г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А43-25100/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Устиновой Н.В., Александровой О.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весенние инвестиции" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2018 по делу N А43-25100/2018, принятое судьей Требинской И.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весенние инвестиции" (ОГРН 1035205405201, ИНН 5260065200) к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (ОГРН 1155260014623, ИНН 5260417980) о признании незаконным отказа в перерасчете арендной платы, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил,
общество с ограниченной ответственностью "Весенние инвестиции" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, далее - Министерство) в перерасчете арендной платы на земельный участок с кадастровым номером 52:18:060031:0048 с 03.03.2017 по методике, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 N 247 "Об утверждении Методики расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 247), а также обязании Министерства произвести соответствующий перерасчет.
Решением от 19.10.2018 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, неприменение с 03.03.2017 при расчете арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 52:18:060031:0048 методики, утвержденной Постановлением N 247, нарушает права и законные интересы Общества, ведет к уплате арендных платежей в завышенном размере. При этом заявитель оспаривает вывод суда о том, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 52:18:060031:0048 не является регулируемой.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возразило против доводов заявителя, просило решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.05.1997 между администрацией г. Нижнего Новгорода (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка площадью 2564 кв.м, кадастровый номер 52:18:06:031:017, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Театральная площадь, д.1.
По акту приема-передачи от 22.05.1997 земельный участок передан истцу в пользование (л.д.17, оборот).
Дополнительным соглашением от 22.12.2010 в названный договор внесены следующие изменения:
арендодатель по названному договору изменен на Министерство;
земельный участок определен как участок с кадастровым номером 52:18:06 00 31:0048, расположенный по адресу: г. Н.Новгород, пл. Театральная, д. 1 и ул. Пожарского, 12, площадью 4054 кв.м;
целевое использование участка установлено для строительства первой и второй очередей и дальнейшей эксплуатации гостиницы (пункт 1.3);
в соответствии с пунктом 4.1 договора годовая арендная плата за участок начисляется согласно приложению N 3;
в силу пункта 4.4 договора размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке не чаще 1 раза в год, за исключением случаев: изменения арендатором вида разрешенного использования на иной вид; использования арендатором участка с целью, не соответствующей цели использования участка.
Уведомлением от 07.12.2016 арендодатель извещал арендатора об изменении размера арендной платы с 01.01.2017 до 22 438 руб. 89 коп. в месяц исходя из направления деятельности "Строительство".
В связи с завершением строительства объекта и регистрации права собственности Общества на гостиницу разрешенное использование участка изменилось на "гостиничное хозяйство" и размер арендной платы в месяц составил 126 092 руб. 91 коп. в 2017 году и 131 119 руб. 87 коп. в 2018 году.
Расчет размера арендной платы производился Министерством на основании постановления Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области", в соответствии с которым размер кадастровой стоимости земельного участка не учитывался при расчете размера арендной платы.
Постановлением N 247 утверждена новая методика расчета арендной платы, согласно которой при расчете арендной платы стала учитываться кадастровая стоимость земельного участка, и определены значения коэффициента вида разрешенного использования земель (Кври), в связи с чем Общество 25.01.2018 обратилось в Министерство с просьбой рассмотреть вопрос о подготовке дополнительного соглашения к договору аренды N 930/1 от 22.05.1997 о применении с 03.03.2017 при расчете арендной платы Постановления N 247.
Письмом от 05.04.2018 Министерство сообщило, что в соответствии с подпунктом 2 статьи 3.1 Постановления N 247 по договорам аренды земельных участков, заключенным до дня вступления в силу указанного постановления, необходимо осуществлять перерасчет арендной платы в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением N 247, по обращениям арендаторов с момента соответствующего обращения, то есть в данном случае - с 25.01.2018.
Полагая, что Министерство неправомерно уклоняется от осуществления перерасчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 52:18:060031:0048 с 03.03.2017 (дата ввода в эксплуатацию гостиницы), ООО "Весенние инвестиции" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из следующего.
Согласно абзацу пятому пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. К договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Поскольку договор аренды от 22.05.1997, на основании которого Общество осуществляет пользование земельным участком с кадастровым номером 52:18:060031:0048, заключен до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, а его условиями стороны безусловно не связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что арендная плата по нему не является регулируемой.
Также судом установлено, что в соответствии с первоначальной редакцией Постановления N 247 (согласно пункту 3) утвержденные им Методика и значения коэффициента вида разрешенного использования земель (Кври) применяются при расчете арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных на территории городского округа город Нижний Новгород, находящихся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, заключенным после 1 июня 2016 г., арендная плата по договорам аренды земельных участков, заключенным до 1 июня 2016 г., исчисляется в соответствии с Постановлением N 1.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 9-АПГ17-25 пункт 3 Постановления N 247 признан недействующим.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 16.03.2018 N 167 в Постановление N 247 введен пункт 3.1, которым предусмотрено, что осуществлять расчет арендной платы в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим постановлением, необходимо по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков; а также по договорам аренды земельных участков, заключенным до дня вступления в силу настоящего постановления, осуществлять перерасчет арендной платы в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим постановлением, по обращениям арендаторов с момента соответствующего обращения.
Руководствуясь указанным положением, которое в установленном порядке никем не оспорено, и учитывая факт обращения Общества в Министерство с заявлением о перерасчете арендной платы 25.01.2018, суд первой инстанции справедливо констатировал правомерность действий арендодателя по перерасчету арендной платы в соответствии с Постановлением N 247 с 25.01.2018, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований не имеется.
По результатам проверки доводов апелляционной жалобы и повторного рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для иных выводов.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2018 по делу N А43-25100/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весенние инвестиции" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25100/2018
Истец: ООО "Весенние инвестиции", ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПОСЛОВА О.В.
Ответчик: Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области