г. Саратов |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А12-22460/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2018 года по делу N А12-22460/2018 (судья Муравьев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (ОГРН 1133443005200, ИНН 3459001501,400105, г. Волгоград, ул. Таращанцев, д.19, оф. 2)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" (ОГРН 1023403433822 ИНН 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5)
о признании незаконным и отмене предписания N 983-р-7 от 29.03.2018,
третьи лица: Унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 1143400000875, ИНН 3460000502, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32 А),
Общество с ограниченной ответственностью "Художественный Фонд" (ОГРН 1133443010139, ИНН 3460007040, 400120, г. Волгоград, ул. Липецкая,6),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (далее - ООО "УЖФ КОР", заявитель, Общество) с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (далее - Управление, ответчик) о признании предписания N 983-р-7 от 29.03.2018 недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов"), Общество с ограниченной ответственностью "Художественный Фонд".
Решением от 10 октября 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" отказал.
Кроме того, суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3000 руб.
ООО "УЖФ КОР" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.12.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения о несоблюдении требований действующего законодательства в части предоставления потребителям многоквартирного дома N 123 по ул. Имени Ленина, коммунальной услуги в соответствии с которым на общество возложена обязанность по обеспечению исправного состояния кровельного покрытия дома.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.03.2018 N 983-р.
29 марта 2018 года Управлением выдано ООО "УЖФ КОР" предписание N 983-р-7, согласно которому Обществу предписано в срок до 12.04.2018, с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, в период выпадение атмосферных осадков провести внеочередной осмотр кровельного покрытия на предмет наличия повторных протечек в границах квартиры N 56, внеочередной осмотр оформить актом с подписью заявителя, в случае выявлений повторных протечек, принять необходимые меры по их устранению.
Полагая, что предписание является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО "УЖФ КОР" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865, Управление является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, ООО "УЖФ КОР" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома N 123 по ул. Им. Ленина г.Волгограда.
Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда на основании распоряжения от 20.03.2018 N 983-р проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения о несоблюдении требований действующего законодательства в части предоставления потребителям многоквартирного дома N 123 по ул. Имени Ленина, коммунальной услуги в соответствии с которым на общество возложена обязанность по обеспечению исправного состояния кровельного покрытия дома.
По результатам проверки 29 марта 2018 года Управлением выдано ООО "УЖФ КОР" предписание N 983-р-7, согласно которому Обществу предписано в срок до 12.04.2018, с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, в период выпадение атмосферных осадков провести внеочередной осмотр кровельного покрытия на предмет наличия повторных протечек в границах квартиры N 56, внеочередной осмотр оформить актом с подписью заявителя, в случае выявлений повторных протечек, принять необходимые меры по их устранению.
Судебная коллегия пришла к выводу, что данное предписание соответствует требованиям жилищного законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу следующего.
В силу части 2.3 статьи 290 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В состав общего имущества согласно положениям пункта 2 Правил содержания общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Из положений пункта 1.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда следует, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. К их числу относятся, в том числе:
проверка кровли на отсутствие протечек;
выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах;
проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке;
осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий;
проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель;
при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно Правилам N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт.
Ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества предусмотрена пунктом 42 Правил N 491.
Пунктом 1.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
- обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
- проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
- обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Следовательно, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда должны исполняться всеми организациями, деятельность которых непосредственно связана с вопросами обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, на которых в силу договора (закона, Устава) возложена обязанность управления многоквартирными домами.
В силу требований пункта 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлена, обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Судами установлено, что ООО "УЖФ КОР" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома N 123 по ул. Им. Ленина г.Волгограда.
Собственник квартиры N 56 дома N 123 по пр. им. Ленина неоднократно обращалась в управляющую компанию с требованием проверить техническое состояние кровли в границах указанной квартиры, принять меры к устранению протечек, возместить убытки, причиненные в результате несоблюдения мер по ремонту крыши.
Поскольку на момент проведение проверки осадков не было и при осмотре кровельного покрытия крыши видимых повреждений не обнаружено, административный орган обоснованно выдал предписание управляющей организации: с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, в период выпадение атмосферных осадков провести внеочередной осмотр кровельного покрытия на предмет наличия повторных протечек в границах квартиры N 56, внеочередной осмотр оформить актом с подписью заявителя, что соответствует вышеуказанным требованиям действующего жилищного законодательства об обязанности управляющей компании по проверке кровли на отсутствие протечек, выполнению технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В данной части предписание не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, административный орган оспариваемым предписанием указал, что в случае выявления повторных протечек Обществу принять необходимые меры по их устранению, что так же является правомерным.
Обследование технического состояния многоквартирного жилого дома, составление актов осмотра по результатам обследования, установление причин и мест возникновения дефектов, принятие мер по устранению дефектов после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов, осуществляет управляющая компания в рамках своей деятельности по управлению многоквартирным домом с учетом требований норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, Общество, как управляющая компания, должно самостоятельно проверить кровлю, установить и устранить неисправность, которая послужила причиной проникновения влаги в жилое помещение.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о неисполнимости предписания, со ссылкой на то, что предписание выдано при отсутствии нарушений требований закона и содержит требования, которые являются неисполнимыми со стороны управляющей компании, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по устранению протечки кровли лежит на УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и подрядной организации, осуществлявшей капитальной ремонт крыши по договору.
Как следует из оспариваемого предписания, предписание предоставляет управляющей компании право выбора способа устранения дефектов.
Общество обязано принять соответствующие меры (вплоть до обращения в суд), направленные на устранение подрядчиками недостатков при проведении работ по капитальному ремонту крыши, либо в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан, самостоятельно принять срочные меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ, осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома, с принятием мер безопасности.
Кроме того, постановлением от 09.06.2018 N 5-99-341/2018 мировым судьей судебного участка N 99 в Волгоградской области заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 частью 24 КоАП РФ за неисполнение оспариваемого предписания.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, основаны на ошибочном толковании жилищного законодательства и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы Обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
При подаче апелляционной жалобы в подтверждение уплаты государственной пошлины в сумме 3000 руб. Обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" представлено платежное поручение от 13.12.2018 N 47.
При таких обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит возврату Обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 октября 2018 года по делу N А12-22460/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.12.2018 N 47. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22460/2018
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА"
Третье лицо: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОНД", УНИТАРНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"