г. Москва |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А41-36071/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Рахманов И.Ш. по доверенности от 15.08.2018;
от ответчика - Красоткин А.В. по доверенности N 5 от 09.01.2019;
от 3-их лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Калининец" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2018 года по делу N А41-36071/18, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по иску ООО "Калининец" к Администрации Наро-Фоминского муниципального района МО, третьи лица: ООО "Старкт", администрация городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района в лице ликвидационной комиссии о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Калининец" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области с требованиями:
- расторгнуть договор N 1 от 27.05.2014 о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294, заключенный между ООО "Калининец" и Администрацией Наро-Фоминского городского округа;
- определить последствия расторжения договора N 1 от 27.05.2014 о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294;
- взыскать с администрации в пользу ООО "Калининец" 6090000 руб. цены права на заключение договора N 1 от 27.05.2014 о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294;
- взыскать с администрации в пользу ООО "Калининец" 4460012,00 руб. расходов понесенных в связи с неисполнением договора N 1 от 27.05.2014 о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294;
- взыскать с администрации в пользу ООО "Калининец" расходы по оплате государственной пошлине в размере 81750,00 рублей.
В качестве третьих лиц в деле приняли участие ООО "Старкт", администрация городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района в лице ликвидационной комиссии.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2018 года по делу N А41-36071/18 в удовлетворении исковых требований ООО "Калининец" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Калининец" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Калининец" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Администрации Наро-Фоминского муниципального района МО в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.08.2003 Администрацией г.п. Калининец Наро-Фоминского района был проведен аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294.
Предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Московской области от 06.09.2013 N 06/СЕ/7731 результаты аукциона были аннулированы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2014 по делу N А40-7178/14 предписание УФАС признано незаконным.
27 мая 2014 года между Администрацией гп Калининец и ООО "Старкт" (победителем аукциона) был заключен договор N 1 от 27.05.2014 о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294 (далее - договор), по условиям которого победитель аукциона обязался в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории в п. Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294 площадью 2,3 га, на которой находятся подлежащие сносу здания, строения и сооружения, а администрация гп Калининец обязалась создать необходимые условия для выполнения указанных обязательств.
К первоочередным обязательствам победителя аукциона относится подготовка (разработка и направление на утверждение) проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории (п. 2.1.1 договора).
Поскольку аукцион содержал ссылку на постановление администрации гп Калининец N 270 от 16.07.2013 "Об утверждении градостроительного регламента и расчетных показателей застроенной территории в п. Калининец в границах домов 261а, 292, 293, 294, подлежащей развитию", стороны договора при определении существенных условий должны руководствоваться Градостроительным регламентом и расчетными показателями, утвержденными указанным постановлением. Согласно градостроительному регламенту, площадь развиваемой территории - 2,3 га (земельные участки с КН 50:26:0140303:44, 50:26:0140303:24, 50:26:0140303:23 и 50:26:0140303:25). Требования к архитектурно-планировочным решениям и застройке: здания и сооружения расположить на земельных участках в границах развиваемой территории, при проектировании предусмотреть строительство нескольких многоэтажных жилых домов этажностью до 17 этажей с возможностью размещения на первых и вторых этажах нежилых помещений, с благоустройством территории и объектами инженерной инфраструктуры. Характеристика обременений: отселение жителей аварийных и ветхих домов с предоставлением жилья и сносом аварийного/ветхого жилья; снос объектов коммерческой недвижимости с компенсацией стоимости; выполнение строительства магистральных инженерных сетей и сооружений для подключения к сетям ресурсоснабжающих организаций.
Утвержденными расчетными показателями обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения установлено, что потребности населения развиваемой территории в таких объектах (детские сады, школы, поликлиники и др.) обеспечены за пределами развиваемой территории. Обязательства победителя аукциона по проектированию и/или созданию на развиваемой территории (или за ее пределами) объектов социального и коммунально-бытового назначения предусмотрены не были и в договоре не согласованы.
