Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2019 г. N Ф05-5540/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А41-42563/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ Звенигород" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2018 по делу N А41-42563/2018 (судья Семенова А.Б.).
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Ерёмина Сергея Александровича - Пантелеева М.А. (доверенность от 04.06.2018),
Администрации муниципального образования "Городской округ Звенигород" - Раевский С.С. (доверенность от 03.12.2018),
Государственного органа Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" - Голованов А.В. (доверенность от 15.01.2019).
Индивидуальный предприниматель Ерёмин Сергей Александрович (далее - ИП Ерёмин, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Городской округ Звенигород" (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления о демонтаже нестационарного объекта и освобождении занимаемого земельного участка N 1 от 05.03.2018, вынесенного Администрацией в отношении ИП Ерёмина.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный орган Московской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области и его аппарат" (далее - уполномоченный по защите прав предпринимателей), общество с ограниченной ответственностью "УК "Чистый Город" и общество с ограниченной ответственностью "Звенигородский Городской Водоканал" (далее также - третьи лица).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.10.2018 (резолютивная часть объявлена 24.10.2018) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ИП Ерёмин (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неверное применение судом норм материального права. Настаивает на законности обжалуемого уведомления и на то, что данным уведомление права заявителя не нарушаются.
До судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители и уполномоченного по защите прав предпринимателей возражали против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителем на фасаде жилого дома N 6 мкр. Супонево г. Звенигород Московской области размещен объект - торговый автомат по доочистке и продаже питьевой воды централизованного источника водоснабжения (л. д. 70-73 - фотоснимки).
Объект размещен на основании договора аренды по размещению киоска - автомата по продаже питьевой воды N 7/17 от 30.04.2017, заключенного между управляющей компанией ООО "УК "Чистый город" и ИП Ереминым (т. 1 л. д. 10), акта приема-передачи от 30.04.2017 к договору аренды (т. 1 л. д.12) и протокола N 3 от 03.04.2017 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г.Звенигород, мкрн. Супонево, корпус 6 (т. 1 л. д. 26).
Поставка воды в объект (аппарат) и прием сточных вод из него осуществляется по договору N 456 от 01.03.2018 на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, заключенному между ООО "Звенигородский городской водоканал" (исполнитель) и ИП Ереминым (абонент) (т. 1 л. д. 15).
05 марта 2018 года предпринимателем получено уведомление N 1 от Отдела развития предпринимательства и потребительского рынка Администрации, подписанное заместителем главы Администрации, о незаконном размещении автомата по доочистке и продаже питьевой воды на фасаде МКД. Согласно уведомлению предприниматель обязан в срок до 05.04.2018 демонтировать нестационарный торговый объект с приведением фасада дома в первоначальное состояние (т. 1 л. д. 9).
Не согласившись с уведомлением, предприниматель обратился с жалобой к уполномоченному по правам предпринимателей. Уполномоченным была проведена проверка по жалобе, в ходе которой запрошены пояснения от Администрации.
Согласно пояснениям Администрации основаниями для принятия уведомления явилось следующее: 1) торговый аппарат размещен на расстоянии менее 0,2 м от окна жилого дома, что не соответствует части 4 статьи 25 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 "О благоустройстве в Московской области", в соответствии с которой не допускается размещение некапитальных объектов ближе 20 м. от окон жилых помещений; 2) вендинговый автомат является нестационарным торговым объектом и должен быть включен в схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением главы городского округа Звенигород N 190 от 21.03.2017 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории го Звенигород Московской области на 2017-2021 годы", разработанную на основании постановления главы N 154 от 09.03.2017 "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории го Звенигород", 3) на 15.02.2018 отсутствует договор с ООО "Звенигородский водоканал" на использование воды.
По результатам рассмотрения жалобы ИП Еремина и пояснений Администрации уполномоченным по правам предпринимателей составлено заключение от 16.04.2018, в котором указано на выявление нарушения прав и законных интересов предпринимателя действиями Администрации. По мнению уполномоченного, исходя из норм закона "О благоустройстве в Московской области", "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения", спорный объект не является нестационарным объектом, следовательно, на него не могут быть распространены нормы, на которые ссылается администрация. На него распространяются нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которому порядок размещения нестационарных объектов на земельных участках, здании (строении, сооружении), находящихся в частной собственности, устанавливается их собственниками. По мнению уполномоченного, в данном случае порядок соблюден. Администрации рекомендовано отменить и отозвать уведомление о демонтаже объекта (т. 1 л. д. 28-32).
