г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А26-6921/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32536/2018) Территориального отдела Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2018 по делу N А26-6921/2018 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению Территориального отдела Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах
к ООО "Толвоярви"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (далее - Управление, Роспотребнадзор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Толвоярви" (далее - Общество, ООО "Толвоярви", ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.10.2018 ООО "Толвоярви" привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе Роспотребнадзор, ссылаясь на наличие в материалах дела доказательств совершения Обществом правонарушения, повлекшего угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, указывает, что избранная судом в качестве административного наказания санкция в виде предупреждения в данном случае применению не подлежит, в связи с чем просит отменить решение суда и привлечь Общество к ответственности в виде штрафа.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
От Общества поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 23.05.2018 N 497 внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Толвоярви" проведена с целью проверки соблюдения юридическим лицом обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ходе работы детских оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.03.2018 N167 "О проведении внеплановых выездных проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2018 года", изданного в целях реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 N ОГ-П12-140.
В ходе проверки Управлением установлено, что Общество осуществляло деятельность по обеспечению горячим питанием детей летнего оздоровительного учреждения с дневным пребыванием МОУ ДО Суоярвская спортивная школа в кафе-баре "Карелия".
Управление выявило в действиях Общества нарушения требований Федерального закона от 30.03.1998 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", о чем был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.06.2018.
Протоколом изъятия вещей и документов от 06.06.2018 проведено изъятие проб готовых блюд для лабораторного исследования и определением о назначении экспертизы N 22 от 06.06.2018 назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
Результатами санитарно-эпидемиологической экспертизы (экспертное заключение федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" N 1066-г/1 от 21.06.2018), в том числе, установлено:
- проба макарон отварных, изготовленная 06.06.2018 в 13 час. 10 мин. в кафе-баре "Карелия" ООО "Толвоярви", Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 1 по микробиологическим нормативам безопасности (КМАФАнМ, БГКП, S.aureus) не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее- ТР ТС 021/2011);
- проба компота из свежих яблок, изготовленная 06.06.2018 в 13 час. 10 мин. в кафе-баре "Карелия" ООО "Толвоярви", Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 1 по микробиологическим нормативам безопасности (КМАФАнМ, БГКП) не соответствует требованиям TP ТС 021/2011.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 28.07.2018 N 497.
28.06.2018 Роспотребнадзором в отношении ООО "Толвоярви" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, - за нарушение пунктов 1, 2 статьи 7 главы 2 ТР ТС 021/2011.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган направил в арбитражный суд имеющиеся материалы для привлечения Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, привлекая к административной ответственности и определяя конкретную меру наказания в виде предупреждения, ошибочно не учел следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ, Закон о техническом регулировании).
В соответствии со статьей 2 Закона о техническом регулировании технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу с пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (часть 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (часть 6 статьи 15 Закона N 52-ФЗ).
Согласно требованиям частей 1, 2 статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В силу части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствию настоящему техническому регламенту.
Согласно части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители пищевой продукции обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления) таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом.
Частью 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В приложении 2 к ТР ТС 021/2011 указаны микробиологические нормативы безопасности других продуктов (раздел 1.8).
Так, допустимый уровень количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (далее - КМАФАнМ) в компотах из плодов свежих не должно превышать 5x102 КОЕ/г, в гарнирах (макаронные изделия отварные) не должен превышать 1x103 КОЕ/г; бактерий группы кишечных палочек (далее - БГКП) не допускаются в 1,0г. гарнира (макаронных изделий отварных) и в 1,0г компота из плодов свежих; патогенный стафилококк (далее - S.aureus) не допускается в 1,0г гарнира (макаронные изделия отварные).
Как усматривается из материалов дела, кафе-баре "Карелия" (ООО "Толвоярви") организует питание в детском летнем оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей МОУ ДО Суоярвская спортивная школа по договору от 23.05.2018 с 01.06.2018 по 21.06.2018.
Количество детей - 40 человек, питание двухразовое (завтрак, обед).