24.07.2014 был принят Закон Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", согласно которому Администрация гп Калининец была лишена возможности исполнять свои обязательства по договору.
В результате принятых нормативных актов, полномочия по утверждению документации по планировке территории были переданы Министерству строительного комплекса Московской области.
Необходимым условием для разработки проекта планировки территории стало являться наличие утвержденного генерального плана территории и правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки гп Калининец не утверждались, ПЗЗ Наро-Фоминского района утверждены только в декабре 2017 года.
В соответствии с договором, ООО "Старкт" обязалось подготовить проект планировки застроенной территории в срок до мая 2015 года, осуществить строительство или реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры и строительство на застроенной территории в срок до декабря 2016 года, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
04.12.2015 сторонами подписано дополнительное соглашение о продлении сроков реализации договора, соответственно, до сентября 2016 года и до сентября 2018 года.
08.12.2015 на заседании Градостроительного совета Московской области (Протокол N 46 от 0.12.2015) принято решение согласиться с разработкой проекта планировки в целях реализации договора, с показателями: общая площадь квартир 32457,2 кв. м, этажность - 17, кабинет врача общей практики 181 кв. м, площадь коммерческих помещений 273 кв. м, парковка 490 м/м.
В связи с необходимостью заключения сторонами соглашения о реализации инвестиционного проекта с обязательствами ООО "Старкт" участвовать также в финансировании строительства на земельном участке с КН 50:26:0210108:32 (за границами развиваемой территории), осуществить строительство пристройки на 156 мест к Петровской школе, передать в муниципальную собственность нежилые помещения площадью 208 кв. м для размещения администрации; формированием и предоставлением земельного участка для строительства парковки, ООО "Старкт" в предусмотренные договором сроки не имело возможности завершить разработку проекта планировки территории, несмотря на то, что приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
17.05.2017 ООО "Старкт" было реорганизовано путем выделения из него ООО "Калининец". 03.07.2017 между ООО "Калининец", ООО "Старкт" и Администрацией гп Калининец заключен договор уступки прав и перевода обязанностей по договору к ООО "Калининец".
В соответствии с Законом Московской области от 24.05.2017 N 77/2017-ОЗ в результате объединения территорий городских и сельских поселений Наро-Фоминского района образован Наро-Фоминский городской округ.
Таким образом, в настоящее время сторонами договора являются ООО "Калининец" и Администрация Наро-Фоминского городского округа.
Истец, проведя анализ возможности исполнения договора, сделал вывод, что в связи с существенным изменением правового регулирования градостроительной деятельности, невозможностью органа местного самоуправления исполнить свои обязательства по договору в части утверждения проекта планировки территории, нехваткой площади развиваемой территории для соответствия проекта планировки утвержденным показателям строительства, у общества отсутствует фактическая возможность исполнить обязательства по договору в установленные сроки - до сентября 2018 года.
Истец направил ответчику письмо с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон, однако получил отказ.
В связи с этим, истец обратился в арбитражный суд с иском расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. ст. 450, 451 ГК РФ), и о возмещении причиненных ему убытков в соответствии со ст. ст. 15, 393 ГК РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 46.2 ГрК РФ договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса.
Существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
2) цена права на заключение договора;
3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов;
4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки;
7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части;
10) срок договора;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ).
