г. Москва |
|
10 января 2024 г. |
Дело N А40-111190/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Мухина С.М., Попова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2023 по делу N А40-111190/23,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным бездействие,
при участии в судебном заседании от заявителя: Фисенко Г.С. по доверенности от 18.12.2023; от ответчика: Кудрицкая О.Г. по доверенности от 20.07.2023.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - заявитель, ДГИ г. Москвы) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом ходатайства об изменении заявленных требований, которое судом удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) протокольным определением от 15.08.2023) в котором просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве) от 20.04.2023 N КУВД-001/2023-15036015 о возврате документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет и принятию на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, а так же возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет и принять на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества сооружение: железобетонное берегоукрепление протяженностью 440 м.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счёл установленными; нарушение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, просил отменить решение.
Представитель Росреестра в судебном заседании возражал по доводам жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2023.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в отношении сооружения: железобетонное берегоукрепление протяженностью 440 м.
В качестве документов оснований для осуществления мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет и постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект недвижимости в материалы регистрационного дела был представлены 1. Технический план, выполненный кадастровым инженером от 24.04.2023; 2. Письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.02.2023 об отсутствии сведений об указанных объектах в реестре федерального имущества; 3. Письмо Департамента городского имущества города Москвы от 11.04.2023 об отсутствии сведений об объекте в реестре собственности города Москвы, а также сведений о зарегистрированных правах до 1998 года.
Относимость настоящего железобетонного берегоукреления к объекту капитального строительства установлена кадастровым инженером.
В отношении сооружения подготовлен технический план. Департаментом были представлены документы, свидетельствующие о наличии у объекта признаков бесхозяйного имущества. Уведомлением от 20.04.2023 N КУВД-001/2023-15036015 Управление Росреестра по Москве сообщило о возврате документов, представленных для постановки на кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, в связи с тем, что из представленных документов не удается установить, что объект является объектом капитального строительства.
С указанным решением Департамент не согласен, считает его, необоснованным и незаконным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) 3 права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о недвижимости ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Ведение ЕГРН осуществляется в строгом соответствии Правилами, определенными органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав (пункт 7 статьи 7 Закона о недвижимости).
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона о недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
Управление является федеральным органом исполнительной власти (ч.Л ст.З Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), осуществляющим публично-правовые функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлению сведений, содержащихся в нем.
Полномочия Управления устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным приказом Росреестра 23.01.2017 N ПУ0027, и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судами Заявитель обратился в Управление с заявлением КУВД001/2023-15036015 о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав бесхозяйного Объекта, представив документы согласно описи от 13.04.2023. 20.04.2023.
Управление по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании ст. 25 Закона о недвижимости принято решение о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав без рассмотрения на основании ст. 12 Приказа 931 "Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" - из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
В соответствии со статьей 18 Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом государственная регистрация прав не подменяет собой основания возникновения, перехода и прекращения прав. В ходе проведения правовой экспертизы установлено.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее также - Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей), и п. 4 ст. 225 ГК РФ принятие на учет объекта недвижимого имущества в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления уполномоченных государственных органов этих городов.
На основании п. 3 означенного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Согласно п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее также - Правила предоставления документов) органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место: заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в порядке ч. 10 ст. 32 Закона о недвижимости.
На основании п. 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей к заявлению прилагается, в том числе документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества (п. 30 Правил предоставления документов). Департаментом был представлен представлен технический план, подготовленный кадастровым инженером Горбаневой Н.А. в отношении железобетонного берегоукрепления, протяженностью 440 м. При этом адрес расположения железобетонного берегоукрепления, протяженностью 440 м в техническом плане не указан.
В нарушение пп. 7 п. 43 Требований при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар). Сведения об адресе (местоположении) вносятся в поля структурированного адреса до максимально возможного уровня.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о недвижимости реестры ЕГРН, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Отсутствие адреса объекта в техническом плане не допустимо.
В соответствии со ст. 8 закона, адрес является дополнительной характеристикой объекта, обязательной для внесения в сведения ЕГРН. Имущество, обладающее таким признаком, как неразрывная связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Более того, объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Однако из представленных в материалы учетно-регистрационного дела документов не удается однозначно установить, что заявленный объект является объектом капитального строительства, не представлено описание объекта.
С целью проверки соблюдения требований действующего законодательства, Управлением направлен уточняющий запрос в адрес Комитета государственного строительного надзора города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, ГБУ "МосгорБТИ" и в адрес ГБУ " Мосгоргеотрест".
Таким образом, решение о возврате документов было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", обязательным условием для признания ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременное нарушение данным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица и несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судами не установлено нарушений прав и законных интересов, заявителя, а также нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, допущенных Ответчиком.
С учётом вышеизложенного, доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм материального права, ввиду чего являются необоснованными, несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2023 по делу N А40-111190/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111190/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