г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А42-5508/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28808/2018) ООО "Мурманжилсервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.09.2018 по делу N А42-5508/2018 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "Мурманжилсервис"
к ГЖИ по Мурманской области
о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3, 4, 4.1 предписания от 15.05.2018
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманжилсервис" (ОГРН 1125190016764, ИНН 5190013607, место нахождения: ул. Домостроительная, д. 14, корп. 2, г. Мурманск; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене пунктов 2, 3, 4, 4.1 предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281, место нахождения: Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18; далее - ответчик, Инспекция) от 15.05.2018 N 350/56.
Решением суда от 13.09.2018 в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. В качестве доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что устранение нарушений, отраженных в оспариваемых пунктах предписания путем выполнения ремонтных работ не представляются возможным, поскольку ремонтные работы носят капитальный характер.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.05.2018 N 723 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Мурманжилсервис" с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения лицензионных требований в части ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома N 26 по ул. Сафонова в г. Мурманске.
В ходе проведения указанной проверки выявлены следующие нарушения:
- при обследовании жилых помещений квартиры N 9 зафиксированы влажные следы залития через кровлю на потолке и стенах со стороны главного фасада (кухня, малая и большая комнаты);
- в ходе обследования кровельного покрытия указанного многоквартирного дома в районе квартиры N 9 выявлено неудовлетворительное техническое состояние кровли, а именно: наличие повреждений в шиферных листах (трещины, пробоины, сколы); раскрытие фальцевых соединений карнизных свесов (ослабление фальцев), наличие свищей и пробоин в стальных листах свесов.
При обследовании чердачного помещения многоквартирного дома в районе квартиры N 9 установлен факт наличия протечек на деревянной обрешетке кровли.
Входная дверь чердачного помещения не оборудована запорным устройством, имеется свободный доступ;
- при обследовании главного фасада зафиксировано разрушение фасада (венчающего карниза) в районе квартиры N 9, разрушение штукатурного слоя фасада до кирпичной кладки, отслоение облицовочного слоя, выкрашивание цементного раствора, расслоение и разрушение кирпичной кладки.
Аналогичные разрушения фасада (венчающего карниза) наблюдается в районе квартиры N 10.
Мер по обеспечению безопасности граждан обслуживающей организацией не принято, отсутствует ограждение опасных зон. На земле под поврежденными участками наблюдаются обрушившиеся элементы карниза.
Управление многоквартирным домом N 26 осуществляет ООО "Мурманжилсервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2013.
Обществу вменены нарушения лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 192, частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), а именно: пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.10, 4.6.3.5, 4.6.3.6, 4.2.3.2, 4.2.1.6, 4.2.1.3, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.2.3.3, 4.2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, договора управления многоквартирным домом, что отражено в акте проверки N 757 от 15.05.2018.
На основании изложенного 15.05.2018 Инспекция вынесла предписание N 350/56, которым в пунктах 2, 3, 4, 4.1 обязала Общество в срок до 31.07.2018:
- устранить выявленные нарушения путем проведения ремонта поврежденных участков фасада указанного многоквартирного дома (венчающего карниза в районе квартир N N 9, 10), с восстановлением кирпичной кладки и отделочного слоя (пункт 2);
- устранить залитие квартиры N 9 через кровлю (пункт 3);
- устранить выявленные нарушения путем замены отдельных поврежденных шиферных листов (листов с трещинами, пробоинами, сколами) в районе помещений квартиры N 9 (пункт 4);
- устранить выявленные нарушения путем уплотнения неисправных фальцев, усиления сварных швов стыковых соединений, а также заделкой мелких отверстий, свищей в листах в районе квартиры N 9 (пункт 4.1).
