г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А38-14277/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Устиновой Н.В., Александровой О.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сернурский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.10.2018 по делу N А38-14277/2017, принятое судьей Лежниным В.В. по иску Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (ОГРН 1021200780512, ИНН 1200001726) к администрации муниципального образования "Сернурский муниципальный район" (ОГРН 1021201450137, ИНН 1212000685), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Сернурская центральная районная больница", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, индивидуального предпринимателя Кузнецова Виктора Викторовича, о признании права собственности,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил,
Республика Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее - истец, Республика, Министерство) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к муниципальному образованию "Сернурский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Сернурский муниципальный район" (далее - ответчик, муниципалитет, Администрация) о признании права собственности на гаражи площадью 442,5 кв.м, кадастровый номер 12:10:1670119:181, назначение нежилое здание, количество этажей - 1, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, Сернурский район, пгт Сернур, ул. Советская, д. 85.
Требование истца обосновано правовыми ссылками на статьи 132, 299, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), пункты 49, 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и мотивировано тем, что спорное имущество в силу закона относится к федеральной собственности.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Сернурская центральная районная больница", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, индивидуальный предприниматель Кузнецов Виктор Викторович.
Решением от 19.10.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование своих возражений заявитель приводит следующие доводы: спорный объект на законных основаниях был изъят у МУЗ "Сернурская центральная районная больница" на основании заявления главного врача учреждения в казну муниципального образования "Сернурский муниципальный район" распоряжением учредителя N 11-1 от 23.01.2007 и по акту от 21.05.2007 N 79, которые недействительными не признаны; часть помещений спорного здания гаража (позиции 7 и 8) передана в аренду по договору от 30.06.2017 ИП Кузнецову В.В.; судом неправомерно отклонено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку настоящий иск не является негаторным.
От истца в материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых Министерство выразило несогласие с позицией ответчика, указало на законность и обоснованность принятого по делу решения, которое просило оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Комитета по управлению имуществом Сернурского района N 180 от 09.10.1997 "О передаче Сернурской центральной районной больницы в муниципальное учреждение "Сернурская центральная районная больница" составлен передаточный акт 17.11.1997, которым в оперативное управление муниципального учреждения "Сернурская центральная районная больница" передано имущество согласно инвентаризационной описи, включая гараж (т.1, л.д. 110, 147-150).
14.03.2007 в отношении гаража изготовлен технический паспорт (т.1, л.д. 106-109, т.2, л.д. 5-22, т.3, л.д. 33-51).
Постановлением администрации муниципального образования "Городское поселение Сернур" присвоен почтовый адрес объекту недвижимости (т.1, л.д. 103).
Муниципальное учреждение здравоохранения "Сернурская центральная районная больница" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 31.10.2002 (т.1, л.д. 58).
На основании передаточного акта от 17.11.1997 и выписки от 13.03.2007 из реестра муниципального имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.04.2007 зарегистрировано право оперативного управления МУЗ "Сернурская центральная районная больница" на гараж, инвентарный номер 88:248:002:000004650:0700:20007, литер Ж, этажность - 1, назначение - гаражное, общей площадью 442,5 кв.м, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Сернурский район, пгт. Сернур, ул. Советская, д.85ж (т.1, л.д. 91-111, 146).
Постановлением администрации Сернурского муниципального района N 311 от 28.06.2011 изменен тип муниципального учреждения здравоохранения "Сернурская центральная районная больница" на муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Сернурская центральная районная больница" (т.2, л.д. 102).
01.01.2012 вступила в силу статья 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, в соответствии с частью 12 которой здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закон определил, что имущество, используемое органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящееся в муниципальной собственности, подлежит передаче в срок до 01.01.2013 в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В связи с изложенным Собранием депутатов муниципального образования "Сернурский муниципальный район" 23.11.2011 принято решение N 149 "О передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сернурская центральная районная больница" в государственную собственность Республики Марий Эл", в соответствии с которым было решено внести предложение в Министерство о безвозмездной передаче из муниципальной в государственную собственность имущества указанного муниципального учреждения здравоохранения по перечню, указанному в приложениях N 1 и 2 (т. 2, л.д. 112-116).
При этом спорное здание гаража не было включено в указанные перечни, несмотря на то, что в соответствии с выпиской от 13.03.2007 было закреплено на праве оперативного управления за МУЗ "Сернурская центральная районная больница" и значилось в реестре муниципального имущества (т.1, л.д. 99-оборот).
Правительство Республики Марий Эл 23.12.2011 издало распоряжение N 797-р "О принятии муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Республики Марий Эл", в соответствии с которым приняты на безвозмездной основе в государственную собственность Республики Марий Эл как имущественные комплексы муниципальные учреждения здравоохранения согласно утвержденному перечню. Также этим актом на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложена обязанность по принятию имущества в собственность и на него возложены функции учредителя и собственника имущества учреждений здравоохранения.
