Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2019 г. N Ф10-1629/19 настоящее постановление оставлено без изменения
24 января 2019 г. |
Дело N А83-10205/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 24.01.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии представителей от индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича: Смаль И.И., доверенность от 14.12.2018 б/н, Данилова А.Д., доверенность от 14.12.2018 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.10.2018 по делу N А83-10205/2018 (судья Ищенко Г.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Горячей Татьяны Ивановны (ОГРНИП 315910200080357, ИНН 910208959051, ул. 1 -й Конной Армии, д. 21 а, кв. 20, г. Симферополь, Республика Крым, 295000),
индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича (ОГРНИП 315910200078560, ИНН 910906196106, ул.Двухпрудная, д.51, с.Водное, Симферопольский район, Республика Крым, 297570)
к Администрации города Алушты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Алушта, Республика Крым, 298516)
о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
индивидуальные предприниматели Горячева Татьяна Ивановна и Любарский Виталий Леонидович обратились в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом уточнений) к Администрации города Алушты Республики Крым, в котором просят суд: признать незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым относительно неосуществления предусмотренных законодательством действий в порядке переоформления права аренды, возникшего до 21.03.2014, по договору аренды земельного участка общей площадью 398 кв.м. с кадастровым номером 90:15:050901:81, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Алушта, п.Утес, ул.Гагариной,25/96 и обязать Администрацию в течение 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу выполнить требования ч.14 ст.3 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", заключив с ИП Горячей Т.И. и ИП Любарским В.Л. договор аренды земельного участка площадью 398 кв.м. с кадастровым номером 90:15:050901:81, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Алушта, п.Утес, ул.Гагариной,25/96, в порядке переоформления прав на землю, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.10.2018 по делу N А83-10205/2018 заявление индивидуального предпринимателя Горячей Татьяны Ивановны и индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича удовлетворено.
Признано незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым относительно неосуществления действий в порядке переоформления права аренды, возникшего до 21.03.2014, по договору аренды земельного участка общей площадью 398 кв. м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п. Утес, ул. Гагариной, 25/96, кадастровый номер 90:15:050901:81.
На Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность в течении 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления индивидуального предпринимателя Горячей Татьяны Ивановны от 25.05.2016 и от 17.07.2017 о предоставлении земельного участка площадью 398 кв.м. с кадастровым номером 90:15:050901:81, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Алушта, пос.Утес, ул.Гагариной, 25/26, в аренду в порядке переоформления договора аренды и принять соответствующее решение.
На Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность в течении 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича от 17.07.2017 о внесении изменений в договор аренды дополнительного арендатора и принять соответствующее решение.
Взысканы с Администрации города Алушты Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя Горячей Татьяны Ивановны судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взысканы с Администрации города Алушты Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя Любарского Виталия Леонидовича судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Алушты Республики Крым обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу, заявители указывает на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Администрация города Алушты Республики Крым надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку своего уполномоченного представителя не обеспечила, ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Горячая Татьяна Ивановна включена в государственный реестр индивидуальных предпринимателей 20.01.2015, что подтверждается свидетельством серия 91N 000034210.
Любарский Виталий Леонидович включен в государственный реестр индивидуальных предпринимателей 20.01.2015, что подтверждается свидетельством серия 91N 000037098.
Во исполнение решения 29-й сессии Маломаякского сельского совета 24-го созыва от 03.12.2004 N 29-25 между Маломаякским сельским советом и Горячей Татьяной Ивановной заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 01 103 91800:09:001:0051, открытые земли без растительного покрова, каменистые места -0,0398 га по ул.Гагариной,25/96 п.Утес, Маломаякский сельский совет сроком на 49 лет для размещения кафе с летней площадкой, благоустройства и создания берегоукрепительных сооружений (далее- договор аренды от 23.03.2005).
Границы участка приведены в соответствии с законодательством РФ, участку присвоен кадастровый номер 90:15:050901:81, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 11.05.2017 N 90/ИСХ/2017-264502.
25.05.2016 Горячей Т.И. поданы в Администрацию документы на переоформление договора аренды на основании ст.13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее- Закон N 38-ЗРК).
17.07.2017 Горячая Т.И. обратилась в Администрацию с письменным обращением о внесении в проект договора аренды соответствующих изменений относительно включения в число арендаторов земельного участка Любарского В.Л. в связи с тем, что часть строений, расположенных на земельном участке по ул.Гагариной, 25/96, п.Утес, г.Алушта, Республика Крым перешла в собственность Любарского В.Л. (сын Горячей Т.И.).
Из ответа Администрации от 07.08.2017 за N 1/3857/2-4230 следует, что в проект договора специалиста Управления земельных отношений будут внесены изменения относительно включения в договор аренды второго арендатора- Любарского В.Л. в связи с наличием у него доли в праве собственности на строения, сооружения, находящиеся на арендуемом земельном участке.
17.07.2017 Любарским В.Л. поданы в Администрацию документы о внесении изменений в договор аренды земельного участка в порядке переоформления с множественностью лиц на стороне арендатора.
