г.Москва |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А40-181923/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Пронниковой Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "ТрейдХоум"
на решение (резолютивную часть) Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2018, принятое судьей Е.А.Вагановой (139-1979) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-181923/18
по заявлению ООО "ТрейдХоум"
к ИФНС России N 24 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТрейдХоум" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 24 по г.Москве (далее также - ответчик, налоговый орган, Инспекция) от 24.07.2018 N 772420180622053301 о назначении административного наказания в части штрафа, превышающего 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2018, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Заявление о составлении мотивированного решения лицами, участвующими в деле, не подавалось; мотивированное решение по настоящему делу не составлялось.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Инспекции. Указывает, что комплект документов по валютной операции был в полном объеме представлен в банк. Полагает, что действия Общества ошибочно квалифицированы Инспекцией по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, а не по части 6.2 этой же статьи. Ссылается также на наличие нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении.
ИФНС России N 24 по г.Москве в порядке статьи 262 АПК РФ направило в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Считает доказанным факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения. Процедуру привлечения Общества к ответственности полагает соблюденной.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.04.2017 между ООО "ТрейдХоум" и компанией "Техно Электрик Лимитед", КНР (далее также - нерезидент) заключено агентское соглашение N 05-TEL.
15.05.2017 в АКБ "РосЕвроБанк" оформлен паспорт сделки N 17056004/3137/0000/3/1 (далее также - ПС).
В рамках исполнения указанного соглашения Общество выполнило для нерезидента услуги на общую сумму 15 000 000 руб.
Основанием для составления в отношении ООО "ТрейдХоум" протокола от 19.07.2018 N 772420180622053301 об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, явилось несвоевременное предоставление Обществом справки о валютных операциях по факту поступления денежных средств по платежному поручению N 55 от 05.10.2017.
24.07.2018 Инспекцией вынесено постановление N 772420180622053301 о привлечении Общества к административной ответственности за совершенное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, налоговым органом также соблюдены.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "ТрейдХоум" к административной ответственности, предусмотренной ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.
Из материалов дела (л.д.11) усматривается, что 11.10.2017 Общество представило в уполномоченный банк подтверждающие документы по валютной операции (п/п N 55 от 05.10.2017).
В соответствии с требованиями п.3.8 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях должна была быть представлена Обществом в уполномоченный банк не позднее 26.10.2017.
Между тем в рассматриваемом случае означенная обязанность исполнена Обществом только 22.11.2017 (л.д.12), при этом указанная справка была возвращена Обществу уполномоченным банком по причине отсутствия подтверждающих документов на сумму платежа.
В дальнейшем справка о валютных операциях была представлена Обществом 24.05.2018 и принята банком без замечаний (л.д.20).
В силу подп.2 п.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 указанного Федерального закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
На момент возникновения спорных отношений, связанных с зачислением 05.10.2017 на расчетный счет общества денежных средств по внешнеторговому контракту, действовала Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее также - Инструкция N 138-И).
Пунктом 1.5 данной Инструкции было установлено, что формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах.
На основании п.3.6 Инструкции N 138-И при осуществлении валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, резидент представляет в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций.
При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций, представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации (п.3.8 Инструкции N 138-И).
Между тем 01.03.2018 Инструкция N 138-И утратила силу в связи с принятием Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее также - Инструкция N 181-И).
Указанной Инструкцией справка о валютных операциях в качестве формы учета по валютной операции не предусмотрена.
В соответствии с п.2.23 указанной Инструкции при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Таким образом, на дату составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о валютных операциях была исключена.
Согласно материалам дела документы, связанные с проведением спорной валютной операции, представлены Обществом в уполномоченный банк 11.10.2017 (л.д.11), то есть с соблюдением установленного срока.
Доказательств того, что представленные документы не соответствуют установленным требованиям Инспекцией не приведено (ч.4 ст.210 АПК РФ).
При этом Инспекцией в оспариваемом постановлении и протоколе об административном правонарушении в вину Обществу вменяется лишь предоставление с нарушением установленного срока справки о валютных операциях, но не документов, связанных со спорной валютной операцией.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ и разъяснениям, данным в п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку в рассматриваемом случае на момент составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления обязанность по представлению справки о валютных операциях отсутствовала (ввиду вступления в силу Инструкции N 181-И, которой не установлена обязанность по представлению справки), подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Таким образом, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы (резолютивную часть) от 12.10.2018, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-181923/18, отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России N 24 по г.Москве от 24.07.2018 N 772420180622053301 о назначении административного наказания.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181923/2018
Истец: ООО "ТРЕЙДХОУМ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60994/18