Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июля 2019 г. N Ф01-1440/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А17-1992/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головизниной Ю.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Матвеичевой С.В., действующей на основании доверенности от 01.07.2018,
представителя третьего лица Махотиной А.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Теремок" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.10.2018 по делу N А17-1992/2018, принятое судом в составе судьи Владимировой Н.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" ОГРН 1033700109651, ИНН 3702044413)
к товариществу собственников жилья "Теремок" (ОГРН: 1123703001630, ИНН: 3703046710)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1153702026312, ИНН 3702124404), открытое акционерное общество "Кинешемская городская электросеть" (ОГРН 1043700400655, ИНН 3703015172),
о взыскании задолженности и пени,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ивановоэнергосбыт" (далее -ООО "Ивановоэнергосбыт", истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с товарищества собственников жилья "Теремок" (далее - ТСЖ "Теремок", ответчик, Товарищество, заявитель) задолженности за электрическую энергию на содержание общего имущества в многоквартирном доме, поставленную в ноябре - декабре 2017 года в размере 15940 рублей 50 копеек, пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 15.01.2018 по 12.03.2018 в сумме 179 рублей 13 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сетевые организации общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер") и открытое акционерное общество "Кинешемская городская электросеть" (далее - ОАО "Кинешемская ГЭС").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.10.2018 уточненные исковые требования ООО "Ивановоэнергосбыт" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению ТСЖ "Теремок", судом первой инстанции допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылаясь на положения Правил N 124, поясняет, что согласно решению объем электроэнергии, поступившей в МКД, определен по показаниям приборов учета N 009082046000522 и N 009082046000461, которые установлены в ТП-178 в соответствии с актами ОАО "Кинешемская ГЭС" от 12.03.2012, от 13.03.2012, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между ОАО "Кинешемская ГЭС" и ООО "Гранит". Считает, что представленные истцом акты ОАО "Кинешемская ГЭС" от 12.03.2012, от 13.03.2012 являются актами проверки приборов учета, составленными и подписанными неизвестными лицами, полномочия которых на эти действия не подтверждены, следовательно, не являются документами, подтверждающими, что указанные ОДПУ установлены и допущены в эксплуатацию в установленном законодательством порядке (в соответствии с п. 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442). Указывает на установленные ОДПУ N 32978796 и N 33016838 непосредственно в МКД на границе балансовой принадлежности между ТСЖ и ООО "Партнер", что подтверждается актами допуска от 27.03.2018, однако в рассматриваемой ситуации два ОДПУ, по показаниям которых истцом определялся объем поставленной в МКД электроэнергии, установлены в ТП-178, находящемся на расстоянии 50 м от МКД. Также Товарищество уточняет следующие фактические обстоятельства: с момента ввода дома в эксплуатацию за электроэнергию каждый собственник платит напрямую ресурсоснабжающей организации; индивидуальные письменные договоры заключались в 2008 - 2009 годах с энергоснабжающей организацией ООО "Энергосетевая компания", с февраля 2013 года квитанции на оплату электроэнергии стали поступать от ООО "Ивановоэнергосбыт"; расходы на ОДН до 01.01.2017 указывались в квитанциях отдельной строкой; ООО "Ивановоэнергосбыт" в письме от 15.11.2013 N 001 -05/1150 пояснило, что расчет ОДН производится, исходя из показаний ОДПУ установленного на границе балансовой принадлежности с сетевой организацией; о том, что фактически в указанном месте общедомовой прибор учета отсутствует, ТСЖ узнало только в марте 2017 года, получив от Кинешемской ГЭС письмо и акт разграничения балансовой принадлежности сетей между двумя сетевыми организациями от 01.01.2011 N 27; несмотря на длительную переписку с сетевой организацией ООО "Партнер" (с марта 2017 года), ТСЖ "Теремок" целый год не могло установить ОДПУ в предусмотренном законодательством месте; приборы учета электрической энергии ЦЭ 6803В NN 009082046000522, 009082046000461, установленные в ТП-178 на границе балансовой принадлежности Кинешемской ГЭС и ООО "Партнер", не могут использоваться как ОДПУ потребленной электроэнергии МКД N 17-а по ул. Декабристов г. Кинешма, поскоьку согласие ТСЖ на установку ОДПУ в ТП-178 отсутствует. ТСЖ "Теремок" указывает, что стоимость электроэнергии, подлежащей оплате ТСЖ при расчете объема по нормативу составляет 6 640,23 руб. в месяц, ТСЖ уплатило Обществу эти денежные средства: по 6 640,23 руб. за ноябрь и декабрь 2017 года платежными поручениями от 15.12.2017 N 81 и от 11.01.2018 N 4, поэтому задолженность за электроэнергию, поставленную истцом в целях содержания общего имущества в указанные периоды, у ТСЖ отсутствует. Также Товарищество считает, что не является поставщиком коммунальных услуг, поскольку 10.09.2008 собственники многоквартирного жилого дома выбрали непосредственную форму управления, ООО "Ивановоэнергосбыт" выполнял функцию исполнителя коммунальных услуг, с потребителями заключены договоры электроснабжения, в том числе путем совершения конклюдентных действий.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