Между тем, 03.06.2018 объект (вендинговый аппарат) был отключен от сети электропитания и в результате отключения не работает, о чем составлен акт от 03.06.2018, подписанный ИП Ереминым и двумя физическими лицами. В акте отмечено, что отключение произведено ООО "УК "Чистый город" на основании уведомления N 1 от 05.03.2018 (т 1 л. д. 44).
Полагая, что уведомление является незаконным, нарушает его права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в суд с указанными требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3); утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25); утверждение градостроительной документации (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомлений о соответствии, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 26); создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (пункт 33).
В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 3 статьи 21 указанного Закона).
Как усматривается из материалов дела, заинтересованным лицом выдано заявителю уведомление (предписание) на демонтаж торгового объекта, размещенного на фасаде многоквартирного жилого дома. Поскольку спорный объект является торговым объектом, и размещен на фасаде многоквартирного дома, к отношениям по поводу правомерности его размещения применяются нормы законов о благоустройстве и о торговой деятельности.
Единые требования к правилам благоустройства территории муниципального образования Московской области, в том числе требования к регулированию вопросов создания, содержания, развития объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, содержания зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определения перечня работ по благоустройству (включая освещение, озеленение, уборку и содержание территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом, порядка участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательного к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требований к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области, устанавливаются Законом Московской области N 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве).
Согласно части 3 статьи 1 указанного Закона основными задачами настоящего Закона являются: обеспечение формирования облика Московской области; обеспечение создания, содержания и развития объектов благоустройства Московской области; обеспечение комфортного и безопасного проживания граждан.
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: объекты благоустройства - территории муниципальных образований, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории муниципальных образований, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципальных образований;
благоустройство - комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области;
элементы объекта благоустройства - конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением;
содержание объекта благоустройства - обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
дворовая территория - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории, многоквартирных домов размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования;
фасад - наружная, внешняя поверхность объекта капитального строительства, включающая архитектурные элементы и детали (балконы, окна, двери, колоннады и др.);
объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты) - объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, беседки, навесы, сцены, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, другие подобные сооружения (ст. 4 закона о благоустройстве).
В соответствии с частями 1, 2.1 статьи 5 Закона о благоустройстве, собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве. Правилами благоустройства территории муниципальных образований также должны быть утверждены требования к архитектурно-художественному облику территорий в части внешнего вида: некапитальных и нестационарных объектов. Требования к архитектурно-художественному облику территорий могут утверждаться на всю территорию муниципального образования, на его часть, отдельный объект или элемент благоустройства.
Согласно пунктам 19, 25, 26 части 3 статьи 5 Закона о благоустройстве элементами благоустройства в целях настоящего Закона являются: элементы объектов капитального строительства; внешние поверхности объектов капитального строительства, в том числе крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас; некапитальные объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о благоустройстве содержание и ремонт внешних поверхностей объектов капитального строительства, в том числе крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, оконных и дверных проемов, витражей, витрин, навесов, балконов, входных групп, цоколей, террас, а также размещаемых на них конструкций, в том числе средств размещения информации и оборудования осуществляются в соответствии с установленными правилами и требованиями к содержанию внешних поверхностей зданий, строений, сооружений и размещаемых на них конструкций и оборудования.
Содержание и ремонт внешних поверхностей объектов капитального строительства, а также размещаемых на них конструкций и оборудования (за исключением рекламных и информационных конструкций) осуществляются собственниками или владельцами названных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 6 Закона о благоустройстве).
При нарушении собственниками (правообладателями) нежилых объектов капитального строительства или помещений в них, являющимися юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), требований установленных паспортом колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений, ограждений, а также нарушении сроков ремонта ремонт указанных внешних поверхностей объектов капитального строительства осуществляется указанными собственниками (правообладателями) в соответствии с предписаниями уполномоченного органа. В предписании должен быть установлен разумный срок его исполнения (часть 4 статьи 6 Закона о благоустройстве).
