г. Пермь |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А60-23019/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Гладких Д.Ю., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ватолиной М.В.,
от истца, НТ МУП "НТТС"; от ответчика, ООО УК "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", от третьего лица, АО "Расчетный центр Урала" - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Нижнетагильские тепловые сети",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 сентября 2018 года
по делу N А60-23019/2018, принятое судьей Н.Л. Зориной
по иску Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Нижнетагильские тепловые сети" (ОГРН 1116623000780, ИНН 6623075742)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компании "Строительные технологии" (ОГРН 1126623007830, ИНН 6623088340)
третье лицо: акционерное общество "Расчетный центр Урала"
о взыскании задолженности за потреблённую горячую воду на нужды в целях содержания жилья, неустойки,
установил:
Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие "Нижнетагильские тепловые сети" (далее - НТ МУП "НТТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строительные технологии" (далее - ООО "УК "Строительные технологии", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду на нужды содержания жилья за период с ноября по декабрь 2017 года в размере 324065 руб. 28 коп., неустойки в размере 54885 руб. 55 коп. с продолжением начисления неустойки по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Расчетный центр Урала".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2018 исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ответчику в пользу истца долг в сумме 87906 руб. 59 коп., неустойку в размере 34138 руб. 51 коп., с продолжением начисления неустойки, с 22.08.2018 на сумму долга исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ по день фактической оплаты долга, В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, направил апелляционную жалобу, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что судом неверно применены нормы материального права. В рассматриваемой ситуации заключены договоры не теплоснабжения, а договоры на поставку коммунального ресурса в целях содержания общедомового имущества. Заявитель отмечает, что применять Правила N 354 при регулировании отношений между РСО и УК в части определения объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, в том числе п. 13 и раздел VII Правил N 354 с 01.01.2017 нельзя, поскольку взаимоотношения по договорам между НТ МУП "НТТС" и УК строятся исключительно на продаже коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД. Коммунальный ресурс в целях предоставления коммунальных услуг в жилых помещениях ответчик у МУП НТ НТТС не приобретают. Истец указывает, что позиция ВС РФ, изложенная в Обзоре судебной практики от 27.12.2017, сформирована на основании законодательства, действующего до 01.01.2017. С 01.01.2017 порядок расчетов платы за коммунальный ресурс кардинально изменился. Потребление коммунального ресурса при содержании общедомового имущества более не является коммунальной услугой, а отнесено к услуге жилищной. Объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354. Полагает, что судом неверно применена формулировка п. 21.1. Правил N 124; п. 27 Обзора практики от 27.12.2017 не может быть рассмотрен и применен в данном случае, поскольку правовая позиция ВС РФ сформирована за период с 01.912.2015 по 31.12.2015.
ООО "УК "Строительные технологии" в порядке статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, НТ МУП "НТТС" является энергоснабжающей организацией и осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии для абонентов (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на территории Нижнего Тагила.
Между истцом и ответчиком договор на поставку горячей воды для нужд в целях содержания общего имущества заключен не был, однако в период с ноября по декабрь 2017 года истец поставлял компонент на теплоноситель и тепловую энергию, а ответчик потреблял отпущенные ему энергоресурсы.
По результатам оказания услуг НТ МУП "НТТС" направило в адрес ответчика акты выполненных работ, счета, счета-фактуры.
В связи с тем, что ООО "УК "Строительные технологии" оплату стоимости коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, не произвело, истец направил в адрес ответчика претензию, с требованием о погашении задолженности и начисленной неустойки.
Наличие задолженности по оплате потребленных ресурсов в период с ноября по декабрь 2017 года послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома. Поскольку расчет поставленного ресурса был произведен истцом исходя из показаний общедомового прибора учета, при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, данный расчет судом первой инстанции не принят во внимание.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В пунктах 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в период с ноября по декабрь 2017 года НТ МУП "НТТС" осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключаемых управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией, определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил N 354).
