г. Пермь |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А60-55634/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2018 года,
вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, судьей Калашником С.Е.,
по делу N А60-55634/2018
по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления
к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (ИНН 7736035485, ОГРН1027739820921)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ", общество, страховщик, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление на основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2018, принятым путем вынесения резолютивной части в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ к административному штрафу в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что при принятии решения суд не оценил доводы общества, приведенные в отзыве, о том, что административный орган не устанавливал, сообщалось ли Никулину М.С. о некомплектности документов сотрудниками страховой компании (либо иным образом кроме почтового отправления); отмечает, что все неустранимые сомнения в виновности общества должны трактоваться в его пользу в силу ст. 1.5 КоАП РФ.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (24.01.2019).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "СОГАЗ" имеет лицензию на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС N 1208-03 от 05.08.2015.
16.05.2018 в адрес Банка России поступило обращение гр. Никулина М.С. (представителя Галоян А. Х.) на действия АО "СОГАЗ", при рассмотрении которого установлено, что последним допущено уведомление заявителя о недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО; направление акта о страховом случае заявителю с нарушением срока, установленного п. 4.23 Правил ОСАГО.
По факту установленного нарушения 12.09.2018 административным органом в отношении заинтересованного лица составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-65-ЮЛ-18-11921/1020-1.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО "СОГАЗ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие состава административного правонарушения и привлек АО "СОГАЗ" к указанной административной ответственности, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Согласно частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой (Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела)). Наличие лицензии предполагает соблюдение условий осуществления соответствующих видов деятельности.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом об организации страхового дела.
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных нормативных правовых актах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Названные законы содержат нормы, устанавливающие требования к лицензиату и его деятельности, в том числе к квалификации его работников, организационно-правовой форме, условиям осуществления деятельности (наличие и источник происхождения материальных ресурсов, утверждение тарифов и правил страхования, формирование страховых резервов).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований означает соблюдение норм указанных выше законов.
Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства, в том числе Закон об ОСАГО.
Статьей 21 Закона об ОСАГО установлены специальные требования к страховщику, обращающемуся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии со статьей 3 Закона об ОСАГО одним из основополагающих принципов обязательного страхования является обеспечение гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных названным Законом.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13004/13.
Порядок реализации прав и исполнения обязанностей по договору ОСАГО установлен Законом об ОСАГО и Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 N 431-П.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО при недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховой выплате или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов.
Согласно пункту 4.23 Правил ОСАГО в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страхового возмещения и указывается его размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Факт нарушения заинтересованным лицом требований п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 4.23 Правил ОСАГО, выразившийся в несоблюдении установленного срока для уведомления заявителя о недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком и для предоставления заявителю акта о страховом случае, подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях АО "СОГАЗ" события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства о страховой деятельности, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенный в жалобе довод о наличии неустранимых сомнений в виновности общества, со ссылкой на то, что административный орган не устанавливал, сообщалось ли о некомплектности документов сотрудниками страховой компании (либо иным образом кроме почтового отправления), апелляционным судом отклонен, так как из представленных в материалы дела доказательств следует, что иным способом, кроме направления ответа 10.04.2018, страховщик не уведомлял потерпевшего о недостаточности документов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что законодательно установленная обязанность административного органа доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, не освобождает такое лицо от обязанности в арбитражном процессе представить доказательства, подтверждающие его доводы.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях общества доказан.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Решение суда первой инстанции о привлечении АО "СОГАЗ" к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере страхового законодательства.
Назначенное судом административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 руб. соответствует санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, принимая во внимание, что допущенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем ошибочно уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2018 года по делу N А60-55634/2018 принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производств, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (ИНН 7736035485, ОГРН1027739820921) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 61817 от 05.12.2018.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е. Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-55634/2018
Истец: Центральный банк Российской Федерации в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации
Ответчик: АО "Страховое общество газовой промышленности"
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19816/18