В договоре наряду с указанными в части 3 настоящей статьи существенными условиями могут быть предусмотрены иные существенные условия, в том числе:
1) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
2) указание видов объектов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части и подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность; условия и сроки такой передачи;
3) условия и объем участия органа местного самоуправления в развитии застроенной территории с указанием соответствующих сроков;
4) способы и размер обеспечения исполнения договора лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления;
5) обязательство органа местного самоуправления обеспечить в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа строительство и (или) реконструкцию за границами земельного участка или земельных участков, в отношении которых заключен договор, объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения подключения (технологического присоединения) на границах таких земельных участков к объектам коммунальной инфраструктуры, построенным на таких земельных участках; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (ч. 4 ст. 46.2 ГрК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 46.2 ГрК РФ приобретение прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд, лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
Согласно ч. 7 ст. 46.2 ГрК РФ при осуществлении оборота предоставленных в соответствии с частью 8 статьи 46.1 настоящего Кодекса и пунктом 9 части 3 настоящей статьи земельных участков к новым правообладателям переходят обязанности по выполнению требований, предусмотренных пунктом 6 части 3 настоящей статьи, а также иных требований, если они являются существенными условиями договора в соответствии с частью 4 настоящей статьи и определяют обязательства заключившего договор с органом местного самоуправления лица, подлежащие выполнению после предоставления указанных земельных участков.
Частями 8, 9, 10 ст. 46.2 ГрК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 6 части 3 настоящей статьи, и иных обязательств, если они являются существенными условиями договора и подлежат выполнению после предоставления земельных участков в соответствии с частью 8 статьи 46.1 настоящего Кодекса и пунктом 9 части 3 настоящей статьи, права на соответствующие земельные участки могут быть прекращены в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.
Орган местного самоуправления в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора в случае: 1) неисполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 3 и пунктом 4 части 4 настоящей статьи; 2) неисполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, или в соответствии с частью 7 настоящей статьи новыми правообладателями земельных участков обязательств, предусмотренных пунктом 6 части 3 настоящей статьи, а также пунктами 1 и 2 части 4 настоящей статьи, если такие обязательства предусмотрены договором; 3) в иных случаях, установленных федеральным законом или договором.
Лицо, заключившее договор с органом местного самоуправления, в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора в случае: 1) неисполнения органом местного самоуправления обязательств, предусмотренных пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи, а также пунктом 3 части 4 настоящей статьи, если такие обязательства предусмотрены договором; 2) в иных случаях, установленных федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 1 ст. 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с ч. 2 ст. 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Таким образом, расторжение судом заключенного между сторонами договора в связи с существенно изменившимися обстоятельствами является исключительной мерой, и бремя доказывания совокупности условий необходимых для его расторжения несет лицо, заявившее такое требование.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 8, 9, 65 АПК РФ).
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (ст. 64 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 27 мая 2014 года между Администрацией гп Калининец (администрация) и ООО "Старкт" (победитель аукциона) заключен договор N 1 (далее - договор) о развитии застроенной территории в п. Калинининец в границах домов 261а, 292, 293, 294 (л.д. 44 т. 1).
Предметом договора является деятельность сторон по развитию застроенной территории в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), площадью 2,3 га (схема границ приведена в приложении 1 к договору) (п. 1.1).
Основанием для заключения договора явились: решение Совета депутатов гп Калининец от 25.11.2010 N 8/16 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие застроенных территорий гп Калининец Наро-Фоминского района Московской области", Постановление Администрации гп Калининец от 16.07.2013 N 271 "О развитии застроенной территории в п. Калининец в границах домов 261а, 292, 293, 294"; постановление администрации от 16.07.2013 N 272 о проведении аукциона и протокол открытого аукциона на право заключить договор от 21.08.2013 N 3 (п. 1.2).
В соответствии с п. 2.1 договора, победитель аукциона обязался: подготовить (разработать и направить на утверждение) проект планировки застроенной территории; создать либо приобрести и передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам выселяемым из жилых помещений, подлежащих сносу и/или реконструкции на основании целевой программы и расположенных на застроенной территории; осуществить строительство и/или реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры предназначенной для обеспечения застроенной территории (перечень уточняется по соглашению сторон после выдачи технических условий); осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с п. 2.3 договора, администрация приняла на себя обязательства утвердить проект планировки территории; предоставить победителю аукциона без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории соответствующие земельные участки.
Согласно п. 4.3 договора, изменения договора, оформленные дополнительными соглашениями, могут относиться к: составу, объему и характеру работ, срокам выполнения работ, стоимости работ, переуступки прав на земельные участки, иным положениям и условиями выполнения договора.