Считая означенные пункты предписания N 350/56 от 15.05.2018 незаконными, Общество обратилось с в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как разъяснено в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 18.02.2016 N 301-АД15-19555 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Как следует из материалов дела, в качестве выявленных при проведении проверки нарушений заявителю, как управляющей организации, вменяется нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.10, 4.6.3.5, 4.6.3.6, 4.2.3.2, 4.2.1.6, 4.2.1.3, 4.2.1.1, 4.2.3.1, 4.2.3.3, 4.2.3.4 Правил N 170, пунктов 3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Правилами N 170 прямо предусмотрено, что обязанность по их соблюдению возлагается на собственников жилищного фонда или на управляющие компании.
В приложении N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 приложения N 7 к указанным Правилам к текущему ремонту относится: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.6.1.2 Правил N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Пунктом 4.6.1.10 Правил N 170 предусмотрено, что уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2.
Пунктами 4.6.3.5, 4.6.3.6 Правил N 170 предусмотрено, что в отношении стальной кровли необходимо обеспечить: плотность гребней и лежачих фальцев; отсутствие свищей, пробоин на рядовом покрытии, разжелобках, желобках и свесах; плотность и прочность отдельных листов, особенно на свесах; в отношении асбестоцементной кровли требуется обеспечить: плотное покрытие конька кровли; исправное состояние покрытия около труб и расжелобков. Устранение этих нарушений должно осуществляться в возможно короткие сроки.
В соответствии с пунктом 4.2.3.2 Правил N 170 с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
В пункте 4.2.1.6 Правил N 170 установлено, что чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.
Согласно пункту 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) (пункт 4.2.1.1 Правил N 170).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1 Правил N 170).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Постановление N 290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В силу пункта 2 Постановления N 290 Минимальный перечень применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу названного Постановления.
В пунктах 7, 9 Минимального перечня указаны работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш и фасадов многоквартирных домов.
Из содержания приведенных норм права следует, что обследование технического состояния многоквартирного жилого дома, составление актов осмотра по результатам обследования, установление причин и места возникновения дефектов, принятие мер по устранению дефектов после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов осуществляет управляющая организация в рамках своей деятельности по управлению многоквартирным домом с учетом требований норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Факт нарушения Обществом означенных положений установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела, в том числе, актом проверки N 757 от 15.05.2018, и по существу Обществом не опровергнут.
Обжалуя решение суда, Общество указывает, что устранение нарушений, отраженных в оспариваемых пунктах предписания путем выполнения ремонтных работ не представляется возможным, поскольку ремонтные работы носят капитальный характер.
Означенный довод рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен в силу следующего.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт вышеуказанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства.
Именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Документы, подтверждающие надлежащее исполнение Обществом обязанности по содержанию общего имущества (о проведении ремонта кровли), ни на проверку, ни после проверки Обществом не предоставлены.
Выявленные нарушения управляющей компании существенно нарушают права граждан, несут угрозу здоровью и жизни жителей многоквартирного дома.
Необходимость проведения капитального ремонта дома, не может являться препятствием для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, либо свидетельствовать об отсутствии возможности соблюдения установленных требований по техническому обслуживанию дома, исключающим вину Общества.
Вопреки доводам жалобы, капитальный ремонт проводится при наличии такой необходимости, тогда как проведение текущего ремонта для обеспечения нормативных условий для проживания граждан непосредственно входит в обязанности управляющей компании.
Как верно указал суд первой инстанции, дом в установленном порядке не признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению. Указанные в предписании работы носят текущий характер, не относятся к работам капитального характера.
Более того, оспариваемые пункты предписания N 350/56 от 15.05.2018 не содержат указания на выполнение капитальных работ, в них не указаны конкретные способы, виды и объемы работ, необходимые для их исполнения.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7; перечень работ, проводимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, - в приложении N 8 (пункты 2.3.3 и 2.4.2 Правил N 170).
Приняв во внимание вышеуказанные обстоятельства, положения законодательства, а также позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, отсутствие со стороны Общества надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемых пунктов предписания упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.09.2018 по делу N А42-5508/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5508/2018
Истец: ООО "Мурманжилсервис"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