Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2019 г. N Ф07-4244/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А56-81766/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Лесняк А.А., по доверенности от 15.02.2018
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц: 1), 2) не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27801/2018) УФАС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2018 по делу N А56- 81766/2018 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ГУП "Топливно-Энергетический Комплекс Санкт-Петербурга"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ООО "Компакт-Плюс", 2) ООО "РТС-тендер"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, Предприятие, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 23.03.2018 по делу N 44-1479/18 о нарушении законодательства о закупках.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Компакт-плюс" (далее - ООО "Компакт-плюс") и общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер").
Решением суда от 06.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает на отсутствие размещения заказчиком на официальном сайте проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту зданий; указание, что ознакомиться с рабочей документацией можно территории заказчика, ознакомление с проектной документацией производится путем ведения переговоров, неправомерно. Согласно положениям документации о закупке предметом закупки является капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель заявителя возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители УФАС и третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 28.02.2018 Предприятием (заказчиком) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и помещений ФТС ГУП "ТЭК СПб", номер извещения N 0672200000218000097, начальная (максимальная) цена контракта - 48 104 666,67 руб.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу ООО "Компакт-плюс" (от 16.03.2018 вх.N 6530-ЭП/18) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения названного электронного аукциона, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе), установила нарушение в действиях заказчика части 3 статьи 7 (часть 1 статьи 65) и пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона N44-ФЗ.
По итогам рассмотрения жалобы УФАС принято решение от 23.03.2018 по делу N 44-1479/18, которым жалоба ООО "Компакт-плюс" признана обоснованной (пункт 1), в действиях заказчика признано нарушение части 3 статьи 7 (часть 1 статьи 65) и пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона N44-ФЗ (пункт 2), решено выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное предписание для устранения выявленных нарушений (пункт 3), решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).
Выданным в этот же день предписанием УФАС предписало:
1. Заказчику - Предприятию и его аукционной комиссии - устранить нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 (п. 7.1 ч. 1 ст. 31) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0672200000218000097;
- вернуть заявки участникам закупки с номером извещения N 0672200000218000097;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0672200000218000097 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии представить в Управление документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.04.2018.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, посчитал, что размещенная в составе аукционной документации информация является достаточной для определения объемов работ и их стоимостных показателей, подготовки и подачи заявки конкретным участником закупочной процедур.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (часть 1 пункта 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ).
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (пункты 1 и 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в Единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87).
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Заявитель не спорит, что на основании положений документации о закупке предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 1 Положения N 87 настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
В соответствии с п. 4 Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается на основании и является частью проектной документации.
Следовательно, совокупность положений документации о закупке и норм законодательства Российской Федерации однозначно указывает на обязательное наличие проектной документации при выполнении работ, являющихся предметом закупки.
Из анализа названного выше Положения N 87 следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно Техническому заданию и Обоснованию начальной (максимальной) цены контракта основные характеристики объекта закупки - 18 объектов, ремонт кровель, фасадов, помещений, отмосток, замена окон, при невозможности сохранения при производстве работ - необходимо произвести монтаж новых кабельных линий.
Согласно разделу III "Ведомость укрупненных объемов работ" Технического задания работы включают:
- обследование объекта, сбор исходных данных;
- разработка ППР (проектно-планировочных решений) по капитальному ремонту;
- согласование ППР с заказчиком;
- выполнение работ согласно ППР;
- сдача работ заказчику.
Подрядной организации надлежит выполнить работы, предусмотренные техническим заданием, без изменения наружных размеров, габаритов зданий, сооружений, без изменения параметров в части высоты, количества этажей, площади, объема, в том числе надстройки, перестройки, расширения, замены и без восстановления несущих строительных конструкций.
В разделе VI Технического задания заказчик указал, что сметная документация составляется, в том числе, на основании технического задания, проектной и рабочей документации.
В разделе VII указано, что документация на капитальный ремонт должна содержать: проект производства работ, смету на капитальный ремонт.
Согласно разделу 8.5 "Требования к разрешительной документации" подрядная организация должна иметь все разрешительные документы и членство в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполнение работ обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Разделом 8.6 установлены "Требования к качеству и безопасности работ".
Ведомостью работ по капитальному ремонту зданий и помещений (приложение N 2 к Техническому заданию) в части объектов зданий (помещений) просто указан размер (площадь) ремонта фасада, в иных объектах указано, в частности, на ремонт пола с разборкой разрушенных участков бетонной поверхности пола и устройством наливного покрытия, ремонт мягкой кровли, замену оконных блоков, ремонт приточно-вытяжной вентиляции, ремонт отмостки, ремонт дренажной системы. Согласно примечанию: в объемы работ по ремонту кровель входит, в частности, замена металлического покрытия парапетов, свесов, карнизов; в объемы работ по ремонту фасадов зданий входит, в частности, замена разрушенной кирпичной кладки, ремонт бетонных поверхностей панелей и фундаментов; в объемы по ремонту помещений входят (по необходимости) работы по демонтажу и монтажу кабельных каналов, телефонии, ЛВС, структурированной кабельной сети.
В силу указанного строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Однако, в данном случае заказчиком проектная документация для выполнения работ по капитальному ремонту не размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в полном объеме, в связи с чем в действиях заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 7 (часть 1 статьи 65) и пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона N 44-ФЗ. Раздел 8.6 "Требования к качеству и безопасности работ" Технического задания, Ведомость работ по капитальному ремонту зданий и помещений (приложение N 2 к Техническому заданию) в отсутствие проектной документации в составе и разделах, указанных статьей 48 ГрК РФ и Положением N 87 (смет, схем-планов и схем-рисунков имеющихся кабельных линий и т.д.) свидетельством выполнения заказчиком данного требования являться не может.
Ссылки заявителя, что после обследования объекта и сбора исходных данных участник (победитель аукциона) сам разрабатывает и представляет на утверждение заказчику проектную и сметную документацию, противоречит вышеприведенным правилам объективного описания нужд заказчика (предмета закупки).
В силу указанного вывод суда первой инстанции о том, что размещенная в составе аукционной документации информация является достаточной для определения объемов работ и их стоимостных показателей, подготовки и подачи заявки конкретным участником закупочной процедур, является ошибочным.
В п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Действия Заказчика по неопубликованию части документации и по предоставлению ее по запросу присущи закрытой процедуре, при которой такие действия заказчика обязательны, но при одном существенном условии -документация о закупке должна содержать государственную тайну. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае государственной тайны в составе документации о закупке, что признано представителем заявителя в суде, указавшего, что спорные объекты ремонта не являются "закрытыми" объектами.
В этой связи с выводом УФАС о нарушении заказчиком требований части 3 статьи 7 (часть 1 статьи 65) и пункта 1 части 1 статьи 64 (пункт 1 части 1 статьи 33) Закона N 44-ФЗ, выразившемся в отсутствии размещения надлежащей проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в полном объеме, следует согласиться.
Самостоятельных оснований для признания недействительным оспоренного предписания, направленного на устранение нарушений законодательства (в силу неправомочности выдачи, неисполнимости) не установлено. Согласно материалам дела и пояснениям заявителя предписание было фактически исполнено.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2018 по делу N А56-81766/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81766/2018
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "КОМПАКТ-ПЛЮС", ООО "РТС-тендер"