Согласно Экспертному заключению от 21.06.2018, помимо указанных нарушений, в 2-х из 20-ти проб, отобранных методом смыва на БГКП 06.06.2018 на пищеблоке, обнаружены бактерии группы кишечных палочек (БГКП) (стол "ГП", весы "ГП").
Из экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" N 1066-г/1 от 21.06.2018 следует, что количество КМАФАнМ в макаронах отварных более 15000 КОЕ/г, БГКП р S.aureus обнаружены в 1г.; количество КМАФАнМ в компоте из свежих яблок 10000 КОЕ/г, БГКП в 1г. обнаружены.
Превышение в продукции показателя КМАФАнМ, наличие в ней БГКП и S.aureus свидетельствует о несоблюдении чистоты на объекте, где осуществлялось изготовление продукции, а именно: несоблюдение личной гигиены работниками, использование грязного оборудования и инвентаря. В некоторых случаях возникновение бактерий возможно из-за ненадлежащих условий хранения продуктов или нарушении технологии приготовления.
Несоблюдение микробиологических нормативов безопасности, установленных в Приложении 2 ТР ТС 021/2011, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей и могло повлечь пищевые отравления и групповые инфекционные заболевания среди воспитанников детского летнего оздоровительного учреждения.
Указанное образует в действиях Общества событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
В связи с указанным вину Общества следует признать установленной, а состав правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ - доказанным.
С учетом объекта посягательства и отсутствия исключительности оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Названные обстоятельства в достаточной мере свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью детей при осуществлении деятельности по обеспечению горячим питанием детей летнего оздоровительного учреждения с дневным пребыванием МОУ ДО Суоярвская спортивная школа в кафе-баре "Карелия". Сама квалификация рассматриваемого правонарушения указывает на наличие угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, в связи с чем выводы суда первой инстанции при применении статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замене наказания на предупреждение об отсутствии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан противоречивы данной судом квалификации правонарушения и несостоятельны.
Судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
В пробах продукции обнаружены, не только санитарно-показательные группы микроорганизмов: КМАФАнМ, БГКП, но и условно-патогенные: S.aureus.
Как отмечено выше, несоблюдение микробиологических нормативов безопасности, установленных в Приложении 2 ТР ТС 021/2011, создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей и могло повлечь пищевые отравления и групповые инфекционные заболевания среди воспитанников детского летнего оздоровительного учреждения.
Таким образом, основания для замены штрафа на предупреждение в настоящем случае отсутствовали, в связи с чем решение суда является ошибочным.
Вместе с тем, повторно рассматривая дело, апелляционный суд считает возможным в данном конкретном случае применить положения частей 3.2, 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ и назначить ответственность в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (в два раза ниже минимального размера санкции) с учетом принципов соразмерности, индивидуализации и справедливости административного наказания, недопустимости избыточного ограничения прав юридического лица величиной примененного штрафа.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда с принятием нового судебного акта - с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Кроме того, суд первой инстанции в нарушение части 3 статьи 29.10 КоАП РФ не решил вопросы об изъятых вещах и документах. Пробы и образцы продукции потреблены в результате исследований, однако ответчику следует возвратить технологические карты (5 шт.), изъятые согласно протоколу изъятия вещей и документов от 06.06.2018.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2018 по делу N А26-6921/2018 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Толвоярви" (ОГРН 1151040000066, ИНН 1016001570, дата регистрации: 20.01.2015, место нахождения: 186870, Республика Карелия, г.Суоярви, ул. Шельшакова, д. 1) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Толвоярви" технологические карты (5 шт.), изъятые согласно протоколу изъятия вещей и документов от 06.06.2018.
Реквизиты для уплаты штрафа: р/с 40101810600000010006 УФК по РК (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030) в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск, БИК 048602001, ИНН 1001048857, КПП 100101001, КБК 141 1 16 010000 16 000140, ОКТМО 86650000.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6921/2018
Истец: территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах
Ответчик: ООО "Толвоярви"