Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 июля 2019 г. N Ф10-1562/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А36-11500/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Омельченко О.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания": Долгова В.В. (в порядке передоверия) представитель по доверенности N 2-162/19 от 27.12.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская": Петриков Ю.Ю. представитель о доверенности б/н от 08.12.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2018 по делу N А36-11500/2017 (судья Малышев Я.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" о взыскании 149 704 руб. 15 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК"), обратился в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о взыскании с ответчика, Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" (далее - ООО "ГУК "Стахановская"), 149 704 руб. 15 коп. задолженности за поставленную электроэнергию на содержание мест общего пользования в размере превышения норматива (сверхнормативный ОДН) за период с июля 2016 года по ноябрь 2016 года (с учётом заявления об уточнении требований от 11.07.2018 года), а также 2 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2018 по делу N А36-11500/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГЭСК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ГЭСК" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ООО "ГУК "Стахановская" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, с учётом положений статей 131, 262, 268 АПК РФ, приобщил представленные в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства, отзывы и пояснения сторон, поступившие в электронном виде и на бумажном носители.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.2 ст.544 ГК РФ).
В свою очередь порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Исходя из положений ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 12 ст.161 ЖК РФ установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п.2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом в случае, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления (пункты 6-9, 14 Правил N 354), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32, 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее по тексту - Правила N442), в соответствии с пунктами 68 - 70 которых, энергоснабжение многоквартирных домов может осуществляться на основании договоров, заключенных энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) с исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее также - Правила N 124), или с собственниками и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
Согласно пунктов 79, 81 Правил N 442, расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Суд области, отказывая в удовлетворении иска, указал, что в подтверждение своих доводов и исковых требований ООО "ГЭСК" представило исключительно односторонние документы, в том числе акты поставки, счета, счета-фактуры, ведомости электропотребления за июль 2016 г. - ноябрь 2016 г., составленные в отношении ООО "ГУК "Стахановская" (т. 1, л.д. 9-12, 17-28).
Кроме того, суд области указал в качестве оснований для отказа в иске то, что истцом также документально не подтверждено нахождение всех многоквартирных домов, указанных в представленных им сведениях за июль 2016 г. - ноябрь 2016 г. в управлении ответчика в спорный период.
В качестве третьего основания для отказа в иске указано, что Согласно представленным ответчиком протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находившихся в управлении ООО "ГУК "Стахановская" в спорный период, последними были приняты решения о внесении платы за услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации.
Дополнительно суд области указал, что ни одно из показаний (числовых выражений), отраженных в ведомости электропотребления за июль-ноябрь 2016 года, относительно объемов расхода электроэнергии по индивидуальным приборам учета со ссылкой на конкретные первичные документы не подтверждено. Также, надлежащим образом конкретными первичными документами не подтверждены: показания приборов учета и соответственно расход по ОДПУ в каждом из многоквартирных домов, указанных в сведениях о сверхнормативных объемах ОДН, за спорный период, а также факт установки соответствующих приборов учета и их работоспособность.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы сделаны с неверным применением норм права и толковании положений действующего в спорный период - до 01.01.2017 законодательства.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг. Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирного дома определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункт 9 Правил N 354).
На основании пунктов 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б" и "г" пункта 31 Правил N 354). Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Пунктом 44 Правил N 354 определено, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, предъявляемой к оплате населению, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 ЖК РФ уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.
Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги. Иное означало бы возможность создать искусственную ситуацию, при которой управляющая организация освобождается от предусмотренной в законе обязанности по представлению собственникам помещений многоквартирного дома всего комплекса коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация, минуя установленный законом порядок расчета и волю собственников помещений многоквартирного дома, получает возможность получать плату за ресурс непосредственно от таких собственников.
Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг) должно быть обусловлено объективными обстоятельствами, в связи с которыми управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не изменяет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов, поэтому управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме сверхустановленного норматива и неоплаченного потребителями.
