Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2019 г. N Ф07-2456/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А26-4624/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32860/2018) Администрации Петрозаводского городского округа на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2018 по делу N А26-4624/2018 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску Администрации Петрозаводского городского округа
к ЗАО "Имекс-Лес"
3-е лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
о взыскании,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Имекс-Лес" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 938 207 руб. 73 коп. неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 01.01.2015 по 08.11.2017, 130 880 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2015 по 08.11.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство), которое в письменном отзыве на иск указало на обоснованность требований Администрации.
Определением от 17.10.2018 иск оставлен без рассмотрения.
В апелляционной жалобе Администрация, считая определение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права, просит определение отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, полагая ошибочным вывод суда о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, указывая, что претензия от 18.01.2018 N 01-06/43 оформлена надлежащим образом и направлена в адрес ответчика уполномоченным лицом - МКУ "Петрозаводской центр учета имущества", являющимся администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа и осуществляющим полномочия главного администратора доходов - Администрации Петрозаводского городского округа.
Министерство поддержало доводы апелляционной жалобы, Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
В силу части пятой статьи 4, пункта 7 части первой статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.06.2016) к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией не представлены надлежащие доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, сделав вывод, что претензия от 18.01.2018 таким доказательством не является, поскольку направлена не истцом, а муниципальным казенным учреждением "Петрозаводской центр учета имущества".
Апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Пунктом 1 статьи 124 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", вступившим в силу с 01.01.2016, органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным ; Постановлением Правительства Республики Карелии от 02.11.2017 N 390-П, Министерство земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые разграничена.
При этом, в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ получателем доходов по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, является орган местного самоуправления соответствующего городского округа по нормативу 100%.
В материалы дела представлено заключенное между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрацией Петрозаводского городского округа и МКУ "Петрозаводский центр учета имущества" соглашение о взаимодействии в сфере администрирования неналоговых доходов от 10.05.2018, по условиям которого Администрация, как главный администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа, МКУ "Петрозаводский центр учета имущества, осуществляющий полномочия администратора доходов бюджета Петрозаводского городского округа на основании постановления Администрации от 30.12.2016 N 5293, в соответствии со ст.ст. 62 и 160.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляют администрирование неналоговых доходов, получаемых в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах Петрозаводского городского округа.
Согласно дополнительному соглашению от 28.05.2018 к соглашению соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и распространяет свое действие на период с 01.01.2016 по 01.01.2021.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 30.12.2016 N 5293 утвержден перечень администраторов доходов бюджета Петрозаводского городского округа, подведомственных главному администратору доходов бюджета Петрозаводского городского округа, подведомственных главному распорядителю доходов бюджета Петрозаводского городского округа - Администрации Петрозаводского городского округа и порядок осуществления бюджетных полномочий главным администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа - Администрацией Петрозаводского городского округа и подведомственных ему администраторов доходов бюджета.
Согласно указанному перечню Муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Петрозаводской центр учета имущества" является администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа.
Согласно пункту 2.3 соглашения от 10.0520.18 МКУ "Петрозаводский центр учета имущества" в целях исполнения соглашения осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, указанным в п. 2.2 соглашения, в бюджет Петрозаводского городского округа, пеней, штрафов, с правом подписания и направления соответствующих актов сверок, претензий, уведомлений, в том числе об изменении реквизитов и сроков внесения платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах Петрозаводского городского округа.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения от 10.05.2018 Администрация в целях исполнения соглашения осуществляет взыскание в судебном порядке задолженности по платежам в бюджет Петрозаводского городского округа, пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами и штрафов по доходам, указанным в п. 2.2 соглашения.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что претензия направлена ненадлежащим лицом, является ошибочным, МКУ "Петрозаводской центр учета имущества" является уполномоченным лицом Администрации на направление соответствующей претензии.
Претензия от 18.01.2018 N 01-06/43 содержит все необходимые сведения для досудебного урегулирования спора, реквизиты договора, обстоятельства, на которых основаны требования, сумму требований и их расчет, досудебный порядок в таком случае считается соблюденным.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.10.2018 по делу N А26-4624/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4624/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2019 г. N Ф07-2456/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: ЗАО "Имекс-Лес"
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия