г. Москва |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А40-191031/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Эковэй"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2018 по делу N А40-191031/18, принятое судьей Кукиной С.М. (130-2174),
по заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (420111, РТ, Казань, ул. Б. Красная, д. 30)
к ООО "Эковэй" (101000, г. Москва, ул. Покровка, д. 1/13/6, стр. 2, офис 35)
о привлечении к административной ответственности по ч.1. ст. 6.33 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Панфилов А.Ф. по дов. от 22.08.2018;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Эковэй" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ.
Решением от 02.11.2018 Арбитражный суд города Москвы привлек ООО "Эковэй" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ, назначив административный штраф в размере 1 000 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Эковэй" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения; в основания привлечения к административной ответственности положен протокол испытаний, полученный с нарушением законодательства, за пределами сроков проверки в отношении другого лица. Общество считает, что результаты проверки в силу ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Общество также считает, что суд первой инстанции должен был уменьшен штраф до 500 000 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, и отзыва на нее, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.06.2018 Управлением при рассмотрении протокола лабораторных испытаний (исследований) ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" N 691211 от 11.05.2018, экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан (Татарстан)" N 23007 от 09.06.2018 г. проб (образца) биологически активной добавки "Инфорте" производства "Meizhou Hengrun Biology Industry Co., Ltd", Lvdanlan Industrial Zone, Guangdong (Китайская Народная Республика), серия 171115, дата выработки 15.11.2017 (12 капсул по 300 мг) (далее - Б АД "Инфорте"), отобранной 05.03.2018 г. при осуществлении внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения N791/13- вп/в от 21.02.2018 г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), в филиале АО НПК "Катрен" в г. Казань по адресу г. Казань, ул. Адоратского, д.76, установлено, что в отобранной пробе БАД "Инфорте" обнаружена не заявленная при государственной регистрации фармацевтическая субстанция "силденафил" (51,8*7,8 мг/г) - синтетический ингибитор фосфодиэстеразы, который не является эссенциальным фактором питания и запрещен для использования в составе биологически активных добавок в пище.
Нарушение подтверждается протоколом лабораторных испытаний (исследований) ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" N 691211 от 11.05.2018.
Согласно представленным сопроводительным документам импортером БАД "Инфорте" является ООО "Эковэй" г. Москва, ул. Покровка, д. 1/13/6, стр. 2, оф. 35 (товарная накладная N 393 от 09.02.2018 г.); ООО "Эковэй" поставил вышеуказанную продукцию в количестве 520 шт. на сумму 384,8 тыс руб. в АО НПК "Катрен", который в свою очередь реализовал ее согласно товарной накладной N 36219-1 от 09.02.2018 г. в количестве 20 шт. на сумму 14,8 тыс. руб. филиалу АО НПК "Катрен" в г. Казань (РТ, г. Казань, ул. Адоратского, д.76).
Следовательно, административным органом установлен факт ввоза на территорию Российской Федерации, факт поставки ООО "Эковэй" для дальнейшей реализации фальсифицированного БАД "Инфорте" производства "Meizhou Hengrun Biology Industry Co., Ltd", Lvdanlan Industrial Zone, Guangdong (Китайская Народная Республика), серия 171115, дата выработки 15.11.2017.
Ввоз фальсифицированной биологически активной добавки в пище является нарушением требований ст.1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 1.4 приложения 7 Технического Регламента таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"; ст.4 Технического Регламента таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки"; п.п. 2.2., 7.4.3. СанПиН 2.3.2.1290-03 "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)"; п.п. 4.10., 4.11., 4.17 МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. "Пищевые продукты и пищевые добавки.
Указанные действия ООО "Эковэй" содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ.
По факту выявленного нарушения в отношении общества в присутствии представителя ООО "Эковэй" Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 07.08.2018 по ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ.
Составленный протокол явился основанием для обращения Управления в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Эковэй" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о необходимости привлечения ООО "Эковей" к административной ответственности по ч.1 ст.6.33 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011) под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе, биологически активные добавки к пище (БАД); Биологически активные добавки к пище (БАД) - природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.
В соответствие с пунктом 1.4 приложения 7 TP ТС 021/2011 биологически активные синтетические вещества, не являющиеся эссенциальными факторами питания - аналоги биологически активных компонентов лекарственных растений запрещены для использования в составе биологически активных добавок к пище.
Пунктом 3 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее TP ТС 022/2011) установлено, что настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
В п. 1 ч. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции, предусмотренной п. 1 ч. 4.1. и п. 1 ч. 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
Согласно п. 2.2. СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" (далее - СанПиН 2.3.2.1290-03) БАД должны отвечать установленным нормативными документами требованиям к качеству в части органолептических, физико-химических, микробиологических, радиологических и других показателей по допустимому содержанию химических, радиологических, биологических объектов, запрещенных компонентов и их соединений, микроорганизмов и других биологических агентов, представляющих опасность для здоровья человека. В биологически активных добавках к пище регламентируется содержание основных действующих веществ.