Из ответа Администрации от 08.08.2017 за N Л-3856/2-4275 Любарскому В.Л. усматривается, что Управлением земельных отношений Администрации города Алушты заявление рассмотрено, представленные документы учтены при подготовке проекта договора аренды земельного участка площадью 398 кв.м., расположенного по ул.Гагариной, 25/96, п.Утес, Маломаякского сельского совета в соответствии с Законом N 38-ЗРК.
В дальнейшем в письменном ответе от 10.08.2017 за N 01-17-370/1 Администрация сообщила, что соответствующие изменения в проект договора аренды земельного участка внесены, однако, согласование подготовленного специалистами Управления земельных отношений проект договора аренды земельного участка площадью 398 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г.Алушта, п.Утес, ул.Гагариной, 25/96, кадастровый номер 90:15:050901:81 приостановлено до проведения рабочей группой мониторинга объектов недвижимого имущества, расположенного в 100-метровой прибрежной полосе Черного моря.
20.12.2017 на запрос заявителей в Администрацию относительно сроков проведения мониторинга заинтересованное лицо проинформировало предпринимателей о том, что инвентаризация и мониторинг объектов недвижимого имущества, расположенного в 100-метровой прибрежной полосе Черного моря в границах муниципального образования городской округ Алушта, завершен. На основании результатов мониторинга комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым проводится анализ законности размещения объектов в пределах 100-метровой прибрежной полосы Черного моря в границах муниципального образования городской округ Алушта. В связи с чем, Администрацией приостановлено согласование проекта договора аренды земельного участка.
Бездействия Администрации при рассмотрении заявлений о переоформлении прав на земельный участок, послужили основанием для обращения заявителей в суд с данным заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Несогласие заявителей с бездействием Администрации города Алушты Республики Крым по не рассмотрению заявлений о переоформлении прав на земельный участок послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким правовым актом в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым является Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 3 Закона N 38-ЗРК в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключён и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в муниципальной собственности, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды в отношении соответствующего земельного участка. Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 01.04.2017.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды в соответствии со статьёй 3 Закона N 38-3PK устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
В пунктах 6 и 7 Порядка N 313 изложены содержание заявления о предоставлении земельного участка и перечень необходимых прилагаемых к заявлению документов.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учёт в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; 6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона Республики Крым N 38-3PK, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1-4 настоящего пункта; 7)документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).
Пунктом 8 Порядка N 313 определено, что подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Из установленных судом обстоятельств по делу, следует что заявления, указанные в пункте 6 Порядка N 313, и документы, перечисленные в пункте 7, были сданы ИП Горячей Т.И. 25.05.2016 и 17.07.2017 и ИП Любарским В.Л. 17.07.2017 в Администрацию, что подтверждается соответствующими отметками.
При этом заявления предпринимателей уполномоченным органом в установленный Порядком N 313 срок без рассмотрения по вышеуказанным основаниям не оставлялись.
При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявлений о предоставлении земельного участка уполномоченный орган в месячный срок обеспечивает: принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование); подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю ( пункт 13 Порядка N 313).
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 313 решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка. Проект соответствующего договора (соглашения) направляется подписанным уполномоченным органом в трёх экземплярах.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что письмом Администрации от 201.12.2017 приостановлено согласование проекта договора аренды земельного участка в связи с проведением комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым анализа законности размещения объектов в пределах 100-метровой прибрежной полосы Черного моря в границах муниципального образования городской округ Алушта.
Однако деятельность комиссии по выявлению самовольного строительства не является обстоятельством, препятствующим рассмотрению вопроса о заключении договоров аренды земельных участков.
Обращения заявителей в порядке статей 10, 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ также не рассмотрены.
Таким образом, учитывая, что ни Законом N 38-ЗРК, ни Порядком N 313 в рамках регулирования особенностей в части переоформления ранее возникших прав на земельные участки основания для отказа в переоформлении таких прав не предусмотрены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии Администрации по невыполнению требований, предусмотренных пунктом 15 Порядка N 313, в установленный срок.
Относительно доводов апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела N А83-10205/2018 Арбитражный суд Республики Крым обязан был установить, когда индивидуальные предприниматели узнали о нарушении своих прав и законных интересов, и определить, пропущен или нет данный срок, судебная коллегия отмечает, что материалами дела подтверждается наличие обращения заявителей 30.01.2018 с аналогичным заявлением в Алуштинский городской суд, определением которого от 26.06.2018 производство по делу N 2а-894/2017 прекращено, в связи с неподведомственностью спора судам общей юрисдикции (т.1, л.д 110-113).
Судебной коллегией установлено, что данный вопрос был исследован судом первой инстанции в судебном заседании 14.08.2018, что зафиксировано посредством аудиозаписи судебного заседания, на материальном носителе содержащимся в материалах дела.
Отсутствие в решении указания о восстановлении заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением не может служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта, поскольку не привело к принятию неправильного решения по делу.
Иных доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом предмета спора и установленных обстоятельств правильно определил правовосстановительную меру по делу и орган, который должен устранить нарушение прав заявителя.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал в пользу заявителей понесенные ими судебные расходы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.10.2018 по делу N А83-10205/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10205/2018
Истец: Горячая Татьяна Ивановна, Любарский Виталий Леонидович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1629/19
22.05.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3367/18
24.01.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3367/18
15.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10205/18