Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф04-1555/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А27-19325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Скачковой О.А., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Зубкова Виктора Евгеньевича (N 07АП-12577/18), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.11.2018 по делу N А27-19325/2018 по заявлению Зубкова Виктора Евгеньевича (Кемеровская область, п. Новостройка) к ИФНС России по г. Кемерово (г. Кемерово, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373), о признании незаконным решения от 13.04.2018 N 4264А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, третьи лица, на заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: - общество с ограниченной ответственностью "СетиСтрой" (г. Кемерово, ОГРН 1154205016052, ИНН 4205317158) - Ткаченко Алиса Сергеевна, Алтайский край, с. Никольск
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Исмагилова М.Н., представитель по доверенности от 28.12.2018, удостоверение;
от третьих лиц, (не) заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
Зубков Виктор Евгеньевич (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по г. Кемерово (далее по тексту - налоговый орган, регистрирующий орган, инспекция) от 13.04.2018 N 4264А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об ООО "Сетистрой" (ОГРН 1154205016052, ИНН 4205317158), содержащиеся в ЕГРЮЛ. Также заявитель просит обязать ИФНС России по г. Кемерово произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения об ООО "Сетистрой" (ОГРН 1154205016052, ИНН 4205317158), содержащие в ЕГРЮЛ, по документам, представленным для государственной регистрации 07.03.2018 вх. N 4264А Куликовой Н.С., временно исполняющей обязанности нотариуса округа г. Новосибирска Бирк Е.А
Решением суда от 09.11.2018 (резолютивная часть объявлена 07.11.2018) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие у инспекции оснований, предусмотренных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице.
Налоговый орган в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От третьих лиц, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.03.2018 ООО "Сетистрой" представило в ИФНС России по г. Кемерово заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма Р14001).
13.04.2018 на основании представленных в регистрирующий орган документов ИФНС России по г. Кемерово в соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ вынесено решение N 4264А об отказе в государственной регистрации.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обжаловал его в УФНС России по Кемеровской области. Решением N 395 от 26.06.2018 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В последующем общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ соответствует требованиям действующего законодательства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В предмет доказывания по рассматриваемому делу о признании незаконной государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, связанных (или не связанных) с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе и об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Согласно пункту 4 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Правила) государственный реестр содержит:
записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом;
документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и пунктом 5 настоящих Правил.
Таким образом, данные Единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей.
Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ и пунктом 5 Правил основанием для внесения какой-либо записи в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральным законом о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ определено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы заявлений N Р 13001 (о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица) и N Р 14001 (о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц), а также требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Поскольку в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Представленные для регистрации документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации изменений, в том случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны.
Представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган необходимых документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 12101/10, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 14449/12).
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации Закон устанавливает наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений (пп. "р" п.1 ст. 23 Закона о регистрации).
Оспариваемое заявителем решение N 4264А от 07.03.2018 в качестве отказа в государственной регистрации содержит основание - п.1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ (адрес, указанный в представленных на регистрацию документах, в действительности не существует, находящийся по этому адресу объект недвижимости разрушен).
В ходе судебного разбирательства данное основание, а также обстоятельства, что Ткаченко А.С. не проживает по данному адресу со стороны налогового органа документально подтверждены путем представления суду справки Администрации Никольского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края (с.Никольск), объяснения Главы Никольского сельсовета, объяснения начальника ОПС Никольск (почтовый индекс 658464), а также протоколом осмотра N 232 от 08.06.2018.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и принимая во внимание, что документы, представленные на государственную регистрацию изменений содержат недостоверные сведения о месте жительства участника ООО "Сетистрой" Ткаченко А.С., решение Инспекции ФНС России по г. Кемерово об отказе государственной регистрации от 13.04.2018 N 4264А является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Согласно пункта 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен.
Доводы заявителя о наличии в паспорте Ткаченко А.С. штемпеля о регистрации в отсутствие доказательств ее фактического проживания по указанному адресу, а также доказательств фактической возможности связи с юридическим лицом по данному адресу, судом правомерно отклонены как несостоятельные.
Ссылки на необоснованное расширительное толкование судом пункта 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, также выводов суда не опровергают, свидетельствуют об ином толковании норм права.
Доводы заявителя о том, что: договор купли-продажи доли от 06.03.2018 не оспорен, недействительным не признан, факт регистрации Ткаченко А.С. по месту жительства не оспаривается, в заявлении Р 14001 не мог быть указан иной адрес Ткаченко А.С., отличный от адреса, по которому она зарегистрирована, адрес места жительства Ткаченко А.С. не является адресом, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, в связи с чем, отсутствуют основания для вывода о предоставлении в инспекцию недостоверной информацию, коллегией отклоняются как не опровергающие представление заявителем для регистрации документов, содержащих недостоверные сведения.
Ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не освобождает заявителя от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.
Довод заявителя о недопустимости и относимости объяснений Ткаченко А.С. от 13.06.2018, как полученных вне рамок проверки, также не обоснован.
Согласно пункту 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрирующий орган обязан проверить достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Проверка проводится при возникновении обоснованных сомнений в достоверности таких сведений, в том числе, если поступают возражения от заинтересованных лиц относительно предстоящей госрегистрации (пункт 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении госрегистрации до дня окончания проверки, но не более чем на один месяц. Решение принимается в пределах срока, предусмотренного для госрегистрации (абзацы 2,3 пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Каких-либо нарушений допущенных инспекцией при принятии решения от 13.04.2018 N 4264А об отказе в государственной регистрации судом не установлено, объяснения Ткаченко А.С. от 13.06.2018 не были положены в основу оспариваемого решения.
Регистрирующий орган вправе представлять все имеющиеся у него письменные и иные доказательства, подтверждающие обоснованность принятия оспариваемого решения, в том числе полученные вне рамок проверки. Такие доказательства исследуются на судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оцениваются арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора объяснения Ткаченко А.С. от 13.06.2018, а также иные документы, представлены регистрирующим органом в суд дополнительно к документам, положенным в основу оспариваемого решения, в подтверждение своего основного довода о недостоверности сведений о месте жительства нового участника общества Ткаченко А.С., свидетельствующие об отклонении действий Ткаченко А.С. по переоформлению организаций, в том числе, ООО "Сетистрой" от добросовестного поведения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данная судебная практика не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.11.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19325/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Зубкова Виктора Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19325/2018
Истец: Зубков Виктор Евгеньевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
Третье лицо: ООО "СетиСтрой", Ткаченко Алиса Сергеевна