г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А43-30851/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 23.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2018 по делу N А43-30851/2018, принятое судьей Вершининой Е.И. по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании незаконными и отмене постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27.07.2018 по делу об административном правонарушении N 1580-ФАС 52-03/18,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- общества с ограниченной ответственностью "Стекло-Люкс".
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Сажин В.В. по доверенности от 07.11.2018 N МТ-03/5250, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - Хлюнева Т.В. по доверенности от 30.11.2018 N Д-НН/395.
Общество с ограниченной ответственностью "Стекло-Люкс", надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании поступившего от общества с ограниченной ответственностью "Стекло-Люкс" (далее - ООО "Стекло-Люкс", потребитель) обращения на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество, сетевая организация, заявитель) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) возбуждено дело N 1580-ФАС 52-03/18 об административном правонарушении и проведении административного расследования, в результате которого Управление пришло к выводу о нарушении сетевой организацией порядка осуществления технологического присоединения потребителя.
Усматривая в деянии Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), 19.07.2018 уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении N 1580-ФАС 52-03/18.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Управления 27.07.2018 вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 1580-ФАС 52-03/18, в соответствии с которым ПАО "МРСК Центра и Приволжья" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Кроме того, сетевой организации выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 1580-ФАС 52-03/18.
Не согласившись с постановлением и представлением от 27.07.2018, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, статьями 2.1, 2.9, частью 2 статьи 9.21 Кодекса, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что место установки прибора учета потребителя определено на основании технических условий N 21/25-33-19 в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений N 442.
По мнению Общества, техническая возможность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности имеется и обратного административным органом не доказано.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" указывает, что потребитель не вправе определять место установки прибора без учета технической возможности его установки в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности сторон.
По мнению Общества, уклонения от осуществления мероприятий по технологическому присоединению им не допущено, поэтому в его деянии отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Подробно доводы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, указало на отсутствие оснований для её удовлетворения, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представитель Управления поддержал указанную позицию.
ООО "Стекло-Люкс" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ООО "Стекло-Люкс".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей сетевой организации и административного органа, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в том числе к электрическим сетям.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и её особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил N 861).
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1,14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 19 Правил N 861 запрещается навязывать потребителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 прибор учета электрической энергии устанавливается на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности в котором имеется техническая возможность его установки.
В силу пункта 2 Правил N 861 под границей балансовой принадлежности понимается ответственности линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Как следует из материалов дела, согласно договору энергоснабжения между ООО "Стекло-Люкс" и ПАО "ТНС энерго Нижний Новгород" от 03.05.2017 N 5241000 электрическая энергия поставляется на объект потребителя, имеющий технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Между сетевой организацией и потребителем заключен договор от 08.06.2018 N 521013443 о технологическом присоединении (увеличение мощности) нежилого здания, расположенного по адресу: Нижегородская область, Борский район, п. Железнодорожный, улица Центральная, участок 28. Неотъемлемой частью указанного договора являются технические условия N 21/25-33-19.
Пунктом 1.3 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года.
Из пунктов 9.1 и 9.2 технических условий следует, что для увеличения мощности энергопринимающих устройств потребителя не требуется строительства новых объектов электросетевого хозяйства, а исполнение заявки ООО "Стекло-Люкс" возможно по существующей схеме.
Между тем согласно пункту 10.4 технических условий и акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон N 131-Н от 23.05.2017 потребителю для учета электроэнергии следует установить на границе балансовой принадлежности многофункциональные электронные приборы учета на опоре (N 2) отпайки на КТП-88 ВЛ-1006 ПС Ситники.
Однако из приложения N 2 к договору энергоснабжения N 5241000 от 03.07.2017 следует, что приборы учета потребителя электрической энергии N1104150318 и N1104150255 установлены в цехе по производству автомобильного стекла п. Железнодорожный, ул. Центральная в РУ-0,4 кВ ТП-1, ТП-2 ВЛ-3516, опора N12; прибор учета N26091240 - на земельном участке п. Железнодорожный, ул. Центральная, уч. 28 на опоре 10 кВ,. опора N2 (отпайки на КТП-88), ВЛ-1006, ПС Ситники.
Указанные приборы учета допущены сетевой организацией в эксплуатацию и применяются при расчете платы за поставленную электрическую энергию.
При этом технические условия N 21/25-33-19 не предусматривают мероприятия, которые повлекли бы за собой изменение существующей схемы электроснабжения объекта ООО "Стекло-Люкс" и обусловили бы объективную необходимость изменения мест установки расчетных приборов учета.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, требование ПАО "МРСК Центра и Приволжья" о размещении прибора учета электрической энергии в соответствии с пунктом 10.4 технических условий, ведет к возложению на потребителя обязательств, противоречащих пункту 19 Правил N 861.
Довод Общества о том, что при отсутствии доказательств невозможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности возложение на ООО "Стекло-Люкс" обязанности по его установке на границе балансовой принадлежности в соответствии с техническими условиями не противоречит требованиям действующего законодательства, судом отклонен обоснованно.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае с учетом положений пункта 25 Правил N 861 границей балансовой принадлежности является граница земельного участка ООО "Стекло-Люкс".
Однако заявителем не представлено каких-либо обоснований объективной необходимости переноса существующих расчетных приборов учета электрической энергии. При этом размещение прибора учета в том месте, где он размещен в настоящее время, не противоречит вышеприведенным нормам права.
Поэтому административный орган пришел к правильному выводу о том, что деяние ПАО "МРСК Центра и Приволжья" образуют объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, сетевой организацией не представлено.
Ранее заявитель привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ на основании постановления от 27.03.2017 по делу N 97-ФАС 52-03/17.
Следовательно, в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу Управлением не допущено.
Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не установлено и Обществом не приведено.
Наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах по делу.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть обжаловано в арбитражный суд совместно с постановлением административного органа, либо отдельно - в последнем случае дело рассматривается в порядке, определенном главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Суд пришел к правильному выводу о повторном нарушении сетевой организацией установленного законодательством порядка технологического присоединения объекта капитального строительства потребителя, возложив на него дополнительно обязанности, не предусмотренные Правилами N 861, что представляет собой объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом изложенного, вывод суда о наличии у административного органа оснований для вынесения в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, является правомерным. Кроме того, Обществу обоснованно предписано согласовать установку прибора учета потребителя без нарушения пунктов 19, 25(1) Правил N 861.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба ПАО "МРСК Центра и Приволжья" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2018 по делу N А43-30851/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30851/2018
Истец: ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчик: УФАС ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Стекло-Люкс"