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 25 Закона о благоустройстве установка некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления. Некапитальные объекты собственников (правообладателей), осуществляющих мелкорозничную торговлю, бытовое обслуживание и предоставляющих услуги общественного питания (пассажи, палатки, павильоны и т.п.), размещаемые на территориях пешеходных зон, в парках, садах, на бульварах, должны устанавливаться на твердые виды покрытия, оборудоваться осветительным оборудованием, урнами и мусорными контейнерами, сооружения питания и автозаправочные станции - туалетными кабинами (при отсутствии общественных туалетов на прилегающей территории в зоне доступности 200 м). Не допускается размещение некапитальных объектов в арках зданий, на газонах (без устройства специального настила), площадках (детских, для отдыха, спортивных, транспортных стоянках), посадочных площадках пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), в охранной зоне водопроводных, канализационных, электрических, кабельных сетей связи, трубопроводов, а также ближе 5 м от остановочных павильонов, 25 м - от вентиляционных шахт, 20 м - от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 м - от ствола дерева, 1,5 м - от внешней границы кроны кустарника.
В соответствии с пунктом г части 4 статьи 28 Закона о благоустройстве, не допускается самовольное переоборудование фасадов объектов капитального строительства (проведение реконструктивных работ) и их конструктивных элементов (кроме объектов индивидуального жилищного строительства и садово-дачных товариществ) без согласования с органами архитектуры и градостроительства в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Московской области.
Таким образом, из указанных норм следует, что установка некапитальных (нестационарных) объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В данном случае предметом спора является объект торговой деятельности - аппарат по продаже воды.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и особенности размещения стационарных и нестационарных торговых объектов, регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 381-ФЗ целями настоящего Закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ, торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженернотехнического обеспечения;
нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 закона N 381-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением главы городского округа Звенигород N 190 от 21.03.2017 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории го Звенигород Московской области на 2017-2021 годы" на основании постановления главы N 154 от 09.03.2017 "Об утверждении порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории го Звенигород" утверждена схема нестационарных торговых объектов го Звенигорода (т.1 л. д. 86).
Из указанной схемы следует, что спорный объект, размещенный заявителем на фасаде многоквартирного дома, - вендинговый автомат по очистке и продаже питьевой воды - на ней отсутствует.
Согласно пункту 60 ГОСТ Р 51303-2013 Национального стандарта Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), торговый автомат (вендинговый автомат): Нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца.
В соответствии с пунктом 1.8 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Звенигород, торговый автомат (вендинговый) - временное техническое устройство, сооружение или конструкция, осуществляющее продажу штучного товара, оплата и выдача которого осуществляется с помощью технических приспособлений, не требующих непосредственного участия продавца (т. 1 л. д. 96).
Между тем, вышеуказанные положения законодательства, схема, относятся только к нестационарным торговым объектам, размещенным на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности (часть 1 статьи 10 закона N 381-ФЗ).
Согласно определению, содержащемуся в пункте 5 части 2 Закона N 381-ФЗ, объект, представляющий собой часть здания (строения), технологически подключенный к сетям инженерно-технического обеспечения, является стационарным объектом.
Согласно пункту 15 ГОСТ Р 51303-2013, стационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Факт подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения подтвержден представленным в дело договором заявителя с ООО "Звенигородский городской водоканал".
Таким образом, установлено, что спорный объект является торговым, и к нему применяются нормы Закона N 381-ФЗ, предусматривающего, что разрешение на его установку необходимо в том случае, если он размещается на землях и зданиях (строениях, сооружениях) государственной или муниципальной собственности. Спорный объект размещен на многоквартирном жилом доме, следовательно, на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений МКД (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3, 4 частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу частей 2, 4, 5 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме.
На общем собрании собственников помещений МКД N 6 мкрн Супонево г. Звенигорода (протокол N 3) принято решение об установке аппарата питьевой воды на фасаде дома с подключением к внутридомовым инженерным сетям дома, по результатам голосования проголосовали "ЗА" 100 % собственников (т. 1 л. д. 26).
Договор на установку аппарата заключен между заявителем и управляющей компанией МКД ООО "УК "Чистый город".
При данных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что к спорному объекту не могут быть применены положения статьи 10 Закона N 381-ФЗ, на которые ссылается Администрация; объект не подлежит включению в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории.
Также арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорному объекту не могут быть применены положения закона и иных нормативных правовых актов о благоустройстве территории Московской области.
Как следует из вышеизложенного, Администрацией не представлены доказательства того, что спорный объект является нестационарным, и что к нему могут применяться положения закона о благоустройстве, регулирующие порядок размещения нестационарных объектов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что оспариваемое уведомление, является, по существу, предписанием об устранении нарушений, что, вопреки утверждению подателя жалобы, влечет правовые последствия для заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.10.2018 по делу N А41-42563/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ Звенигород" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.