г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А56-90945/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Аксенова Е.В. по доверенности от 18.12.2018
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32783/2018) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2018 по делу N А56-90945/2018 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
об оспаривании постановления и предписания
установил:
Публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее Управление) от 05.07.2018 N 172 в части пунктов 1 и 3 и предписания от 02.07.2018 N 74 в части пунктов 2 и 4.
Решением суда от 06.11.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными пункты 2, 4 оспариваемого предписания Управления, в удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемые постановление и предписание Управления являются правомерными, кроме того, рассмотрение данного спора неподведомственно арбитражному суду.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области N 47-01-423-18 от 25.05.2018, в период с 13.06.2018 по 02.07.2018 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Киришском районе (далее - ТОУ Роспотребнадзора по Ленинградской области в Киришском районе) была проведена плановая выездная проверка филиала ПАО "ОГК-2" - Киришская ГРЭС (далее - Филиал).
По результатам проверки составлены Акт N 47-01-423-18 от 02.07.2018 и Протокол N 178 об административном правонарушении от 04.07.2018, согласно которым ПАО "ОГК-2" допустило нарушения санитарного законодательства по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, шоссе Энтузиастов, Филиал, а именно:
1. Отсутствуют личные медицинские книжки с результатами медицинских осмотров лиц, работа которых осуществляется на водопроводных сооружениях, связанная с водоподготовкой и обслуживанием водопроводных сетей, что является невыполнением Приказа МЗ и CP РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или)опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и (или) первичные медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", ст. 34 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказ МЗ РФ N 402 от 20.05.2005 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (редакция от 07.04.2009).
2. В ходе проверки проведен отбор проб сточной воды полигона из отводящего канала на микробиологические показатели, по результатам лабораторных исследований протокол N 2481.18, N 2480.18 от 20.06.2018 филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Ленинградской области в Киришском районе" установлено превышение по показателю: общие колиформные бактерии, что является нарушением СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
3.Согласно протоколу лабораторных измерений уровня звука N 99/3.18 от 20.06.2018 филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Киришском районе" эквивалентный уровень звука (химический цех, столярная мастерская, наждачный стонок) за рабочую смену составляет 81,1 дБ, что является нарушением п. 3.2.2 СанПиН 2.2.4.3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".
По результатам проверки ТОУ Роспотребнадзора по Ленинградской области в Киришском районе Обществу выдано предписание N 74 от 02.07.2018 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до 02.10.2018 и вынесено Постановление N 172 по делу об административном правонарушении от 05.07.2018, в соответствии с которым ПАО "ОГК-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявителю предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что отражено в Представлении N 171 от 05.07.2018.
Не согласившись с пунктами 1, 3 Постановления N 172 по делу об административном правонарушении от 05.07.2018, пунктами 2 и 4 вышеуказанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Согласно п. 6 ст. 34 Закона N 52-ФЗ порядок учета, ведения отчетности и выдачи работникам указанных документов, наряду с порядком проведения обязательных медицинских осмотров, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Пункт 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), дублирует норму п. 5 ст. 34 3акона N 52-ФЗ, указывая на необходимость внесения в данные документы информации о прохождении медицинских осмотров.
Частью 2 ст. 213 Трудового кодекса РФ установлено, что таким осмотрам подлежат работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружении, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Форма личной медицинской книжки утверждена Приказом N 402. Из п. 1.1 данного приказа следует, что книжки указанной формы выдаются не всем работникам, подлежащим обязательному медосмотру, а только работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Общество ссылается на то, что поскольку деятельность работников филиала ПАО "ОГК-2" - Киришская ГРЭС не связана с вышеперечисленными видами деятельности, то требование о наличии личных медицинских книжек работникам является неправомерным.
