город Ростов-на-Дону |
|
24 января 2019 г. |
дело N А32-28011/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 по делу N А32-28011/2018 (судья Шкира Д.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Нива"
к государственному учреждению -Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НПО "Нива" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением признании незаконным и отмене решения государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края (далее - пенсионный фонд) от 06.04.2018 N 180.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Решение государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края от 06.04.2018 N 180 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "НПО "Нива", ст. Ленинградская Ленинградского района Краснодарского края к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в размере 500 рублей признано недействительным, как несоответствующее нормам Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинградском районе Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в случае представления страхователем сведений на застрахованных лиц, в отношении которых в ранее представленных за данный отчетный период сведениях о работающих у страхователя застрахованных лицах сведения представлены не были, и срок их представления истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений на данных лиц в установленный срок. Данные на застрахованное лицо Колесниченко С.А. в исходной форме отчетности страхователя ООО НПО "Нива" полностью отсутствовали. Таким образом, представление дополняющей формы отчетности на данное застрахованное лицо - Колесниченко Сергея Александровича не может быть рассмотрено, как исправление ошибок (в Ф.И.О., СНИЛСе, ИНН), а является несвоевременным представлением отчетности на конкретное застрахованное лицо. Судебная практика показывает, что дополнительное представление страхователем сведений на сотрудников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, не является исправлением ошибок в ранее представленных сведениях (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2018 N Ф07-14037/2017 по делу N А21-299/2017, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.02.2018 N Ф03-243/2018), а является фактом несвоевременного представления отчетности на конкретное застрахованное лицо.
В возражениях на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении общества, а именно предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за май 2017 года.
По результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица общества, поскольку страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес пенсионного фонда представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за май 2017 года 13.06.2017, то есть в срок, однако дополняющая форма за май 2017 года на 1 застрахованное лицо общества поступила 14.02.2018, то есть позже установленного законодательством срока (срок предоставления - 15.06.2017).
По результатам проверки был составлен акт проверки от 21.02.2018 N 180.
Пенсионным фондом 06.04.2018 вынесено решение N 180, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (редакция, действующая с 28.12.2016) на страхователе лежала обязанность по ежемесячному представлению не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, следующих сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы):
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данной норме корреспондирует обязанность органов пенсионного фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, определенных данным Законом и предоставленных работодателями и застрахованными лицами, а также право требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, утверждена Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из материалов дела видно, что сведения по форме СЗВ-М за май 2017 года направлены обществом в управление 13.06.2017, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Указанные сведения обработаны и приняты управлением без каких-либо замечаний.
14.02.2018 обществом самостоятельно обнаружена ошибка, выразившаяся в не представлении сведений на 1 застрахованное лицо в ранее представленных сведениях за май 2017 года, ввиду чего обществом в адрес заявителя направлена дополняющая форма СЗВ-М за май 2017 года.
Указанные сведения обработаны и приняты управлением без каких-либо замечаний.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Судом первой инстанции верно установлено, что обществом 14.02.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-М, поданная с целью устранения ранее принятых управлением без замечаний сведений о застрахованных лицах за май 2017 года.
Диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необоснованности привлечения страхователя к ответственности при отсутствии состава вменяемого правонарушения и удовлетворил заявленные требования.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 по делу N А32-28011/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28011/2018
Истец: ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "НИВА", ООО "НПО "Нива"
Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе Краснодарского края