г. Тула |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А09-7171/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГорСтройСервис", ответчика - департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, третьего лица - регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.11.2018 по делу N А09-7171/2018 (судья Кулинич Е.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГорСтройСервис" (г. Брянск, ОГРН 1093254010453, ИНН 3255508340) (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области от 26.03.2018 об исключении ООО "ГорСтройСервис" из реестра квалифицированных подрядных организаций по предмету предварительного отбора "на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов" и о возложении на департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1033265027157, ИНН 3234051398) (далее по тексту - ответчик, департамент) обязанности устранить препятствия к осуществлению прав ООО "ГорСтройСервис".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1133256012394, ИНН 3257008078).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.11.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ГорСтройСервис" просит в ее удовлетворении отказать.
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" постановлением Правительства Брянской области от 05.09.2016 N 484-п департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области определен уполномоченным органом на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций Брянской области (далее по тексту - РКПО).
ООО "ГорСтройСервис" было включено в РКПО на основании решения комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области (протокол от 03.11.2016 N 6), реестровая запись N 28.
В адрес департамента 20.03.2018 от регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области поступили сведения о подрядной организации ООО "ГорСтройСервис", подтверждающие наличие договоров, на выполнение работ по разработке проектной (проектно-сметной) документации на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный (2017 - 2019 годы) план реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области" (2014 - 2043 годы)" этап 2018 по аналогичному предмету предварительного отбора, расторгнутых по требованию регионального фонда, в связи с непредставлением в установленные договорами от 13.11.2017 N 9.ПСР.2018.3; от 07.11.2017 N ШСР.2018.4; от 17.11.2017 N 10.ПСР.2018.4 сроки проектно-сметной документации.
В пункте 1.6.2 договоров срок окончания данных работ определен - 16.01.2018, 09.01.2018, 19.01.2018.
Комиссией по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области 26.03.2018 было принято решение об исключении общества из реестра квалифицированных подрядных организаций на основании подпункта "ж" пункта 66 Положения N 615.
Не согласившись с данным решением департамента, ООО "ГорСтройСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее по тексту - Положение N 615).
Орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций (пункт 2 Положения N 615).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 615 именно орган по ведению реестра осуществляет проведение предварительных отборов и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Положения N 615 орган по ведению реестра до начала проведения предварительного отбора принимает решение о создании комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы.
Приказом Минстроя России от 07.09.2016 N 624/пр утверждены Методические указания о порядке деятельности комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории субъектов Российской Федерации (далее по тексту - Методические указания), согласно пункту 1 которых именно орган по ведению реестра организует деятельность комиссии по проведению предварительных отборов.
Организацию деятельности регионального оператора - регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области согласно подпункту 3.4.17 Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, утвержденного указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 85, осуществляет департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.
Он же согласно подпункту 3.4.19 осуществляет ведение реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Брянской области.
Согласно пункту 72 Положения N 615 включение в реестр квалифицированных подрядных организаций информации об участнике предварительного отбора, исключение из него информации об участнике предварительного отбора, а также содержащаяся в реестре квалифицированных подрядных организаций информация могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
С учетом этого суд первой инстанции справедливо посчитал, что заявитель правомерно обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Пунктом 67 Положения N 615 предусмотрено, что в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.
Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.
Пунктом 68 Положения N 615 установлено, что в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 67 Положения, орган по ведению реестра исключает из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию о подрядной организации, предусмотренную пунктом 63 Положения, полностью или в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором больше не имеет право принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Пунктом 66 Положения N 615 установлен перечень информации о подрядной организации, предусмотренной пунктом 63 настоящего Положения, влекущий исключение из реестра квалифицированных подрядных организаций.
К такой информации, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 66 Положения N 615, относится информация о наличии у участника предварительного отбора контракта и (или) договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в течение 3 лет, предшествующих проведению предварительного отбора в связи с существенными нарушениями участником предварительного отбора условий такого контракта и (или) договора, - в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором подрядная организация имеет право принять участие.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из буквального толкования данной нормы следует, что речь идет об одностороннем расторжении тех договоров, которые заключены за три года до включения в Реестр, то есть за три года до участия подрядной организации в предварительном отборе.
По справедливому суждению суда первой инстанции именно информацию об отсутствии у участника предварительного отбора контракта и (или) договора, в том числе заключенного в соответствии с данным Положением, на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в течение 3 лет, предшествующих проведению предварительного отбора подрядные организации предоставляют на этапе участия в предварительном отборе в соответствии с пунктом 23 Положения N 615.
Следовательно, как обоснованно заключил суд первой инстанции, предусмотренное подпунктом "ж" пункта 66 Положения N 615 основание для исключения сведений об организации из реестра распространяется на ситуацию, когда подрядная организация, участвуя в предварительных отборах в соответствии с разделом II Положения на этапе подачи заявки на участие в таком предварительном отборе утаивает факт наличия договора на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в течение 3 лет, предшествующих проведению предварительного отбора в связи с существенными нарушениями участником предварительного отбора условий такого контракта и (или) договора.
В таком случае, если уже после включения такой организации в Реестр, орган по ведению реестра обнаружит наличие таких расторгнутых договоров в период за три года до проведения предварительного отбора - он, в силу подпункта "ж" пункта 66 Положения N 615 вправе исключить такую организацию из Реестра.
В рассматриваемом случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, у общества не установлено наличие таких договоров. Доказательств обратного департаментом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что основанием исключения общества из реестра и принятия оспариваемого в рамках настоящего дела решения послужили договоры от 13.11.2017 N 9.ПСР.2018.3; от 07.11.2017 N ШСР.2018.4; от 17.11.2017 N 10.ПСР.2018.4, заключенные между региональным фондом и заявителем на выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный (2018 - 2019 этап 2018) план реализации региональной программы, которые были расторгнуты фондом в одностороннем порядке после проведения предварительного отбора.
Таким образом, как справедливо посчитал суд первой инстанции, подпункт "ж" пункта 66 Положения N 615 неправомерно применен ни к договорам, расторгнутым в течение 3 лет, предшествующих проведению предварительного отбора (таких не установлено), а, наоборот, к договорам, заключенным после проведения предварительного отбора, который состоялся в сентябре 2016 года, а результаты такого отбора отражены в протоколе от 03.11.2016 N 6 (т. 2, л. д. 48 - 56).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное ООО "ГорСтройСервис" требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании департаментом вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.11.2018 по делу N А09-7171/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7171/2018
Истец: ООО "ГорСтройСервис"
Ответчик: Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области
Третье лицо: Региональный фонд капитального ремонта