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Так, в соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qiодн в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 по делу N АКПИ17-943, определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663.
Вопреки доводам жалобы, указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Следовательно, основания для вывода о том, что к спорным правоотношениям позиция, содержащаяся в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), равно, как и положения Правил N 354, не применимы, отсутствуют.
В связи с изложенным доводы истца о том, что при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, необходимо использовать показания общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, являются необоснованными. Выводы суда первой инстанции о необходимости расчета тепловой энергии путем умножения объема теплоносителя, определенного по приборам учета, на норматив тепловой энергии на подогрев, являются верными.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела представлен контррасчет объемов тепловой энергии, предъявляемой к оплате за спорный период. Данный расчет объема обязательств за спорный период, с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев объема воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, является верным, истцом документально не опровергнут.
Вместе с тем, судом требования истца признаны обоснованными в части (в сумме 87906 руб. 59 коп.), учитывая не принятие возражений ответчика относительно необходимости зачета в счет погашения задолженности денежных средств в размере примененного при расчетах с гражданами повышающего коэффициента в связи с отсутствием ИПУ, учитывая, что обеспечение тепловой энергией граждан, проживающих в МКД, находящихся в управлении ответчика, а также расчеты за потребленную ими тепловую энергию и теплоноситель, осуществляется истцом на основании заключенных с гражданами прямых договоров. Ответчику предоставляются теплоресурсы в целях содержания общедомового имущества. При определении объема тепловой энергии и теплоносителя для общедомовых нужд объем повышающего коэффициента, подлежащего применению в отношении граждан, жилые помещения которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, учету не подлежит. Формула 11 приложения N 2 к Правилам N 354, применяемая для расчета объема коммунальной услуги, потребляемой для общедомовых нужд, не содержит такой показатель, как утвержденный норматив с учетом повышающего коэффициента. Как следует из письма от 02.06.2017 г. N 19506-00/04 Минстроя России, который является органом исполнительной власти, которому предоставлено право разъяснения положений Правил N 354, пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81 (11), 85 (3) Правил N 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги. Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги.
Таким образом, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.
С учетом отмеченного, оснований для уменьшения задолженности ответчика по оплате коммунальных ресурсов, полученных от истца на содержание общедомового имущества, на сумму денежных средств в размере примененного в расчетах с гражданами повышающего коэффициента, не имеется.
Кроме того, судом отмечено, что зачет встречных однородных требований на основании статьи 410 ГК РФ по заявлению одной из сторон предполагает бесспорность встречного требования. В данном случае, ссылаясь на направленные истцу заявления о зачете денежных средств, ответчик в судебных заявлениях неоднократно заявлял, что не имеет возможности определить действительный размер встречных требований ввиду отсутствия первичных сведений о размере начисленного гражданам повышающего коэффициента.
Таким образом, стоимость подлежащих оплате энергоресурсов за спорный период составила согласно расчету ответчика составила 404783 руб. 59 коп., с учетом фактической оплаты в размере 316877 руб. сумма задолженности составляет 87906 руб. 59 коп., в связи с чем требование данной части удовлетворено обоснованно. Основания для удовлетворения требования в остальной части отсутствуют.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика неустойку в размере 54885 руб. 55 коп. Поскольку расчет суммы основного долга признан неверным, суд первой инстанции обоснованно отклонил расчет неустойки, произведенный истцом. Вместе с тем, ответчиком не оспаривалось, что им в исковой период допускалась просрочка оплат за оказанные услуги по поставке тепловой энергии и теплоносителя. Согласно уточненному расчету за период с 16.12.2017 по 21.08.2018 неустойка составила 34138 руб. 51 коп.
Указанный расчет неустойки проверен и признан верным, соответствующим положениям части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 сентября 2018 года по делу N А60-23019/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23019/2018
Истец: МУП НИЖНЕТАГИЛЬСКОЕ "НИЖНЕТАГИЛЬСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Третье лицо: АО "РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР УРАЛА"