г. Москва |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А40-184525/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2018, принятое судьей Иканиным Д.В. в порядке упрощенного производства по делу N А40-184525/18, по исковому заявлению ООО "АРКОН-ПРО"
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРКОН-ПРО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании убытков в размере 89 580 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2018 по делу N А40-184525/18, взыскано с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АРКОН-ПРО" убытки в размере 89 580 руб. 00 коп., расходы на оплату юридических услуг в сумме 10 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 583 руб. 00 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить.
По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2018 на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 01.11.2013 г. между ОАО "Российские железные дороги" - Перевозчиком и ООО "АРКОН - ПРО" -Контрагентом заключен Договор N 2/145 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "АРКОН - ПРО" по станции Донская Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". В соответствии с которым производится подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего ООО "АРКОН - ПРО", примыкающего к пути необщего пользования ФБУ "Администрация "Волго - Дон", станции Донская, через стрелку N 2, локомотивом Перевозчика.
В соответствии с условиями договора, ОАО "РЖД" производит подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ООО "АРКОН - ПРО", примыкающего к пути необщего пользования "Администрация "Волго-Дон", станция "Донская", через Стрелку N 2 локомотивом ОАО "РЖД".
30.12.2015 г. между ООО "АРКОН - ПРО" и ПАО АНК "Башнефть" заключен договор хранения N БНФ/Х/56/5867/15НПР, по условиям которого ООО "АРКОН-ПРО" оказывает ПАО АНК "Башнефть" услуги по приему, хранению и передаче с хранения нефтепродуктов. В указанные услуги входят: услуги по приему нефтепродуктов из железнодорожных вагонов - цистерн, охране, сливу, хранению, учету, последующем отпуске, подаче - уборке, возврату порожних вагонов - цистерн, пломбировке, а также иные услуги, связанные с исполнением обязательств по Договору.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2017 г. по делу N А53-4185/2017 с ООО "АРКОН - ПРО" в пользу ПАО "АНК "Башнефть" взыскано 717 505.00 рублей - в возмещение расходов, связанных с сверхнормативным простоем вагонов.
Платежным поручением от 25.09.2017 г. 23.10.2017, 22.11.2017 ПАО "АНК "Башнефть" перечислены денежные средства.
В соответствии с памятками приемосдатчика на уборку вагонов, уведомлениями о завершении грузовых операций, уведомления о завершении грузовых операций спорных вагонов поступали в адрес ОАО "РЖД" своевременно.
Согласно Актам общей формы причинами простоя вагонов явилось отсутствие локомотивов.
В соответствии с п. 11 Договора, заключенного между ОАО "Российские железные дороги" - Перевозчиком и ООО "АРКОН - ПРО" N 2/145 от 01.11.2013 г., о готовности вагонов к уборке, ответственное лицо Контрагента передает уведомление дежурному по станции, а также письменное уведомление не позднее чем через 60 минут с момента уведомления телефонограммой.
В соответствии с п. 12 Договора, готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки Перевозчиком, по графику работы маневрового локомотива.
20.06.2018 г. в адрес ОАО "РЖД" была направлена претензия на сумму 89 580 руб. по факту простоев, вагонов. Ответа на претензию не поступило.
Факт задержки уборки вагонов подтверждается представленными уведомлениями о завершении грузовой операции и передаче вагонов на выставочный путь, ведомостями подачи и уборки вагонов, актами общей формы.
Денежные средства, взысканные с ООО "АРКОН - ПРО" в размере 89 580,00 рублей подлежат взысканию с ОАО "РЖД".
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно вынес оспариваемое решение.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционной коллегией, поскольку противоречат материалам дела.
Согласно железнодорожным накладным, на станцию Приволжской железной дороги Донская, указанные вагоны - цистерны прибыли под разгрузку своевременно, однако задержка цистерн на станции назначения произошла в связи с отсутствием локомотива.
В соответствии с памятками приемосдатчика на уборку вагонов, уведомлениями о завершении грузовых операций, уведомления о завершении грузовых операций спорных вагонов поступали в адрес ОАО "РЖД" своевременно.
20.06.2018 г. в адрес ОАО "РЖД" была направлена претензия на сумму 89 580 руб. по факту простоев, вагонов. Ответа на претензию не поступило.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", вносимая в соответствии со статьей 39 Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26.
Согласно п. п. 4.3 и 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43, урегулирован порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных УЖТ, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Каждый случай нарушения сроков уборки вагонов подтверждается ведомостями подачи-уборки вагонов, сдаточными листами и натурными листами, оформленными между контрагентами.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Факт задержки уборки вагонов подтверждается представленными уведомлениями о завершении грузовой операции и передаче вагонов на выставочный путь, ведомостями подачи и уборки вагонов, актами общей формы.
Довод ответчика об отсутствии срока оборота вагонов в договорах истца с ПАО "Башнефть" противоречит выводам решения Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2017 г. по делу N А53-4185/2017 согласо которому в данных договорах установлен 2-ух суточный срок.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2018 по делу N А40-184525/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184525/2018
Истец: ООО "АРКОН-ПРО"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"