Пунктом 4.4 установлены основания для досрочного прекращения договора: по соглашению сторон, администрацией в одностороннем порядке в случае неисполнения победителем аукциона обязательств, в иных случаях установленных законом или договором; победителем аукциона в случае неисполнения администрацией обязательств предусмотренных пунктами 2.3.1 - 2.3.3 договора, в иных случаях установленных законом или договором.
04 декабря 2015 года администрацией и ООО "Старкт" подписано дополнительное соглашение к договору, в котором продлены сроки исполнения договора в части подготовки и представления на утверждение проекта планировки территории - до сентября 2016 года (п. 2.1.1 договора), и сроки на создание и передачу в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам выселяемым из домов подлежащих сносу - до августа 2018 года (л.д. 52 т. 1).
03 июля 2017 года администрацией, ООО "Старкт" и ООО "Калининец" заключен договор уступки прав и перевода обязанностей по договору о развитии застроенной территории (л.д. 55 т. 1).
ООО "Калининец", правопреемник ООО "Старкт" по договору о развитии застроенной территории, установил, что в установленные договором (с учетом допсоглашения) сроки не может выполнить обязательства, срок для утверждения проекта планировки пропущен, срок для строительства и передачи жилых помещений в муниципальную собственность истекает в августе 2018 года, и пришел к выводу о необходимости расторгнуть договор.
Истец, заявивший требование о расторжении договора о развитии застроенной территории на основании существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), должен доказать наличие этих существенных изменений, а именно, одновременного наличия условий, перечисленных в части 2 указанной статьи.
Основными доводами истца о существенном изменении обстоятельств являются: смена уполномоченного органа по утверждению документации по планировке территории; изменение правового регулирования градостроительной деятельности; отсутствие фактической возможности исполнить договор в предусмотренные договором сроки; изменение основных показателей договора в части социального строительства (ДОУ) на дополнительном земельном участке; не предоставление земельного участка под автостоянку.
Между тем, указанные истцом обстоятельства не входят в понятие "существенного изменения обстоятельств" в том смысле, который ему придается статьей 451 ГК РФ.
Так, изменение действующего законодательства не является существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ч. 2 ст. 422 ГК РФ).
Таким образом, законодательство не предусматривает расторжения договора в случае изменения законодательных норм.
Смена уполномоченного лица по утверждению проектов планировки территории не относится к существенным изменениям обстоятельств, а требование о подготовке и представлении на утверждение проекта планировки территории содержится в законе и в договоре.
Доказательств того, что истцу вменяются дополнительные обязательства, в материалы дела не представлено.
Истец ссылается на выписку из протокола N 46 заседания Градостроительного совета Московской области от 08.12.2015, на котором приняты решения: принять к сведению положительное мнение Главы Наро-Фоминского района от 18.08.2015 N 786/15 и информацию Главы гп Калининец о том, что ООО "Старкт" готово участвовать в финансировании строительства ДОУ на земельном участке с КН 50:26:0210108:32 в размере 44800000 руб.; осуществить строительство пристройки на 156 мест к Петровской школе; осуществить выборочный ремонт помещений школы требующих обновления; передать в муниципальную собственность нежилые помещения площадью 208 кв. м для размещения администрации. В рамках договора о развитии застроенной территории ООО "Старкт" обязуется передать в муниципальную собственность жилые помещения площадью 975 кв. м с целью переселения граждан из ветхого жилого фонда (п. 1.3). Согласиться с разработкой проекта планировки территории в рамках реализации договора со следующими показателями: общая площадь квартир 32457,2 кв. м, этажность 17 эт., кабинет врача общей практики 181 кв. м парковка 490 кв. м площадь коммерческих помещений 273 кв. м (п. 2). Рекомендовать администрации гп Калининец заключить и представить в Минстрой соглашение о реализации инвестиционного проекта (л.д. 54 т. 1).
