г. Хабаровск |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А73-13347/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ванинский морской торговый порт"
на решение (резолютивная часть) от 12.10.2018
по делу N А73-13347/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Бутковским А.В.,
по иску акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН 1106659010600, ИНН 6659209750)
к акционерному обществу "Ванинский морской торговый порт" (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590)
о взыскании убытков в размере 110088,70 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - АО "ФГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "ВМТП", порт, ответчик) о взыскании убытков в общем размере 345468,91 руб. вследствие повреждения имущества (вагонов).
Определением суда от 20.08.2018 заявление АО "ФГК" принято, возбуждено производство по делу N А73-13347/2018, в котором (в связи с выделением в отдельные производства исковых требований АО "ФГК" ) оставлены требования истца к АО "ВМТП" о взыскании убытков, связанных с повреждением вагонов NN 62853015, 62859822, 62983283, 63120901, 63568513, 63776488, 64168883, 64222029, 64241243, 64578149, 65158404, 67637066 в общем размере 110088,70 руб.
Исковое заявление на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12.10.2018, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены полностью - с ответчика в пользу истца взыскана испрашиваемая сумма убытков, а также - расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4303 руб., истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 5606 руб.
Не согласившись с судебным актом, АО "ВМТП" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований АО "ФГК".
Заявитель жалобы, утверждает о том, что: на истца как на собственника вагонов возложена обязанность по осуществлению контрольных и регламентных работ, связанных с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации; АО "ВМТП" признает лишь повреждения, полученные вагонами в результате погрузочно-разгрузочных работ; расходы на подачу и уборку вагонов, на оплату работы осмотрщика, должны быть отнесены как на истца, так и на ответчика; в соответствии с пунктом 13.1 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97, ответчик обязан оплатить только стоимость поврежденных деталей и стоимость ремонтных работ.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, истец доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период январь - февраль 2018 года при выгрузке груза допущены повреждения грузовых вагонов N N 52827722, 52830874, 53139747, 53179032, 54015946, 55662662, 56147044, 56233885, 56245608, 56827892, 53999493, 59699520, 59781880, 60055563, 60097854, 60135407, 60193828, 60205382, 60388188, 60390903, 60396686, 60873700, 60941119, 60982121, 61155289, 61176780, 61206116, 61207882, 61230652, 61551784, 62040845, 62047485, 62574561, 62626031, 62802509, 62807607, 62853015, 62859822, 62983283, 63120901, 63568513, 63776488, 64168883, 64222029, 64241243, 64578149, 65158404, 67637066 принадлежащих АО "ФГК".
Согласно актам общей формы и актам о повреждении вагонов формы ВУ-25 причиной повреждения имущества (вагонов) явилось нарушение ответчиком, либо невыполнение требований Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТа) 22235-2010 при производстве выгрузки.
По данным вышеуказанных актов виновником повреждения вагона признано АО "ВМТП".
На основании договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 01.04.2013 N ТОР-ЦВ-00-11/ФГК-164-15, заключенного между АО "ФГК" и ОАО "РЖД", а также договора от 27.10.2017 на проведение текущих отцепочных ремонтов, заключенного между АО "ФГК" и АО "Вагонная ремонтная компания-1", произведен ремонт указанных вагонов.
Оплатив, в соответствии с расчетно-дефектными ведомостями, стоимость ремонтных работ, истец направил ответчику претензию от 28.05.2018 N 1246/ФХбр о возмещении причиненных ему убытков в общем размере 345468,91 руб.
Поскольку претензия ответчиком не удовлетворена, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В настоящем деле рассмотрены требования АО "ФГК" к АО "ВМТП" о взыскании убытков, связанных с повреждением вагонов N N 62853015, 62859822, 62983283, 63120901, 63568513, 63776488, 64168883, 64222029, 64241243, 64578149, 65158404, 67637066 в размере 110088,70 руб.
Согласно статье 104 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ; Устав) при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший в соответствии с требованиями статей 15, 1064 ГК РФ должен доказать факт неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, вину причинившего вред, наличие и размер ущерба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательств, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Пунктами 6.1, 6.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, установлено, что во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25.
Как видно из материалов дела, актами о повреждении по форме ВУ-25 определен вид ремонта, а также сумма, подлежащая возмещению за повреждение вагона - по расчетно-дефектной ведомости вагонного депо.
В соответствии со статьей 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик.
Текущий отцепочный ремонт включает проверку основных узлов и деталей вагона; калькуляция на текущий отцепочный ремонт вагона рассчитывается согласно составленным актам о повреждениях; при поступлении вагона в ТОР независимо от вида дефекта производится осмотр тележки, согласно руководящему документу Руководство по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ITB-2009; при текущем ремонте вагона с отцепкой его от подвижного состава, ремонт должен производиться по единой технологии вне зависимости от причин отцепки вагона на специально выделенных для производства текущего ремонта железнодорожных путях; ремонт осуществляется в соответствии с руководством РД 587-2010.
При производстве ремонта рассматриваемых вагонов работы не могли быть выполнены в меньшем объеме, чем предусмотрено инструкциями и условиями договора, независимо от характера и причин повреждения, в число которых входят и регламентные работы.
К контрольным и регламентным операциям относятся работы, задачей которых является проверка работоспособности отремонтированных и/или замененных при текущем отцепочном ремонте (ТР-2, ТЕК-1) деталей и/или элементов узла/ов деталей в комплексной работе грузового вагона целиком.
Затраты по доставке вагонов к месту ремонта и обратно также возникли вследствие противоправных действий порта, поскольку связаны с ремонтом поврежденных вагонов.
В соответствии с пунктами 2.7.1, 2.7.3, 2.7.4 постановления ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" сбор за подачу и уборку вагонов, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца, то есть за расстояние в ремонт и из него.
В соответствии со статьей 104 УЖТ РФ при повреждении или утрате представленных перевозчиком вагонов и их деталей, владелец обязан отремонтировать, либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов или их деталей.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
АО "ФГК" как собственник вагонов обязан осуществлять текущий отцепочный ремонт в целях восстановления естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации, но в данном случае, материалами дела подтверждено, и не опровергнуто ответчиком, что необходимый ремонт произведен в результате повреждения вагонов АО "Ванинский морской торговый порт".
На основании изложенного выше несостоятельны доводы жалобы об обязанности порта оплачивать только стоимость поврежденных деталей и ремонтных работ.
При изложенных обстоятельствах, поскольку ответчиком не доказано отсутствие вины в возникновении расходов у истца, спорные убытки, в том числе расходы на оплату стоимости подачи и уборки вагонов, а также на осмотр вагонов и оформление в ремонт, правомерно взысканы судом первой инстанции с АО "ВМТП" в пользу истца.
Доводы заявителя жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции оценке обстоятельств дела, поэтому они не могут являться правовым основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) от 12 октября 2018 года по делу N А73-13347/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13347/2018
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Третье лицо: АО "Федеральная грузовая компания"