Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф01-1372/19 настоящее постановление оставлено без изменения
25 января 2019 г. |
Дело N А79-7201/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен 25.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и общества с ограниченной ответственностью "АККонд-торг" (ОГРН 1052128139997, ИИН 2129064075) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.2018 по делу N А79-7201/2018,
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30.05.2018 N 05-04/3649,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "АККонд-торг", индивидуального предпринимателя Петровой Екатерины Геннадьевны, Чебоксарского городского Собрания депутатов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Министерство) объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 (извещение N 061017/17905512/01).
Согласно протоколу заседания единой комиссии по проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды и безвозмездного пользования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, от 08.11.2017 по лоту N 1 (право на заключение договора аренды земельного участка площадью 18 кв.м с кадастровым номером 21:01:020501:30) к участию в открытом аукционе было допущено пять участников, в том числе индивидуальный предприниматель Петрова Екатерина Геннадьевна (далее - ИП Петрова Е.Г.).
Согласно протоколу об итогах аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, от 09.11.2017 победителем аукциона по лоту N 1 признана ИП Петрова Е.Г., предложившая арендную плату в размере 168 277 руб.
По результатам аукциона между Министерством (арендодатель) и ИП Петровой Е.Г. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики от 11.12.2017 N 1359, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 18 кв.м с кадастровым номером 21:01:020501:30, местонахождение участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 6, вид разрешенного использования - для эксплуатации торгового киоска.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) 11.05.2018 поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "АККонд-торг" (далее - ООО "АККонд-торг") о нарушении Министерством антимонопольного законодательства при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30.
Рассмотрев данное обращение, Управление вынесло предупреждение от 30.05.2018 N 05-04/3649 в связи с наличием в действиях Министерства признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выраженных в бездействии по принятию мер в связи с невыполнением договорных обязательств и условий аукциона победителем аукциона по лоту N 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 ИП Петровой Е.Г., которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.
Указанным предупреждением на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Министерству рекомендовано прекратить установленные признаки нарушения в срок до 28.06.2018 путем надлежащего исполнения договорных обязательств победителем конкурса ИП Петровой Е.Г., а именно: использованием земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30 в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной Собранием депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 N 1205, действовавшей на момент проведения аукциона и заключения договора, то есть со специализацией торгового объекта -непродовольственные товары (печатная продукция).
Не согласившись с названным предупреждением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "АККонд-торг", ИП Петрова Е.Г., Чебоксарское городское Собрание депутатов.
Решением от 26.10.2018 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требование Министерства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и ООО "АККонд-торг" обратились в суд с апелляционными жалобами.
Управление в апелляционной жалобе настаивает на том, что в настоящем деле ограничение конкуренции выразилось в ущемлении прав и интересов других участников конкурса по лоту N 1 на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020501:30, которые претендовали на победу в аукционе на условиях, объявленных Министерством. Антимонопольный орган считает, что предоставление возможности аренды земельного участка хозяйствующему субъекту, который не выполняет конкурсные условия, создает незаконное преимущество.
ООО "АККонд-торг" в апелляционной жалобе указало на то, что фактически схема размещения нестационарных торговых объектов является неотъемлемой частью конкурсной документации при проведении аукциона. Изменение вида использования имущества для победителя аукциона после его завершения является попыткой предоставить победителю преимущество путем отсечения конкурентов.
ООО "АККонд-торг" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Министерство в отзыве на апелляционные жалобы просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
ИП Петрова Е.Г. и Чебоксарское городское Собрание депутатов отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции: выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного Закона, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
В части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается в том числе в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона.
Согласно частям 4, 5 и 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что согласно извещению о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, от 02.10.2017, утвержденного распоряжением Минюста Чувашии от 02.10.2017 N 979-р, лот N 1 представляет право на заключение договора аренды земельного участка площадью 18 кв.м с кадастровым номером 21:01:020501:30, местонахождение участка: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилое здание. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 6, вид разрешенного использования - для эксплуатации торгового киоска; с критерием: начальная цена годового размера арендной платы за земельный участок 31 126 руб., без учета НДС; с условиями: цель использования - для эксплуатации торгового киоска; срок аренды - 5 лет.
Аналогичная информация продублирована в печатном издании газеты "Чебоксарские новости" от 05.10.2017 N 110 (5523) и на официальном сайте Минюста Чувашии.
Указанные в извещении положения включены и в предмет договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики от 11.12.2017 N 1359.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.11.2013 N 1205 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары.
Согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона и заключения договора, в строке 2.6.3 нестационарный торговый объект (киоск) в районе д. 6 по ул. Гагарина площадью 18 кв.м учтен под специализацией торгового объекта как "непродовольственные товары (печатная продукция)".
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 01.03.2018 N 1098 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 N 1205" внесены изменения в сроку 2.6.3 в столбце 7 на "продовольственные и непродовольственные товары".
Как установил суд первой инстанции по результатам анализа аукционной документации, извещением о проведении аукциона определено, что целью использования земельного участка являлась "эксплуатация торгового киоска". Указанное извещение не содержит ссылок на Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП Петровой Е.Г. одним из видов деятельности указанного предпринимателя является торговля розничными книгами в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.61).
Доказательств того обстоятельства, что за период с даты заключения договора (11.12.2017) и до внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (01.03.2018) ИП Петрова Е.Г. не осуществляла предпринимательскую деятельность по специализации торгового объекта "непродовольственные товары (печатная продукция)", материалы дела и сообщение ООО "АККонд-торг" не содержат.
После внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов ИП Петровой Е.Г. установлен торговый киоск под мини-пекарню для реализации мучных изделий. Данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении арендатором условий договора от 11.12.2017 N 1359 и использовании земельного участка ИП Петровой Е.Г. не по назначению в соответствии с видом и специализацией разрешенного использования.
Ссылка ООО "АККонд-торг" на то, что инициатором внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары выступало само Министерство, не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из письменных пояснений антимонопольного органа (т.1 л.д.51-56), с соответствующей просьбой Министерство обратилось в администрации г.Чебоксары после несостоявшегося в январе 2017 года первого аукциона на право заключения договора аренды спорного объекта. Из материалов дела не следует, что данные действия Министерства привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах предупреждение выдано Управлением Министерству без достаточных к тому оснований.
Кроме того, Управление, вынося оспариваемое предупреждение, рекомендует использовать земельный участок в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, действовавшей на момент проведения аукциона и заключения договора, то есть со специализацией торгового объекта - непродовольственные товары (печатная продукция).
При этом данная рекомендация является неисполнимой, поскольку к моменту вынесения оспариваемого предупреждения решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 01.03.2018 N 1098 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21.11.2013 N 1205" внесены изменения в сроку 2.6.3 в столбце 7 на "продовольственные и непродовольственные товары".
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях Министерства признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в этой связи у антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи Министерству оспариваемого предупреждения.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Министерством требование.
Доводы апелляционных жалоб признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, противоречащими установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 26.11.2018 N 5958 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату ООО "АККонд-торг" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.2018 по делу N А79-7201/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и общества с ограниченной ответственностью "АККонд-торг" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АККонд-торг" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.11.2018 N 5958.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7201/2018
Истец: Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики - Чувашии
Третье лицо: ИП Петрова Е.Г., ООО "АККонд-торг", Чебоксарское городское Собрание депутатов