Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2019 г. N Ф06-46969/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А57-4995/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25" января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" - Ворсопова А.Н., представитель по доверенности от 09.01.2019 N 04-02/2,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования в лице комитета по финансам Администрации муниципального образовательного "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2018 года по делу N А57-4995/2018, принятое судьей М.Е. Медниковой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Синергия-2016" (ОГРН 1166451078584),
к МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246),
третьи лица: Администрация Муниципального образования "Город Саратов", Администрация Заводского района МО "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, ГЖИ Саратовской области,
о взыскании задолженности в сумме 51563 руб. 44 коп.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Синергия-2016" (далее - истец) с иском к МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик), уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании задолженности за содержание жилых помещений за период с 01.02.2017 по 31.08.2017 в сумме 57 303 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Синергия-2016" взыскана задолженность за содержание жилых помещений за период с 01.02.2017 по 31.08.2017 в сумме 57303 руб. 55 коп.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет не является ни собственником, ни держателем спорных жилых помещений, комитет по финансам не наделен полномочиями по оплате за содержание жилых и нежилых помещений и соответственно является ненадлежащим ответчиком.
Представитель комитета по финансам Администрации Муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Синергия-2016" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами по адресу: г. Саратов, ул. Карьерная, 5; ул. Артельная, 16; ул. 4-я Нагорная. 29А; ул. 4-я Нагорная, 25А; ул. Прессовая, 47Б на основании решения общего собрания собственников помещений.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником жилых помещений, расположенных в указанных многоквартирных домах: ул. Карьерная, д. 5, квартиры 10, 11, 12, 16, 17, 18-20,21,22.23,24,26.30,31.32,33.39.42.49.52,55; ул. Артельная. 16 квартиры 2, 2 ком. 2, 4, 9/3, 11/2, ул. 4-я Нагорная, 29А квартиры 1, 3, 6, 6/1, 8/1, ул. 4-я Нагорная, 25А квартиры 2, 3, 3/1, 5, ул. Прессовая, 47Б квартиры 1, 4.
01 февраля 2017 года между ООО "Синергия-2016" и Администрацией Заводского района МО "Город Саратов" был заключен договор управления многоквартирными домами, включая дома. расположенные по вышеуказанным адресам.
В соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2 договора управления ООО "Синергия-2016" обязалось оказывать собственникам помещений в многоквартирных домах и пользующимся помещениями в этих домах лицам услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, обеспечить предоставление коммунальных услуг, предусмотренных проектами и техническими характеристиками домов в зависимости от уровня их благоустройства путем привлечения ресурсоснабжающих организаций.
01 сентября 2017 многоквартирные жилые дома по адресам: ул. Карьерная, 5. ул. Артельная, 16, ул. 4-я Нагорная, 29Л, ул. 4-я Нагорная. 25А, ул. Прессовая 47Б были исключены из договора управления на основании п.п. 9.3.1, 9.3.3 договора, о чем сторонами заключено дополнительное соглашение.
Истец обосновывает свои исковые требования тем, что в период с 01.02.2017 по 31.08.2017 МО "Город Саратов" не вносило плату за жилищно-коммунальные услуги.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, с учетом уточнений, о взыскании задолженности за содержание жилых помещений за период с 01.02.2017 по 31.08.2017 в сумме 57303 руб. 55 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ);
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
Однако, в случае не достижения сторонами соглашения (отсутствии договора), закрепляющих обязанность по содержанию общего имущества дома, в частности услуг указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные и капитальные услуги.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
К тому же, согласно п. 12 Правил и ст. 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Согласно п. 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, ответчик даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно его доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, поскольку он является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: г.Саратов, ул. Большая Затонская, д.23.
В соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В подтверждение размера заявленных исковых требований истцом представлены протоколы общих собраний собственников N 37/2016 от 30.12.2016, N 30/2016 от 30.12.2016, N 43/2016 от 30.12.2016, N 22/2016 от 30.12.2016, N 12/2016 от 30.12.2016, которым утверждены тарифы на содержание жилья, ремонт.
Решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов утверждены тарифы на содержание и ремонт жилья:
ул. 4-я Нагорная, д. 29А - тариф на содержание жилья - 9.19 руб./кв.м. тариф на ремонт жилья -2, 58 руб./кв.м (протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2016):
ул. Прессовая, 47Б - тариф на содержание жилья - 5.71 руб./кв.м. тариф па ремонт жилья -1,77 руб./кв.м (протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2016):
ул. Карьерная, 5 - тариф на содержание жилья - 9.19 руб./кв.м. тариф на ремонт жилья - 2. 58 руб./кв.м (протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2016);
ул. 4-я Нагорная, 25А - тариф на содержание жилья - 9.19 руб./кв.м. тариф на ремонт жилья -2, 58 руб./кв.м (протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2016);
ул. Артельная, 16 - тариф на содержание жилья - 9,19 руб./кв.м. тариф па ремонт жилья - 2. 58 руб./кв.м (протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2016).
ООО "Синергия-2016" были заключены договора с МУПП "Саратовводоканал" N 11956 от 31.05.2017, с ООО "СПГЭС" N 10750 от 01.02.2017, с МУП "Дорожник Заводского района" N 122к от 23.03.2017.
Согласно представленному расчету, истец просит взыскать с ответчика задолженность за содержание жилых помещений за период с 01.02.2017 по 31.08.2017 в сумме 57303 руб. 55 коп.
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества соразмерно доле помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Саратов" сторонами не оспорен.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Синергия-2016" задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 ноября 2018 года по делу N А57-4995/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4995/2018
Истец: ООО "Синергия-2016"
Ответчик: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", ГЖИ Саратовской области, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовской области