Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2019 г. N Ф01-1003/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А28-2784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Кировской области, ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2018 по делу N А28-2784/2018, принятое судом в составе судьи Покрышкиной Ю.Е.
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889) в лице филиала жилищно-эксплуатационный (коммунальный отдел) N 4 г. Сарапул
к субъекту Российской Федерации - Кировская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345421582 ОГРН 1154350002641),
Министерству финансов Кировской области (ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497),
третье лицо: муниципальное образование "город Слободской" в лице администрации,
о взыскании недополученных доходов,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала жилищно-эксплуатационный (коммунальный отдел) N 4 г. Сарапул (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации - Кировская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство ЖКХ, ответчик 1), Министерству финансов Кировской области (далее - Министерство финансов, ответчик 2, заявитель) о взыскании 41 752 руб. 06 коп. руб. задолженности в виде недополученных доходов (убытков) при оказании услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с 11.07.2017 по 31.12.2017 (далее - Спорный период).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "город Слободской" в лице администрации (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2018 иск удовлетворен, с субъекта Российской Федерации - Кировская область в лице Министерства финансов за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировской области в пользу истца взыскано 41 752 руб. 06 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик 2 обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на пункт 2.1 Порядка 144/146, согласно которому право на предоставление субсидий имеют ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, выполняющие условия, установленные пунктом 2.2 Порядка 144/146 и включенные в перечень ресурсоснабжающих, управляющих организации и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставлении субсидий. Истец в указанный перечень не включен. В целях реализации Порядка N 144/146 между истцом и ответчиком 1 не заключено каких-либо соглашений о предоставлении субсидий на 2018 год на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей взысканию платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами. Для возложения на субъект РФ "Кировская область" имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения истцом убытков, их размера, противоправности и виновности (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков. Следовательно, правовые основания для удовлетворения иска отсутствовали.
Истец в отзыве просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
С 11.07.2017 истец на основании прямых договоров с собственниками и пользователями жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кировская область, г. Слободской, ул. Грина, 35, осуществлял поставку тепловой энергии и горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.06.2017 N 20/3-тэ-2017 для истца установлен тариф на тепловую энергию с 13.06.2017 в размере 3788,15 руб./Гкал.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.07.2017 N 24/5-кс-2017 для истца установлен тариф на горячую воду с 11.07.2017: компонент на холодную воду - 30,08 руб./Гкал, компонент на тепловую энергию - 3788,15 руб./Гкал.
Решением Слободской городской думы от 16.08.2017 N 20/126 на второе полугодие 2017 года установлен стандарт уровня платежей населения за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению, оказываемые истцом: горячее водоснабжение - 65,8690%, теплоснабжение - 83,26768%.
В период с 11.07.2017 по 31.12.2017 истец производил начисление платы за поставляемые населению коммунальные услуги с учетом установленного стандарта уровня платежей, в результате чего у Учреждения возникли убытки (выпадающий доход) в виде разницы между стоимостью поставленного коммунального ресурса, определенного на основании экономически обоснованного тарифа, и стоимостью коммунального ресурса, поставленного населению с учетом установленного стандарта платежей.
В целях возмещения выпадающих доходов за спорный период (с 11.07.2017 по 31.12.2017) истец многократно направлял обращения ответчику 1, в Правительство Кировской области с заявлением о разъяснении порядка возмещения выпадающих доходов, за получением субсидий.
Министерство ЖКХ, утверждая, что в соответствии с нормами бюджетного законодательства государственные учреждения не в праве получать денежные средства из бюджета субъекта Российской Федерации, отказало истцу в предоставлении субсидий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37-40 настоящего документа.
Из положений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
Указом Губернатора Кировской области от 27.11.2015 N 278 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Решениями правления региональной службы по тарифам Кировской области от 13.06.2017 N 20/3-тэ-2017, от 11.07.2017 N 24/5-кс-2017 истцу установлены тарифы на тепловую энергию (3788,15 руб./Гкал) и горячую воду (компонент холодная вода- 30,08 руб./Гкал; компонент тепловая энергия - 3 788,15 руб./Гкал).
Расчеты за услуги по теплоснабжение и горячее водоснабжение истец в спорный период осуществлял в соответствии со стандартом уровня платежей населения за коммунальные услуги на второе полугодие 2017 года, установленным решением Слободской городской Думы от 16.08.2017 N 20/126 (65,8690% - компоненты на холодную воду и тепловую энергию, 83,26768% - теплоснабжение).