Между тем, указанная выписка не вменяет истцу дополнительных обязательств по договору, в ней указано о принятии к сведению представленной на заседание информации. Какого-либо дополнительного соглашения относительно реализации решений, принятых на Градостроительном совете и не обозначенном в договоре, между сторонами не заключено.
В данной выписке конкретизирована площадь жилых помещений, которые ООО "Старкт" обязалось передать в муниципальную собственность для расселения граждан в рамках договора, дано согласие на разработку проекта планировки территории с указанием показателей общей площади квартир, этажности, площади коммерческих помещений, т.е. фактически уточняются условия договора в данной части.
Строительство на новой территории, не обозначенной в договоре (земельный участок с КН 50:26:0210108:32) и участие в финансировании этого строительства (пункты 1.1, 1.2 выписки из протокола), не оформлены в виде обязательств общества, а содержатся в выписке как "принятые к сведению", кроме этого, указано, что само общество согласилось участвовать в данных мероприятиях.
Каких-либо новых обязанностей, по сравнению с договором, на общество не возложено.
В соответствии с Градостроительным регламентом застроенной территории, утвержденным постановлением Администрации гп Калининец от 16.07.2013 N 270, характеристика требований к застроенной территории: основные виды "многоэтажное жилищное строительство", вспомогательные виды "Строительство и размещение объектов социально-бытового обслуживания населения, строительство и размещение торгово-офисных зданий, строительство и размещение объектов транспортной инфраструктуры и автомобильных парковок"; рекомендуемые размеры площади земельного участка: определить проектом согласно действующим нормам и правилам; рекомендуемое количество этажей: минимальное 1, максимальное 17; требования к архитектурно-планировочным решениям и застройке: здания и сооружения разместить на земельных участках в границах территории подлежащей развитию; красные линии и линии застройки принять в соответствии с проектом планировки территории; съезды и примыкания выполнить с учетом требований дорожных организаций; при проектировании предусмотреть современное многоэтажное комплексное освоение территории с несколькими жилыми домами, благоустройством территории, объектами инженерной инфраструктуры, возможностью размещения на первых и вторых этажах нежилых помещений для организаций торговли, культуры и социально-бытового обслуживания населения; характеристика обременений: отселение жителей из аварийного и ветхого жилого фонда расположенного в границах территории развития с предоставлением жилых помещений согласно законодательству РФ, выполнение сноса объектов коммерческой недвижимости с компенсацией их стоимости собственникам объектов, выполнение строительства магистральных инженерных сетей и сооружений.
Приложением 2 к постановлению N 270 утверждены расчетные показатели обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения (детский сад, школа, поликлиника и т.д.).
Приложением 2 к постановлению Администрации гпКалининец определен перечень зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу и реконструкции: МКЖД NN 261а, 292, 293 и 294; определены границы подлежащей развитию застроенной территории площадью 2,3 га.
Согласно аукционной документации (Постановление Администрации гп Калининец от 16.07.2013 N 272), договору о развитии застроенной территории, существенными условиями договора являются: местоположение и площадь: п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293 и 294; на данной территории находятся здания строения сооружения подлежащие сносу: указанные дома, иные здания строения сооружения, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не будут соответствовать градостроительному регламенту. На победителя аукциона возлагается обязанность подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания, в соответствии с градостроительным регламентом и нормативами градостроительного проектирования в границах элемента планировочной структуры.
Сроки для представления градостроительной документации установлены в договоре - май 2015 года, затем продлены до сентября 2016 года.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства
2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Таким образом, основные показатели строительства по договору о развитии застроенной территории подлежат установлению в Проекте планировки территории, с учетом утвержденной градостроительной документации: Генеральным планом развития Московской области, утвержденной Схемой территориального планирования Московской области, утвержденной Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, разработанного проекта схемы территориального планирования Наро-Фоминского района, проекта Генерального плана гп Калининец, Градостроительным регламентом гп Калининец.
