город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2019 г. |
дело N А32-41311/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Гаринина Э.П. лично,
от заинтересованного лица - Бабышевой М.С. по доверенности от 25.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кубанец"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 по делу N А32-41311/2018 (судья Меньшикова О.И.),
по заявлению Прокурора Тимашевского района
к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Кубанец"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тимашевского района (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Кубанец" (далее - предприятие, МУП ЖКХ "Кубанец") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.09.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Кубанец" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.09.2018, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП ЖКХ "Кубанец" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела судом были проигнорированы обстоятельства и факты, указывающие на то, что постановление прокурора Тимашевского района от 27.09.2018 в отношении МУП ЖКХ "Кубанец" было вынесено без достаточных на то законных оснований. МУП ЖКХ "Кубанец" не было уведомлено о предстоящей внеплановой проверке, в результате чего она проводилась в отсутствие должностных лиц предприятия, уполномоченных предоставлять соответствующие комментарии и объяснения непосредственно в процессе проверки (директор отсутствовал, а главный бухгалтер находилась в отпуске). МУП ЖКХ "Кубанец" не осуществляет хозяйственной деятельности по самостоятельному удалению, очистке и обработке сточных вод, в результате которой бы образовывались промотходы. Тот факт, что в уставе предприятия предусмотрена возможность осуществления деятельности по обработке сточных вод, не является доказательством фактического осуществления данной деятельности. МУП ЖКХ "Кубанец" заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения с абонентами, согласно которым предприятие обязуется в частности осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в чек. При этом сточные воды поступают самотеком и никаких действий со стороны предприятия по их транспортировке не осуществляется. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) регламентирует вопросы сброса сточных вод в водные объекты как один из видов негативного воздействия на окружающую среду, при этом требования к сбросу на водосборные площади в законодательстве не регламентированы. С учетом вышеизложенного выводы суда о том, что МУП ЖКХ "Кубанец" осуществляет лицензируемую деятельность по обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, а также ссылки на СанПин 2.1.7.1322-03 не соответствуют действительности, так как приравнивание сточных вод к отходам при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод неправомерно. Также судом не был исследован вопрос о "размещении отходов" в гидротехническом сооружении - "лагуне". В материалах административного дела отсутствуют какие-либо данные об этом сооружении (место расположения с точными координатами, принадлежность предприятию, фиксация того, что именно из централизированной системы водоотведения предприятия туда поступают сточные воды либо отходы), отсутствуют акты выезда на место, какая-либо фотофиксация и т.д.
В отзыве на апелляционную жалобу прокурор Тимашевского района указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой района с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах 13.09.2018 в 14 часов 30 минут проведена проверка МУП ЖКХ "Кубанец", расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, хутор Беднягина, пер. Юбилейный, 1.
По результатам проверки прокурором установлено, что предприятие в нарушение требований действующего законодательства осуществляет деятельность с отходами при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод в отсутствие соответствующей лицензии.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 27.09.2018 прокурором Тимашевского района в отношении МУП ЖКХ "Кубанец", в присутствии представителя предприятия, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) определено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из письма Минприроды России от 04.04.2017 N 12-47/9678 следует, что с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.
Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)".
В связи с этим отнесение отходов при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код классификации 7 22 000 00 00 0), к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если указанные отходы, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие отходы удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
В ходе проверки административным органом установлено, что у предприятия имеется лицензия N 023 00075 от 29.02.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, а именно: мусор и смет уличный, мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный), мусор и смет производственных помещений малоопасный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
Согласно п. 2.2 Устава МУП ЖКХ "Кубанец" предприятие осуществляет деятельность по сбору, обработке и удалению сточных вод.
В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения N 1 от 09.01.2018 и приложения N 1 к указанному договору, заключенному с администрацией сельского поселения Кубанец Тимашевского района, в числе иного имущества переданного на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ "Кубанец" в п. 26 указано очистное сооружение - чек глубина 15-м, канализационная труба диаметром 300 мм. (л.д.75).
На основании п. 1 договора холодного водоснабжения и водоотведения N 2 от 09.01.2018, заключенного между МУП ЖКХ "Кубанец" и МБДОУ N 16, предприятие обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в чек.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства МУП ЖКХ "Кубанец" осуществляет деятельность с отходами при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод в отсутствие соответствующей лицензии, данные отходы не внесены в лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии с п. 2.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.
В нарушение требований п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
В нарушение вышеуказанных требований предприятием не проведена классификация отхода при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод; документация, описывающая условия сбора, накопления отходов, не представлена.
Согласно пунктам 3.9, 5.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок. Предпроектная, проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.
В ходе обследования административным органом установлено, что отходы размещаются в гидротехническом сооружении - лагуне, однако размещение отходов в таких сооружениях допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок, проект на данные сооружения не представлен, что не отвечает требованиям п. 3.9., 5.2. СанПиН 2.1.7.1322-03. Кроме того, размещение данного вида отходов в вышеуказанном сооружении нарушает требования, изложенные в СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
Указание в постановлении о возбуждении деда об административном правонарушении от 27.09.2018 наименования очистного сооружения - лагуна, а не чек (в терминологии договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения N 1 от 09.01.2018), существенного значения не имеет, поскольку не свидетельствует об отсутствии факта вменяемого предприятию правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях МУП ЖКХ "Кубанец" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
МУП ЖКХ "Кубанец", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности в отсутствие необходимой лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Кроме того, директор МУП ЖКХ "Кубанец" Васильченко А.С. признал факт совершения административного правонарушения и вину предприятия (объяснение от 21.09.2018) (т.д. 1 л.д. 15).
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение предприятием правонарушения.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Ссылки заявителя жалобы на нарушение порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 23.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Проверка проведена прокуратурой в соответствии с полномочиями, регламентированными статьями 21, 22 Закона "О прокуратуре РФ".
Частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ установлено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения предприятия от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Предприятие не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2018 по делу N А32-41311/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.