У истца образовались убытки, определенные как произведение соответствующих размеров межтарифной разницы на количество (объем) поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии, горячей воды), отпущенного в спорный период населению на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых помещений в доме по адресу: Кировская область, г. Слободской, ул. Грина, д. 35.
В целях возмещения части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг за счет средств областного бюджета постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок предоставления субсидий (далее - Порядок N 144/146).
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П "Об утверждении Положения о министерстве энергетике и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" с 22.11.2017 полномочия на предоставление субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами переданы ответчику 1.
Согласно пункту 2.1 Порядка 144/146 Право на предоставление субсидий имеют ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, выполняющие условия, установленные пунктом 2.2 настоящего Порядка и включенные в перечень ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидий (далее - перечень).
Перечень формируется на текущий финансовый год с ежемесячной корректировкой в течение года.
В силу пункта 2.2 Порядка N 144/146 ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:
наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);
предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка 144/146 субсидии предоставляются ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг при следующих условиях:
субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году;
субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;
субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области форме;
субсидии предоставляются при наличии соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - министерство строительства и ЖКХ) о предоставлении субсидий.
Порядок определения перечня ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг и предоставления субсидий ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг установлен в разделе 3 Порядка N 144/146.
Истец в период с 11.07.2017 по 31.12.2017 при осуществлении деятельности по теплоснабжению, горячему водоснабжению населения нес убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты населения за услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения производились по установленным стандартам уровня платежей, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца регулирующим органом. Убытки в виде разницы в тарифах истцу не были возмещены.
Факт оказания населению коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению подтверждается материалами дела (платежными документами за спорный период).
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, бюджетное учреждение, владеющее на законном основании источником тепловой энергии (котельной), продающее тепловую энергию населению, проживающему в жилом доме, присоединённом к источнику тепловой энергии учреждения, является теплоснабжающей организацией применительно к нормам Закона о теплоснабжении, несёт убытки в виде разницы в тарифах для населения и экономически обоснованных тарифах, утверждённых для него уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области ценообразования.
Поскольку истец обеспечивал теплоснабжение и горячее водоснабжение населения и нес расходы в связи с этой деятельностью, то он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение.
При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует теплоснабжающим организациям компенсацию выпадающих доходов.
Разъяснения по вопросам возмещения разницы в тарифах даны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 87).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 и согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утверждённым тарифом для определённой группы потребителей, например, населения, и утверждённым для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесённых ею экономических потерь.
При этом установленный пунктом 3.1 Порядка N 144/146 срок носит процедурный (регламентный характер). Никаких последствий пропуска этого срока (в том числе в виде отказа в субсидиях) ни самим постановлением 144/146, ни иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Законом N 184-ФЗ не установлен какой-либо пресекательный срок существования права на получение субсидий и не ограничивается возможность реализации этого права сроком или периодом.
Таким образом, данное право может быть реализовано и подлежит судебной защите в пределах общего срока исковой давности (статья 196 ГК РФ).
В бюджете Кировской области на 2017 год были предусмотрены денежные средства на возмещение разницы в тарифах.
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Арифметически расчет истца заявителем не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Стандарт уровня платежей населения за коммунальные услуги на второе полугодие 2017 года установлен решением Слободской городской Думы.
При этом в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 разъяснено, что надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели.
Доводы заявителя жалобы о том, что истец не включен в перечень организаций, имеющих право на получение субсидий, и с ним не заключено соответствующих соглашений, не влияют на оценку судом спорной ситуации.
Устанавливая порядок предоставления субсидий, Правительство Кировской области не предусмотрело каких-либо исключений для государственных (муниципальных) учреждений, доказательств наличия иного порядка возмещения таким учреждениям недополученных доходов не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что гражданское и бюджетное законодательство не содержит запрета на возмещение бюджетному учреждению убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение, горячее водоснабжение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.
При таких обстоятельствах, исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений, истцу не может быть отказано в возмещении недополученных доходов по причине того, что он является государственным бюджетным учреждением.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере к ответчику 2.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2018 по делу N А28-2784/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2784/2018
Истец: ФГБУ ЖЭ К О N 4 филиала "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО
Ответчик: Министерство Энергетики и ЖКХ Кировской области
Третье лицо: "Город Слободской" в лице МКУ "Администрация города Слободского Кировской области", Министерство финансов Кировской области