозе которых нормами действующего законодательства не установлена.
Между тем апелляционный суд отмечает, что ООО "АТО" в ДТ указало в графе 25 "Вид транспорта на границе" код "90", который, исходя из приложения N 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, означает "транспортное средство, перемещающееся в качестве товара своим ходом".
Спорный товар комплектен и работоспособен, что подтверждается актом таможенного наблюдения и тем, что до СВХ, где производилось таможенное оформление данного транспортного средства, оно прибыло своим ходом, имея документ, позволяющий это сделать - технический паспорт.
В графе 33 ДТ указанный код ТН ВЭД ЕАЭС 8702101994, что соответствует наименованию "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя; бывшие в эксплуатации; с момента выпуска которых прошло более 7 лет".
Общество в графе 31 ДТ указало объем двигателя транспортного средства 11967 куб. см. и момент выпуска 13.11.1992, что являлось необходимым для исчисления таможенных платежей.
Предметом внешнеэкономической сделки является именно автобус пассажирский, что следует из: контракта N 080817А, инвойса, CMR, заключения об идентификации, документа, подтверждающего экологический класс транспортного средства, технического паспорта, представленных декларантом при совершении таможенных операций. Во всех перечисленных документах товар описан как автобус пассажирский, все эти документы имеются в комплекте ДТ.
В материалах дела содержится фототаблица к акту таможенного наблюдения от 21.12.2017 с изображением спорного транспортного средства.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что осуществлен ввоз транспортного средства.
Между тем, сведения о предполагаемой цели использования ввозимого товара не являются обязательными и необходимыми для указания в графе 31 ДТ, является волеизъявлением Общества, которое не могло повлиять на решение таможенного органа о выпуске/отказе в выпуске товара.
Указание таких сведений при таможенном декларировании может являться только намерением и однозначно не свидетельствует о том, что товар будет разобран на запчасти, узлы и агрегаты, не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Намерение сделать (или не сделать) что-либо с товаром после помещения его под заявленную таможенную процедуру, будь то разборка на запчасти, постановка (либо не постановка) на учет в ГИБДД либо органах Ростехнадзора (для самоходной техники), намерение получить (либо не получать) в дальнейшем допуск к движению по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации классифицирующим признаком для его классификации в соответствии с ТН ВЭД не является.
Ответчик в своих суждениях не учитывает, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Как указано выше, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска товара Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Риск ввода в гражданский оборот в Российской Федерации имущества, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, без уплаты такового, лежит на лице, осуществившем ввоз такого имущества в Российскую Федерацию (Определения Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 309-КГ18-5955, N309-КГ18-5954).
Разборка является предварительной подготовкой отходов к дальнейшей утилизации (обработка отходов), то есть частью процесса утилизации (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Образующиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2018 по делу N 307-КГ18-11866 указано, что неполучение в паспорта самоходной машины, предназначавшейся на разборки и продажи на запчасти, нахождение транспортного средства в непригодном для эксплуатации и восстановлении состоянии не освобождают от обязанности по уплате утилизационного сбора.
На основании вышеизложенного следует вывод о правомерности предъявления таможенным органом требования к взысканию с Общества утилизационного сбора.
С 28.11.2017 вступили в силу изменения к п. 11(2) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утверждены названным выше Постановлением Правительства РФ), согласно которым непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в течение 15 дней с моменты выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов в ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора, которые начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных п. 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Расчет заявленных Таможней к взысканию сумм пени за неуплату утилизационного сбора за период с 06.01.2018 по 13.02.2018 ответчиком не оспорен, судами проверен, признан правильным.
Названные выше Правила предусматривают право Таможни в судебном порядке взыскать неуплаченный утилизационный сбор и пени по день исполнения обязанности по его уплате в судебном порядке (п. 15(1)).
В этой связи подлежит взысканию неустойка по день фактического исполнения Обществом обязанности по уплате утилизационного сбора.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.10.2018 по делу N А21-7427/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7427/2018
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "АТО"