г. Самара |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А72-10655/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - не явился, извещен,
от ООО "Управляющая организация Жилстройсервис" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 ноября 2018 года по делу N А72-10655/2018 (судья Коннова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис",
к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,
о признании недействительным и отмене предписания N Д-97 от 07.06.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N Д-97 от 07.06.2018 Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Жилстройсервис" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
17.01.2019 от Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области поступили сведения о том, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 N 105 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области" Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области преобразовано в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области и Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области.
Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области с 01.01.2019 является правопреемником Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в части осуществления полномочий по региональному государственному жилищному надзору в Ульяновской области.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.06.2018 в ходе внеплановой документарной проверки на основании распоряжения N 000583/Д-97 от 16.05.2018 Министерство выявило факт нарушения обществом пункта 101, пункта 15 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктов 4.1.4, 4.1.6 договора управления многоквартирным домом от 30.12.2014, п.п. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, что выразилось в нарушении порядка изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества.
По результатам проверки 07.06.2018 Министерство составило акт N Д-97 и выдало обществу предписание N Д-97 об устранении выявленных нарушений в срок до 11.07.2018.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно частям 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление (теплоснабжение).
Пунктом 98 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
На основании пункта 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Как следует из пункта 15 раздела VI приложения 1 к Правилам N 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 °C и выше) - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах +22 °C). При этом допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C.
Пунктом 15 раздела VI приложения 1 к Правилам N 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
В пункте 37 Правил N 354 определено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается тот факт, что общество на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016 N 99 является исполнителем коммунальной услуги по отоплению перед потребителями в жилом доме N 32 по проспекту Ленинского Комсомола города Ульяновска.
При этом в марте 2018 года общество допустило превышение нормативных значений температуры в квартире N 130 на 1°C, в квартире N 138 на 2оС на протяжении 17 дней, в связи с чем, обществом был произведен перерасчет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и не оспариваются сторонами.
Как указано в акте проверки и в спорном предписании, размер ежемесячной платы за отопление, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление (без снижения) в соответствии с формулой 2 приложения 1 к Правилам N 354 составил по данным Министерства 4105,12 руб. для кв. N 130 и 4124,70 руб. для кв. N 138.
С данными суммами общество не спорит, так же как не спорит с количеством часов (24), в течение которых продолжалось отклонение температуры воздуха, зафиксированное в течение 17 дней.
В акте проверки и в спорном предписании содержится следующий расчет снижения платы за коммунальную услугу отопления из-за отклонения температуры воздуха в жилом помещении, составленный ответчиком: 4105,12 руб. x 17 дней/ 31 день = 2251,19 руб.; 17 дней х 24 часа х 0,15% x 1 °C = 61,2%; 2251,19 руб. х 61,2% = 1377,73 руб. (перерасчет по квартире N 130); 4124,70 руб. х 17 дней/31 день = 2261,93 руб.; 17 дней х 24 часа х 0,15% х 2оС = 122,4%; 2261,93 руб. х 122,4% = 2768,60 руб. (перерасчет по квартире N 138).
Вместе с тем, по мнению общества, данный расчет не соответствует положениям пункта 15 приложения 1 к Правилам N 354.
Согласно контррасчету заявителя, плата за услугу за расчетный период - месяц подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Суд первой инстанции правомерно посчитал позицию заявителя обоснованной, соответствующей буквальному содержанию пункта 15 приложения 1 к Правилам N 354, тогда как расчет такой платы, составленный ответчиком, полностью освобождает потребителя от оплаты коммунальной услуги по отоплению за март 2018 года, несмотря на то, что в определенную часть этого периода услуга была оказана заявителем надлежащим образом, более того, из расчета ответчика по квартире N 138 усматривается, что общество еще и должно доплатить потребителю за оказанную услугу.
Заявитель и ответчик в своих расчетах определяют одинаковый процент снижения размера платы за тепловую энергию ненадлежащего качества в день. Полученный процент снижения заявитель умножает на размер платы за тепловую энергию за день поставки ресурса ненадлежащего качества, а ответчик применяет процент снижения к размеру платы за тепловую энергию в месяц. Таким способом ответчик необоснованно увеличивает размер снижения, что даже при небольших отклонениях по температурному показателю практически приводит к освобождению ответчика от оплаты за поставленную тепловую энергию, что недопустимо и противоречит положениям Правил N 354.
Правила N 354 указывают на то, что подлежит снижению размер платы за коммунальный ресурс в течение расчетного периода, в который установлена его некачественность. Материалами дела подтверждено отклонение температуры в определенные периоды, нарушение температурного режима допущено не каждый день в течение расчетного месяца. В связи с этим расчетным периодом для снижения платы за отопление может являться только день, в котором осуществлена подача некачественного ресурса.
Доводы ответчика о необходимости использования в расчете снижения размера платы в качестве расчетного периода - месяц судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку пункт 37 Правил N 354, указывающий, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, касается, прежде всего, расчетов между исполнителем и потребителем. Специальные же нормы, устанавливающие порядок снижения, содержатся в пункте 101 Правил N 354 и пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354.
Пунктом 15 приложения 1 к Правилам N 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления, соответственно, не любое отклонение от нормативной температуры приведет к автоматическому и полному освобождению от оплаты поставленного ресурса.
В данном случае отклонение от нормативной температуры составило 1°C в течение 17 дней, т.е. 14 дней услуга по отоплению оказывалась качественно, что в принципе не может привести к полному освобождению от оплаты поставленного ресурса.
Заявителем произведена корректировка суммы задолженности с учетом доказанности факта нарушения температурного режима отопления: при перерасчете заявителем принято во внимание отступление за каждый 1 градус от допустимых отклонений температуры в спорный период на 0,15% размера платы в соответствии с Приложением N 1 к Правилам N 354 и за каждый час отступления показания суммировались в течение суток расчетного периода.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394 допускается применение пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 к случаям, связанным с изменением размера платы за коммунальную услугу при ненадлежащем качестве этой услуги.
В мотивировочной части судебного акта указано на то, что пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
Таким образом, для расчета стоимости некачественного коммунального ресурса необходимы почасовые показания температуры отопления, а также сведения о стоимости качественной коммунальной услуги за 1 сутки, так как перерасчет производится с учетом снижения платы на 0,15% от оплаты за сутки.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.07.2016 по делу N Ф03-2390/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу N А53-29272/2016 (постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2017 N Ф08-3486/2017 данное постановление оставлено без изменения, Определением ВС РФ от 20.11.2017 N 308-ЭС17-14859 отказано в передаче дела N А53-29272/16 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу N А71 -3584/2015 (постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2016 N Ф09-6383/16 данное постановление оставлено без изменения), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016 по делу N А71-1627/2016, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2016 по делу N А24-1523/2015, от 21.03.2016 по делу N А24-2591/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2016 по делу N А71-5017/2015, от 10.08.2016 по делу N А71-9457/2015, от 21.07.2016 по делу N А71-3584/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.05.2018 по делу N А03-21886/2016.
При таких обстоятельствах, Министерством не доказано нарушение обществом п. п. 101, п. 15 приложения N 1 к Правилам N 354.
В части указания в спорном предписании нарушения обществом пунктом 4.1.4, 4.1.6 договора управления многоквартирным домом от 30.12.2014, доводы заявителя также обоснованны, так как такой договор в материалы дела не представлен, общество пояснило, что в отношении МКД по адресу, указанному в предписании, им заключен только один договор от 01.01.2016, доказательств обратного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были правомерно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы дублируют доводы искового заявления и являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 ноября 2018 года по делу N А72-10655/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10655/2018
Истец: ООО "УО Жилстройсервис", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЛСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