В п. 2.7. СанПиН 2.3.2.1290-03 указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения биологически активных добавок к пище, несут ответственность за обеспечение качества БАД.
Пункт 2.11. СанПиН 2.3.2.1290-03 определяет, что импортируемые на территорию Российской Федерации биологически активные добавки к пище должны отвечать требованиям действующих в Российской Федерации санитарных правил и гигиенических нормативов, если иное не оговорено международными соглашениями.
Также согласно п. 2.12. СанПиН 2.3.2.1290-03 юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие деятельность по ввозу и обороту БАД, обязаны предоставлять покупателям (потребителям), а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве БАД.
Более того, пунктом 7.4.3. СанПиН 2.3.2.1290-03 регламентировано, что реализуемые БАД должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией. Аналогичные требования установлены в п.п. 4.10., 4.11., 4.17. Методических указаний 2.3.2.721-98. 2.3.2. "Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище", согласно которым, импортируемые на территорию Российской Федерации биологически активные добавки к пище должны отвечать требованиям действующих в Российской Федерации санитарных правил и гигиенических нормативов, если иное не оговорено международными соглашениями; организации, осуществляющие деятельность в области обращения биологически активных добавок к пище, несут ответственность за обеспечение качества и безопасности БАД.
Согласно единого Реестра свидетельств о государственной регистрации Евразийской Экономической Комиссии БАД "Инфорте" (свидетельство о государственной регистрации RU.77.99.88.003.E.007632.07.15 от 14.07.2015) имеет область применения: для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - источника флавоноидов, гинзеноидов (панаксозидов), содержащей органические кислоты, включая пориевую.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под фальсифицированными пищевыми продуктами (в том числе биологически активными добавками) понимаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки) умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
Управлением установлено, что ООО "Эковей" ввезло на территорию РФ фальсифицированную биологически активную добавку "Инфорте" производства "Meizhou Hengrun Biology Industry Co., Ltd", Lvdanlan Industrial Zone, Guangdong (Китайская Народная Республика), серия 171115, дата выработки 15.11.2017 (12 капсул по 300 мг) (далее - БАД "Инфорте"), так как БАД содержала в себе лекарственное вещество "силденафил", которое не является эссенциальным фактором питания и запрещено для использования в составе биологически активных добавок в пище. Маркировка БАД "Инфорте" не содержала указание на содержание силденафила.
Таким образом, факт совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.33 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо в силу ч. 2 данной нормы признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Эковэй" является юридическим лицом и обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере оборота лекарственных средств, общество обязано осуществлять контроль качества реализуемых лекарственных препаратов, предпринимать все возможные меры для предотвращения реализации фальсифицированных препаратов.
Доводы жалобы об отсутствии вины Общества были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Представленный ответчиком протокол лабораторных исследований от 25.07.2017 N 12987 11, в котором указано, что "силденафил" не обнаружен, не может свидетельствовать об отсутствии вины ООО "Эковей", так как лабораторные исследования были проведены по серии 201016, тогда как Управлением обществу в рамках рассматриваемого дела вменяется нарушение за обнаружение силденафила в серии 171115.
Наличие в пищевой продукции БАД, находящейся на реализации, силденафила не заявленногого на маркировке, свидетельствует о фальсификации биологически активной добавки к пище "Инфорте".
При таких данных, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.33 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением требований ст.ст.28.1, 28.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами также не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.33 КоАП РФ, соблюден.
о результатам исследования имеющихся в деле доказательств и доводов апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным правоотношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Судом апелляционной инстанции также не установлено наличие оснований для снижения размера назначенного наказания в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований правомерен.
Доводы подателя апелляционной жалобы о незаконности протокола испытаний и нарушении Закона N 294-ФЗ отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что контрольно-надзорные мероприятия проводилось в отношении другого юридического лица, соответственно ООО "Эковэй" никакого отношения к указанной проверке не имеет, а АО НПК "Катрен" данную проверку не оспаривал, акт проверки составлен Управлением в установленный распоряжением срок 29.03.2018, возражений на акт не поступали, следовательно, оснований для признания проведенной проверки недействительной в рамках настоящего дела не имеется.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В данном случае информация, должностными лицами Управления протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Эковэй" по ч. 1 с г. 6.33 КоАП РФ составлен не по итогам внеплановой проверки, проведенной в отношении АО НПК "Катрен", а в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, основанием которого явилось рассмотрение лабораторных исследований продукции, отобранных в рамках внеплановой проверки, то есть дело возбуждено в при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в рамках КоАП РФ, а не в рамках Закона N 294-ФЗ.
Завершение исследований и составление протокола испытаний за пределами срока проведения проверки, указанного в Распоряжении о проведении проверки в отношении АО НПК "Катрен", не нарушает права ООО "Эковей" и не свидетельствует о нарушении норм права.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что доказательства получены без нарушений требований действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2018 по делу N А40-191031/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191031/2018
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН)
Ответчик: ООО "ЭКОВЭЙ"