По состоянию на дату заседания комиссии Градостроительного совета - декабрь 2015 года - проект планировки территории не подготовлен и на утверждение не представлен. По состоянию на сентябрь 2016 года указанных обязательств также не выполнено.
Доказательств того, что строительство каких-либо объектов определено за пределами застроенной территории в рамках договора, истцом не представлено.
Строительство парковки было предусмотрено договором. Первоначально участок под парковку планировался в рамках застроенной территории предусмотренной договором. После исключения этого участка из границ территории комплексного устойчивого развития п.Калининец, по обращению ООО "Старкт" администрацией была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории постановлением от 14.09.2016 N 1986 (л.д. 60 т. 1). За постановкой участка на кадастровый учет, заключением договора аренды указанного земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, истец не обращался, доказательств об обратном не представлено. Доказательств того, что ответчик препятствовал истцу в получении испрашиваемого земельного участка, истцом также не представлено. Судом установлено, что 15.03.2016, 24.03.2016, 18.07.2016 общество обращалось в администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка на торгах. 14.09.2016 администрация вынесла постановление N 1986 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 16376 кв. м на кадастровом плане территории, установлении вида разрешенного использования и отнесении его к категории земель. 19.12.2017 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, просило провести аукцион на право заключения договора аренды, указав в заявлении, что испрашиваемый участок исключен из границ территории комплексного развития гп Калининец предусмотренной договором. 13.04.2017 администрацией издано постановление N 894 о проведении аукциона (на основании заявления общества), однако аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, в том числе от заявителя ООО "Калининец" (ООО "Старкт"). Других обращений от общества в отношении указанного земельного участка не поступало.
Предъявление истцом настоящего иска обусловлено нарушением самим истцом условий договора, в том числе сроков выполнения взятых на себя обязательств, и является, по существу, злоупотреблением правом со стороны истца (ст. 10 ГК РФ), выразившимся в невыполнении и нежелании выполнять обязательства.
Истцом не доказано наличие оснований для расторжения договора о развитии застроенной территории в порядке, предусмотренном ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств, а также в связи с нарушением обязательств контрагентом по договору.
Напротив, из материалов дела усматривается, что ответчиком учитываются доводы и мнение победителя аукциона, сложившаяся ситуация, в том числе вносятся изменения в договор о продлении сроков выполнения обязательств, конкретизируются показатели договора с учетом согласия победителя аукциона, сформирован и предложен к оформлению прав земельный участок под парковку.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 451 ГК РФ в случае, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях, допускается по решению суда и в исключительных случаях изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Договор о развитии застроенной территории заключен в интересах жителей указанной территории, и его расторжение будет противоречить общественным интересам. Кроме того, согласно пояснениям истца, им понесены затраты на его исполнение, а расторжение договора приведет к значительным убыткам. Доказательств того, что спор между сторонами не может быть урегулирован посредством изменения условий договора, истцом не представлено.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ч. 1 ст. 393 ГК РФ).
Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (ч. 5 ст. 453 ГК РФ).
На настоящее время спорный договор не расторгнут и не изменен (за исключением продления сроков), доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком договора истец не представил (ч. 1 ст. 65, ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Таким образом, оснований для взыскания с администрации убытков в виде 6090000 руб. цены права на заключение договора N 1 от 27.05.2014 о развитии застроенной территории в п.Калининец, в границах домов 261а, 292, 293, 294, и 4460012,00 руб. расходов понесенных в связи с неисполнением договора администрацией, затраченных застройщиком на исполнение договора - не имеется.
Кроме того, истцом не подтвержден размер расходов на выполнение договора. Так, представлены договоры на выполнение работ, заключенные между истцом и подрядными организациями (исполнителями), однако допустимых и относимых (надлежащих) доказательств наличия результатов работ (проектная документация, документы территориального планирования и т.д.) составленных в соответствии с указанными договорами, не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2018 года по делу N А41-36071/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.