ООО "Ивановоэнергосбыт" в отзыве на апелляционную жалобу мотивированно отклонил заявленные Товариществом доводы. Поясняет, что приборы учета N 009082046000522 и N 009082046000461 обеспечивают учет электрической энергии, потребленный только МКД N 17а по ул. Декабристов в г. Кинешма; при этом пункт 144 Основных положений N 442 предусматривает возможность установки приборов учета, в том числе коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, в таком случае, объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета, расчет объема электрической энергии, потребленной в местах общего пользования МКД N 17а по ул. Декабристов в г. Кинешма, предусматривает уменьшение объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний приборов учета, на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети ООО "Партнер"; объем электроэнергии, подлежащий оплате ответчиком, рассчитан ООО "Ивановоэнергосбыт" исходя из положений п. 21(1) Правил N 124: как разность между объемом электроэнергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом электроэнергии, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным в соответствии с Правилами N 354.
ООО "Партнер" в отзыве на апелляционную жалобу поясняет, что к электросетевому комплексу ООО "Партнер" имеют технологическое присоединение энергопринимающие устройства ТСЖ "Теремок", расположенный по адресу Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Декабристов, д. 17а, в спорный период объем услуг по передаче электрической энергии в отношении МКД ответчика определялся по приборам учета электрической энергии, установленных в РУ-0,4кВ ТП-178, собственником которых является ОАО "Кинешемская городская электросеть", в материалы дела представлена однолинейная схема электроснабжения, согласно которой приборы учета, установленные в РУ-0,4кВ ТП-178 используются только для определения объема электрической энергии, переданной ТСЖ "Теремок"; ООО "Партнер", приступая к исполнению обязанности сетевой организации с 01.01.2017, не имело оснований не принимать укачанные приборы учета в качестве расчетных.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца и третьего лица огласили доводы отзывов, ответили на вопросы суда.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ивановоэнергосбыт" в соответствии с Постановлением РСТ Ивановской области от 12.10.2006 N 29-гп/4 является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Ивановской области; ООО "Партнер" - сетевой организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации электрических сетей на территории Ивановской области.
03.12.2012 собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 17а по ул. Декабристов г. Кинешмы Ивановской области (далее - спорный МКД) принято решение о создании ТСЖ "Теремок".
В отсутствие письменного договора в ноябре-декабре 2017 года (далее - спорный период) истец поставлял ответчику электроэнергию, в том числе потребляемую при содержании общего имущества в МКД.
Согласно расчету истца в спорный период ответчиком потреблено 7162 кВт*ч электроэнергии общей стоимость 29220 рублей 96 копеек.
На оплату указанной суммы истец выставил ответчику счета-фактуры от 30.11.2017 N 1203/21, от 30.12.2017 N 12588/21 и от 31.12.2017 N 1312/21.
Объем потребленной при содержании общего имущества электроэнергии был определен истцом как разность между объемом электроэнергии, определенным на основании показаний общедомовых приборов учета, и объемом электроэнергии, подлежащей оплате потребителями в МКД, определенным на основании данных индивидуальных приборов учета или расчетными способами, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В качестве общедомовых приборов учета истец руководствовался показаниями приборов учета N N 009082046000522 и 009082046000461, которые установлены в ТП-178 на фидерах N 20 и 5; из полученного объема истец вычитал объем потерь электрической энергии на участке от прибора учета до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (стена дома).
15.12.2017 и 11.01.2018 платежными поручениями N 81, N 4 ответчик оплатил потребленную электроэнергию частично в размере 13280 рублей 46 копеек.
08.02.2018 2018 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за ноябрь-декабрь 2017 года.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной энергии послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Отношения сторон, связанные со снабжением электроэнергией, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие письменного договора между сторонами не освобождает ответчика от обязанности оплатить полученную электрическую энергию. Фактическое потребление ответчиком электрической энергии в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации квалифицируется как акцепт абонентом оферты, предложенной ресурсоснабжающей стороной, поэтому такие отношения суд оценивает как договорные.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки электрической энергии в спорный МКД в исковой период подтверждается материалами дела.
В силу того, что Общество в спорный период поставляло электрическую энергию в управляемый ответчиком многоквартирный дом, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 2 Правил N 124 исполнитель коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Из пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
При создании собственниками помещений в МКД товарищества собственников жилья на него возлагается обязанность осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья последнее несет ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При этом товариществу для исполнения возложенной на него обязанности представлено право заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры (пункт 1 части 1 статьи 137, часть 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 2 Правил N 354, а также пункта 2 Правил N 124 Товарищество является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, которое обязано приобретать весь объем электрической энергии, поступающей в многоквартирный жилой дом.
Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Собственники помещений вправе управлять многоквартирным домом либо опосредованно (путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения), либо непосредственно. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу требований частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с жилищным законодательством и договором управления.
Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Учитывая изложенное нормативно-правовое регулирование правоотношений по энергоснабжению МКД, довод ответчика о прямых расчетах, в том числе по индивидуальным приборам учета, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку ресурсоснабжающая организация вправе получить от исполнителя коммунальных услуг (в настоящем деле - ТСЖ) оплату всего объема электроэнергии, поставленного в спорный МКД и учтенного имеющимся в МКД общедомовым прибором учета.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила N 124.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Исходя из вышеизложенного с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на содержание общего имущества, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 124 в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Порядок определения объема коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирной дома, в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета установлен подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124 как разница между объемом коммунального ресурса определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями i многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг; в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, - в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил: исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объем потребленной электроэнергии по сложившейся практике жильцы последовательно сообщают поставщику в документах об оплате электроэнергии, достоверность этих сведений, основанных на показаниях индивидуальных (квартирных) приборов учета, предполагается. Опровергнуть эти данные может исполнитель коммунальных услуг, воспользовавшись правом, предусмотренным подпунктом "б" пункта 82 Правил N 354.
При этом внесение собственниками и нанимателями платы за электрическую энергию непосредственно Обществу означает исполнение ими этой обязанности перед исполнителем коммунальных услуг. Законодательством исполнитель коммунальных услуг не освобождается от оплаты поставленного в жилой дом ресурса в целом.
Доводы ТСЖ "Теремок" о том, что приборы учета, установленные в ТП-178, не могут выть использованы для определения объема электроэнергии, потребленной спорным МКД отклоняются на основании следующего.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно актам ОАО "Кинешемская городская электросеть" от 12 и 13 марта 2012 года в ТП-178 ранее установленные приборы учета электрической энергии заменены сетевой организацией на новые приборы учета N 009082046000522 и N 009082046000461. При этом в актах отражены все технические параметры приборов учета, в том числе сведения о госповерке, классе точности, коэффициенте трансформации, номера пломб, показания и пр.
В период установки приборов учета действовали Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006, которые не регламентировали процедуру допуска приборов учета в эксплуатацию. На дату вступления в законную силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, приборы учета N 009082046000522 и N 009082046000461 были приняты сторонами в качестве расчетных.
Исходя из представленных истцом и сетевой организацией ООО "Партнер" доказательств, в том числе однолинейной схемы электроснабжения спорного МКД, названные приборы учета обеспечивают учет электрической энергии, потребленный только МКД N 17а по ул. Декабристов в г. Кинешма.
Поскольку истец при расчете объема электрической энергии, потребленной в местах общего пользования МКД N 17а по ул. Декабристов в г. Кинешма, уменьшил объем потребления электрической энергии, определенный на основании показаний приборов учета, на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети ООО "Партнер", что соответствует пункту 144 Основных положений N 442, сетевой организацией ООО "Партнер" в отзывах на иск и на жалобу подтверждена правильность расчетов ООО "Ивановоэнергосбыт", апелляционный суд считает правомерным со стороны истца использовать при расчете показания вышеназванных общедомовых приборов учета, введенных в эксплуатацию актами от 12 и 13 марта 2012 года.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании 15940 рублей 50 копеек задолженности за электрическую энергию, поставленную в ноябре - декабре 2017 года на содержание общего имущества в многоквартирном доме, обоснованно удовлетворены судом.
Доводов относительно начисления пеней, равно как и контррасчета пеней, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Апелляционный суд считает, что исследование представленных доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, этим доказательствам дана соответствующая правовая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности.
Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.10.2018 по делу N А17-1992/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Теремок" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1992/2018
Истец: ООО "Ивановоэнергосбыт"
Ответчик: ТСЖ "Теремок"
Третье лицо: ОАО "Кинешемская городская электросеть", ООО "Партнер"