В силу пункта 7 указанного распоряжения право государственной собственности Республики Марий Эл на учреждения возникло с 01.01.2012 (т.1, л.д. 24).
В утвержденном перечне муниципальных учреждений здравоохранения поименовано также и муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Сернурская центральная районная больница" (т.1, л.д. 25-27).
Передаточным актом от 28.12.2011, подписанным муниципалитетом и Министерством с участием МБУЗ "Сернурская центральная районная больница", учреждение как имущественный комплекс передано в собственность Республики Марий Эл (т.1, л.д. 28).
Распоряжением Министерства N 91 от 30.01.2012 ГБУ РМЭ "Сернурская центральная районная больница" включено в реестр государственного имущества Республики Марий Эл (т.1, л.д. 29-32).
Наряду с этим на основании передаточного акта от 17.11.1997, которым в оперативное управление муниципального учреждения "Сернурская центральная районная больница" передано имущество согласно инвентаризационной описи, в ЕГРП 13.10.2014 зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования "Сернурский муниципальный район" на спорный гараж (т.1, л.д. 142, т.3, л.д. 22).
Ссылаясь на то, что спорный объект в силу закона относится к федеральной собственности и в составе имущественного комплекса фактически был передан из муниципальной собственности в собственность субъекта Федерации, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22).
В силу пункта 2 статьи 300 ГК РФ при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
В силу прямого указания, содержащегося в части 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ и части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также распоряжения Правительства Республики Марий Эл 23.12.2011 N 797-р "О принятии муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Республики Марий Эл", МБУЗ "Сернурская центральная районная больница" как имущественный комплекс, используемый в целях охраны здоровья, перешло в государственную собственность Республики Марий Эл.
При этом по представленным в дело документам судом установлено, что в настоящее время в ЕГРН в качестве собственника спорного здания гаража указано муниципальное образование "Сернурский муниципальный район", тогда как обладателем права оперативного управления указано государственное учреждение - ГБУ РМЭ "Сернурская центральная районная больница" (т.1, л.д. 38-42, 137-141, т.2, л.д. 56-57, 117-118).
Более того, собственником и соответственно обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 12:10:1670119:513, на котором расположен спорный гараж, являются соответственно Республика Марий Эл и ГБУ РМЭ "Сернурская центральная районная больница" (т.1, л.д. 36-37, 132-134, 145, т.2, л.д. 58-59, 119-120, т.3, л.д. 10-12).
Ошибочное невключение спорного гаража в перечень подлежащего передаче в государственную собственность имущества, право оперативного управления на которое на момент передачи имущественного комплекса в государственную собственность субъекта Российской Федерации было зарегистрировано в ЕГРП за муниципальным учреждением и не было оспорено, не исключает возникновение у Республики Марий Эл права государственной собственности на спорное имущество. Возникновение титула собственника у Республики Марий Эл обусловлено моментом фактического принятия учреждения в государственную собственность как имущественного комплекса.
Более того, факт передачи из муниципальной в государственную собственность земельного участка, на котором расположен спорный гараж, с учетом принципа единства правовой судьбы земельного участка и объекта, расположенного на нем, также свидетельствует об ошибочности невключения спорного объекта в перечень передаваемого из муниципальной в федеральную собственность имущества.
При таких обстоятельствах заявленное Министерством в рамках настоящего спора требование удовлетворено судом первой инстанции на законных основаниях.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод ответчика о прекращении у МУЗ "Сернурская центральная районная больница" права оперативного управления на спорное имущество был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку распоряжение от 23.01.2007 N 11-1 "Об изъятии имущества" не соответствует положениям пункта 2 статьи 296, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, фактическая передача спорного гаража в казну муниципалитета не состоялась, гаражи не выбывали из владения и пользования учреждения, что подтверждено актом обследования гаражей и земельного участка, фотоматериалами и документами о несении учреждением бремени содержания имущества, а также пояснениями ответчика (т.1, л.д. 67-68, 69-79, т.3, л.д. 17, 119-154), более того, право оперативного управления учреждения в ЕГРП не прекращено.
Ошибочной также является позиция ответчика о виндикационном характере настоящего спора и необходимости в связи с этим применения срока исковой давности, о чем было заявлено в суде первой инстанции.
В ходе оценки представленных в дело документов судом было установлено, что здание гаража не выбывало из владения и пользования учреждения здравоохранения и в составе имущественного комплекса фактически было передано в собственность субъекта Федерации, следовательно, вывод суда о негаторном характере настоящего спора является верным и в статьи 208 ГК РФ оснований для применения срока исковой давности не имеется.
Иные аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.10.2018 по делу N А38-14277/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Сернурский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-14277/2017
Истец: РМЭ в лице Министерства государственного имущества РМЭ
Ответчик: Администрация МО Сернурский муниципальный район
Третье лицо: ГБУ РМЭ Сернурская центральная районная больница, Кузнецов Виктор Викторович, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РМЭ