Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2019 г. N Ф01-1721/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А11-2350/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2019.
Полный текст постановления изготовлен 23.01.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Долговой Ж.А., Волгиной О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большаковой Т.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Технопарк "Вольгинский" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.10.2018 по делу N А11-2350/2018,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", г. Владимир (ОГРН 1023301456903 ИНН 3328415442) к обществу с ограниченной ответственностью Технопарк "Вольгинский", Владимирская область, Петушинский район, пгт. Вольгинский (ОГРН 1103316001161 ИНН 3321029448), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, о взыскании 4 316 433 руб. 64 коп.,
при участии в заседании суда:
от истца - Запрудский В.С. по доверенности от 29.12.2018 N 685 (сроком до 31.12.2019),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Владимир") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Технопарк "Вольгинский" (далее - ООО Технопарк "Вольгинский") о взыскании 4 316 433 руб. 64 коп. задолженности за поставленный природный газ, оказанные услуги по транспортировке природного газа и снабженческо-сбытовые услуги в ноябре 2017 года по договору поставки газа от 16.11.2015 N 01-12/1515-16.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление).
Решением от 02.10.2018 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО Технопарк "Вольгинский" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец незаконно произвел расчет за потребленный газ в ноябре 2017 года с применением повышающего коэффициента 1,5 на весь объем фактического отбора газа, а не на объем перерасхода отобранного газа сверх суточной нормы.
По мнению ответчика, он относится к коммунально-бытовым потребителям, следовательно, положения пункта 17 Правил N 162 в части повышающих коэффициентов за перерасход газа не применимы.
Ответчик считает, что ограничение поставки газа является для него недопустимым, может привести к тяжелым социальным последствиям и создать угрозу жизни и здоровья для населения.
Истец в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, между истцом (поставщиком) и ответчиком (покупателем) заключен договор поставки газа от 16.11.2015 N 01-12/1515-16, в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять с 01.01.2016 по 31.12.2016, а покупатель получать (отбирать) в согласованных объемах и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбезиненный.
Пунктом 2.1.1 договора определены месячный договорной объем, квартальный и годовой объемы поставки газа в совокупности по всем объектам покупателя; объем поставки газа по каждому объекту покупателя указан в приложении N 1 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет поставляемого газа производится поставщиком и оформляется актом принятого-поданного газа по итогам отчётного месяца.
В силу пункта 5.5.1 договора покупатель производит оплату газа, услуг по его транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, на расчётный счет поставщика в следующем порядке:
- платеж в размере 35 % от стоимости планируемой месячной поставки газа - в срок до 18-го числа месяца поставки газа;
- платеж в размере 50 % от стоимости планируемой месячной поставки газа - в срок до последнего числа месяца поставки газа;
- окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25-го числа, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.2 договора на основании товарной накладной на отпуск газа конденсата по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведёнными платежами.
Обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика (пункт
5.5.3 договора).
Договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. В случае, если не позднее чем за 20 дней до окончания срока исполнения обязательств по поставке (отбору) газа, указанного в пункте 8.1 договора, ни одна из сторон не заявит в письменном виде другой стороне о своём намерении прекратить действие договора, договор считается пролонгированным на один год; количество пролонгаций не ограничено (пункты 8.1, 8.2 договора).
Во исполнение условий рассматриваемого договора истец в ноябре 2017 года поставил ответчику природный газ, оказал услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги на сумму 4 316 433 руб. 64 коп., что подтверждается актом о количестве принятого-поданного газа от 30.11.2017, и предъявил к оплате счет-фактуру от 30.11.2018 N 1004788/11/1, которая ответчиком не оплачена.
Истец направил ответчику претензию от 11.01.2018 N СБ-01/46 об оплате задолженности в сумме 4 316 433 руб. 64 коп. за ноябрь 2017 года, которая осталась без ответа и удовлетворения.
Неоплата ответчиком задолженности послужила истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара (пункт 3 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В связи с ненадлежащим исполнением со стороны ООО Технопарк "Вольгинский" обязательств по оплате поставляемого газа и услуг по его транспортировке, допущенным более 3 раз в течение 12 месяцев, в связи с наличием просроченной задолженности, истцом ООО Технопарк "Вольгинский" направлено уведомление от 08.08.2017 N СБ-01/3239 об ограничении поставки газа (получено 09.08.2017), в котором указано, что неисполнение обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке в срок, допущенное 3 и более раза в течение 12 месяцев, является основанием для введения ограничения подачи (поставки) газа с 30.08.2017. Указанным уведомлением объем поставки газа был установлен 0 тыс.м куб/сутки.
Согласно акту от 30.08.2017 истцом зафиксирован факт недопуска его работников к потребителю ООО Технопарк "Вольгинский" для проведения работ по прекращению/ограничению поставки газа.
Уведомлением от 11.09.2017 N СБ-01/4036 истец известил ответчика о необходимости самостоятельного ограничения потребления газа на основании пункта 9 Правил N 162 в связи с отсутствием технической возможности введения ограничения поставки газа на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, с 13.09.2017 до уровня 0 тыс. м. куб./сут. Данное уведомление получено ответчиком 11.09.2017.
Поскольку в ноябре 2017 года ответчик продолжил отбор газа, плата за принятый (отобранный) газ по истечении указанной в извещении даты за каждые сутки рассчитана ООО "Газпром межрегионагз Владимир" с применением коэффициента 1,5, установленного пунктом 17 Правил N 162.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 162 поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Согласно пункту 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Повышающие коэффициенты, установленные пунктом 17 Правил N 162, являются элементом ценообразования, а не санкцией. Дополнительная оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором объема без предварительного согласования с поставщиком связана со спецификой газоснабжения и необходимостью обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа, являющегося охраняемым природным ресурсом.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Ответчик не входит в категорию потребителей, указанную в пункте 7 Правил ограничения, а именно, не включен Правительством Российской Федерации в перечень потребителей, соответствующим критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил N 162 не применяется, не вошли ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению.
При этом в иных случаях Правила N 162 прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям. Например, согласно пункту 14 Правил допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
В связи с этим по смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод подтверждается пунктом 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, согласно которому к категории "население" отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, повышающие коэффициенты, установленные в пункте 17 Правил N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (ответ на вопрос N 2 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ответчик не является коммунально-бытовым потребителем, и поэтому повышающий коэффициент применен истцом обоснованно.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 162 под перерасходом газа следует понимать отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки.
В силу положений пункта 34 Правил N 162 поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателем (но не ниже брони газопортебления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения. Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям установлен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее по тексту - Правила ограничения).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил ограничения одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Пунктом 8 Правил ограничения установлено правило, согласно которому поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 01.11.2017 ООО Технопарк "Вольгинский" имело задолженность за полученный газ, что ответчиком не оспаривалось.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа в адрес ответчика истцом направлено уведомление об ограничении поставки газа от 08.08.2017 N СБ-01/3239, а в последующем уведомление от 11.09.2017 о самоограничении отбора газа.
Доказательств нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" порядка ограничения (прекращения) поставки газа ответчиком не представлено (соответствующее извещение заблаговременно направлено поставщиком, отбор газа прекращен не был).
В случае наличия брони газопотребления либо подключенных к сетям потребителей абонентов, не имеющих задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов потребителю надлежало своевременно проинформировать о данном факте ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" с предоставлением подтверждающих документов, о чем указано в уведомлении от 08.08.2017.
Со стороны ответчика на дату введения ограничения не предоставлено информации и документов, свидетельствующих как о наличии брони газопотребления, так и о наличии подключенных к сетям потребителей абонентов, не имеющих задолженности.
Тем самым, в ноябре 2017 года у истца отсутствовала обязанность поставки газа потребителю более 0 тыс.м куб./сутки, а у ответчика соответственно право на отбор газа более указанного объема. Фактически потребленный газ подлежал оплате с коэффициентом 1,5.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает, что исковые требования заявлены обоснованно.
Факт потребления ответчиком газа, его объемы и наличие задолженности по уплате за поставленный природный газ и оказанные услуги подтверждены документально, доказательства оплаты потребленного газа и оказанных услуг не представлены.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск в заявленной сумме.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Поскольку Обществу при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка, государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.10.2018 по делу N А11-2350/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Технопарк "Вольгинский" - без удовлетворения.
Взыскать с общества акционерного общества с ограниченной ответственностью Технопарк "Вольгинский" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2350/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЛАДИМИР"
Ответчик: ООО Технопарк "Вольгинский"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы судебных приставов по Владимирской области