г. Вологда |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А05-10820/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представителя Чащиной О.А. по доверенности от 30.05.2018 N СЕВ НЮ-29/Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АРХБУМ" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2018 года по делу N А05-10820/2018 (судья Сметанин К.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "АРХБУМ" (место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1; ИНН 2903003430, ОГРН 1022901003333; далее - АО "АРХБУМ") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 27.03.2018 N 3-098, а именно по редакции подпункта 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 договора, и изложении данного условия договора в редакции истца.
Решением суда от 26.10.2018 резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Урегулировать разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и АО "АРХБУМ" при заключении договора от 27.03.2018 N 3-098 "На эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "АРХБУМ" по станции Исакогорка Северной железной дороги", изложив подпункт 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 в следующей редакции истца: "Владелец" уплачивает "Перевозчику" ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 4,730 км в размере 15 272 руб. 05 коп. Плата определена с учетом ставки 3230,0 руб. за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях: а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД"; б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1. настоящего договора; в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах; г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам); д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам). В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения Оплата сбора за подачу и уборку вагонов производится "Владельцем" 2 раза в месяц, не позднее 3 и 16 числа каждого текущего месяца, на основании накопительной ведомости, предъявленной "Перевозчиком"". Взыскать с АО "АРХБУМ" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.".
АО "АРХБУМ" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "РЖД".
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил часть 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), статью 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), статьи 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством (далее - Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Постановление N 643), Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11. Условие договора о необходимости внесения ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования независимо от выхода локомотива является для пользователя явно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон. Обязательное взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования (железнодорожным подъездным путем) ни Уставом, ни иным действующим законодательством не закреплено. Статьей 58 Устава не предусмотрена ежесуточная оплата за пользование железнодорожными путями необщего пользования. Действия ОАО "РЖД", являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ему железнодорожным путем и взиманию указанной платы с АО "АРХБУМ", при отсутствии соответствующей нормы права противоречат существу законодательного регулирования согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2018 N 53-АПГ18-11. В силу пунктов 5, 13 Постановления N 643 затраты субъекта регулирования подлежат проверке на предмет экономической целесообразности. Бесконтрольное увеличение затрат с последующим их возложением на контрагентов регулируемой организации противоречит целям и задачам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). На контрагентов регулируемой организации не могут быть переложены затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого субъекта регулирования. Стоимость услуг ОАО "РЖД" судом принята без учета Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Истец не представил доказательства того, что предлагаемый им размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как одна из составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, урегулирован уполномоченным государственным органом. Разрешая вопрос об обоснованности стоимости услуг использования путей необщего пользования суд вышел за рамки своей компетенции, подменив тем самым функции органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов.
ОАО "РЖД" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
АО "АРХБУМ" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя ОАО "РЖД", исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" является владельцем пути необщего пользования протяженностью 4,730 км, расположенного в районе станции Исакогорка Северной железной дороги.
ОАО "РЖД" направило АО "АРХБУМ" проект договора от 27.03.2018 N 3-098 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "АРХБУМ" по станции Исакогорка Северной железной дороги.
АО "АРХБУМ" подписало договор с протоколом разногласий.
При подписании протокола согласования разногласий от 20.06.2018 стороны не пришли к единому мнению относительно подпункта 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 договора.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции урегулировал возникшие разногласия, изложил спорный пункт в редакции, предложенной истцом.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 ГК РФ).
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава и пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае, если стороны не пришли к соглашению по всем отдельным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьями 55, 56, 60, 64 Устава отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
Статьей 55 Устава предусмотрено, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
На основании части 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных правовых норм, условия договора на эксплуатацию пути необщего пользования о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования сами по себе не противоречат действующему законодательству.
Из материалов дела видно, что истец 27.03.2018 направил ответчику проект договора N 3-098 "На эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "АРХБУМ" по станции Исакогорка Северной железной дороги".
Пунктом 9.4 параграфа 9 договора ("Владелец уплачивает перевозчику") установлены платежи, входящие в сбор за подачу и уборку вагонов.
В подпункте 9.4.1 пункта 9.4 договора определены размер и порядок уплаты платы за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
ОАО "РЖД" предложена следующая редакция подпункта 9.4.2 пункта 9.4 договора: "9.4.2 "Владелец" уплачивает "Перевозчику" ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 4,730 км в размере 15 272 руб. 05 коп. Плата определена с учетом ставки 3230,0 руб. за километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1 настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения
Оплата сбора за подачу и уборку вагонов производится "Владельцем" 2 раза в месяц, не позднее 3 и 16 числа каждого текущего месяца, на основании накопительной ведомости, предъявленной "Перевозчиком".
Ответчик, не согласившись с данным условием, подписал договор 26.04.2018 с протоколом разногласий.
Согласно протоколу согласования разногласий от 20.06.2018, владелец предложил исключить данный пункт, стороны к соглашению не пришли.
Признавая обоснованной редакцию спорного пункта, предложенную истцом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с учетом норм статьи 58 Устава, пункта 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, условия договора на эксплуатацию пути необщего пользования о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования сами по себе не противоречат действующему законодательству
Гражданское законодательство исходит из возмездности гражданско-правового договора, а спорная плата является платой (компенсаций) за одну из предоставляемых перевозчиком услуг.
Исключение из договора условия о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования фактически освобождало бы ответчика от обязанности по ее уплате, что противоречит положениям части 3 статьи 58 Устава.
Как правильно указал суд первой инстанции, услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", не включена в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных Постановлением N 643.
Из материалов дела видно, что произведенный ОАО "РЖД" расчет размера платы за использование железнодорожного пути необщего пользования мотивирован, при этом ответчиком контррасчет не представлен, им расчет и порядок расчета не оспорен.
При установлении размера платы ОАО "РЖД" исходило из ставки, установленной протоколом заседания правления от 29.12.2017 N 69. Данная ставка является одинаковой для всех организацией, с которыми истец заключает аналогичные договоры. Льготы в виде пониженной ставки установлены только для организаций, подведомственным ОАО "РЖД".
Кром того, суд первой инстанции обоснованно указал, что условие договора о внесении ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования независимо от выхода локомотива не нарушает баланс интересов сторон. Данная плата перечисляется в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. При этом ежесуточное взимание (за каждый день) такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени. ОАО "РЖД" в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с подержанием пути. Поскольку услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки), оснований считать, что установленный в подпункте 9.4.2 договора размер платы не соответствует фактическому объему оказываемых услуг, не имеется.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку установление сторонами в договоре условия о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования не противоречит требованиям действующего законодательства, подпункт 9.4.2 договора принимается в редакции истца.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2018 года по делу N А05-10820/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АРХБУМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10820/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "Архбум"