Приказом Министерства энергетики РФ от 31.08.2011 N 390 утвержден "Порядок проведения медицинских осмотров (обследований) работников, непосредственно занятых на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики", согласно которому "Работник для прохождения обязательного периодического медицинского осмотра (обследования) представляет в медицинскую организацию следующие документы: направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы; паспорт или документ, его заменяющий; амбулаторную карту или выписку из нее с результатами обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) по месту предыдущих работ: решение врачебной психиатрической комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Оформление результатов обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) производится в следующем порядке: заключение медицинской организации и результаты обязательного периодического медицинского осмотра (обследования), а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту обязательных периодических медицинских осмотров (обследований); работник информируется о результатах проведенного обязательного периодического медицинского осмотра (обследования).
Согласно Уставу ПАО "ОГК-2" основным видом деятельности заявителя является производство электрической и тепловой энергии и/или мощности. Филиал ПАО "ОГК-2" - Киришская ГРЭС не является юридическим лицом и выступает в гражданском обороте от имени ПАО "ОГК-2". Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.08.2018 подтверждается присвоение кода основного вида экономической деятельности ПАО "ОГК-2" - производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код 35.11.1), а дополнительными видами экономической деятельности: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями (код 35.30.11), передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код 35.30.2), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код 35.30.3), обеспечение работоспособности тепловых сетей (код 35.30.5) в соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст). Учредительными документами не предусмотрено осуществление деятельности, связанной с водоподготовкой и обслуживанием водопроводных сетей. Это отдельный вид деятельности согласно "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что филиал ПАО "ОГК-2" - Киришская ГРЭС получает питьевую воду для подпитки теплосети от МП "Управление водопроводно-канализационного хозяйства", что подтверждается заключенным 30.03.2012 договором N 25/ОГК-03/12-000083. Осуществив подогрев воды, поставляет тепловую энергию и теплоноситель МП "Жилищное хозяйство" на основании заключенного договор теплоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 22-03/18-105 от 22.12.2017. Далее передачу и сбыт тепловой энергии потребителям осуществляет МП "Жилищное хозяйство", которое владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, что подтверждается Схемой теплоснабжения муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, размещенной на официальном сайте Администрации Киришского муниципального района (www.admkir.ru). Таким образом, требование о наличии личных медицинских книжек распространяется на работников, которые непосредственно занимаются производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды (имеют непосредственный контакт), что может повлиять на здоровье человека и благополучие населения.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о неправомерности ссылок Управления на нарушение Обществом ст.34 Закона 52-ФЗ и приказов МЗ и СР РФ N 302н и 402.
Согласно п. 3.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" нормативным эквивалентным уровнем звука на рабочих местах (за исключением рабочих мест, указанных в п. 3.2.6), является 80 дБА.
Согласно протоколу лабораторных измерений уровня звука N 99/3.18 от 20.06.2018 ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Киришском районе" эквивалентный уровень звука за рабочую смену составляет 81.1 дБ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что эвивалентный уровень звука (шум) уже был выявлен в ходе проведенной в 2014 году специальной оценки условий труда, в результате которой на рабочих местах установлен класс (подкласс) условий труда - 3.2. Рабочие места в помещении мастерской включены в график лабораторно-инструментального контроля вредных производственных факторов в рамках производственного контроля. Работникам, занятым на данных рабочих местах, выдаются средства защиты органов слуха (наушники, противошумные вкладыши) и производятся компенсационные выплаты, за работу на рабочих местах с классом условий труда 3.2, а также предоставляется дополнительный отпуск.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Общества отсутствует нарушение СанПиН 2.2.4.3359-16.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое предписание Управления является незаконным и необоснованным в части пунктов 2 и 4, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование в данной части.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным оспариваемого постановления Управления, поскольку, несмотря на то, что выводы административного органа в постановлении N 172 о допущенных Обществом нарушениях, указанных в п.1 и 3 постановления, неправомерны, однако Общество привлечено к административной ответственности также за нарушение СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (установлено превышение по показателю: общие колиформные бактерии), то есть Обществом допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности вынесено обоснованно.
Доводы подателя жалобы о необходимости прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, аналогичны доводам, приведенным Управлением в суде первой инстанции, были полно и всесторонне исследованы судом и обоснованно отклонены, у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 ноября 2018 года по делу N А56-90945/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90945/2018
Истец: ПАО "ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