Кроме того, в силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491). В силу названных норм права обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии управляющей организации, следить за общедомовым имуществом, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды. Из пунктов 4, 21 (1), подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на управляющую организацию, обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
Таким образом, являются ошибочными выводы суда об отсутствии обязанности управляющей организации оплачивать электроэнергию при не заключении договора и оплате собственниками помещений электроэнергии непосредственно ресурсонабжающей организации. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается в данном случае как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Исходя из изложенного, управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и обязана содержать общее имущество в многоквартирном доме, выполнять мероприятия по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлять несанкционированное подключение, внедоговорное потребление коммунальных услуг и др.), обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в отношении спорных домов в рассматриваемом случае не изменяет статуса последней по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, обязанного в силу своего статуса возмещать ресурсоснабжающей организации объем сверхнормативного потребления энергоресурса.
Учитывая изложенное, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды, подлежат отклонению.
Судебная коллегия исходит из того, что такого рода подход соответствует сложившейся судебной практике вышестоящих судебных инстанции, в частности, по делам N /N А14-2264/2017, А14-3938/2017, А14-3994/2017, А14-3934/2017, А14-3155/2017, А36-3423/2017, А36-3411/2017, А64-4293/2017, А64-4129/2017, А14-832/2017, А14-18941/2016, А14-16879/2016, А14-18288/2016, А14-18904/2016.
В отношении вывода суда о том, что истцом также документально не подтверждено нахождение всех многоквартирных домов, указанных в представленных им сведениях за июль 2016 г. - ноябрь 2016 г. в управлении ответчика в спорный период, судебная коллегия исходит из того, что в материалы дела ответчиком не были заявлены какие-либо возражения относительно данных обстоятельств (ч.3.1 ст.70 АПК РФ), напротив, в материалы дела самим ответчиком были представлены протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находившихся в управлении ООО "ГУК "Стахановская" в спорный период, из содержания которых следует, что по вопросу N 4 в качестве управляющей организации выбран ответчик.
Данная информация официально размещена на сайте Государственной жилищной инспекции Липецкой области (http://ggilipetsk.ru/reestry).
Более того, при рассмотрении в суде апелляционной инстанции не поступило возражений ответчика относительно того, что дома находились в его управлении в июле 2016 г. - ноябре 2016 г.
В отношении довода ответчика о том, что согласно представленным ответчиком протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находившихся в управлении ООО "ГУК "Стахановская" в спорный период, последними были приняты решения о внесении платы за услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Определением Верховного Суда РФ от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 установлено, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Собственники жилых помещений проверяемого многоквартирного жилого дома приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Данный вывод соответствует решению Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов (решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197, определения от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259, от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
Данный вывод не противоречит положениям части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ. Указанная позиция нашла подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 304-ЭС17-5528 по делу N А27-10111/2016.
Судебная коллегия исходит из того, что в материалы дела ответчиком представлены копии протоколов общих собраний собственников МКД, которые датированы 31.03.2015, 01.04.2015, 03.04.2015, 07.04.2015, 08.04.2015, 09.04.2015, 10.04.2015, 15.04.2015, 24.04.2015, 29.04.2015, 30.04.2015 (л.д. 116-151 том 1, л.д. 1-67 том 2).
Решения о сохранении договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями без посредничества управляющей организации, были приняты до вступления в силу Закона N 176-ФЗ. Доказательств последующего, после вступления в силу Закона N 176-ФЗ, проведения собрания собственников, и принятия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, в деле не имеется.
Такого рода правовой подход отражен в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08/08/18 по делу N А36-4567/2017.
В отношении вывода суда области о том, что отказ в иске обусловлен тем, что в подтверждение своих доводов и исковых требований ООО "ГЭСК" представило исключительно односторонние документы, в том числе акты поставки, счета, счета-фактуры, ведомости электропотребления за июль 2016 г. - ноябрь 2016 г., составленные в отношении ООО "ГУК "Стахановская", судебная коллегия исходит из следующего.
Как указано в решениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205 и от 17.01.2018 N АКПИ-17-943, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
С учетом вышеизложенного, предоставление коммунальных услуг жильцам МКД является не правом ответчика, а его обязанностью, предусмотренной в силу статьи 161 ЖК РФ.
Обслуживаемые ответчиком МКД оборудованы ОДПУ. Данное обстоятельство сторонами не оспорено, следует из материалов дела.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, императивно был установлен пунктом 21 (1) Правил N 124, действовавших в спорный период (до 01.01.2017).
В силу положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Объем коммунального ресурса определенный по показаниям ОДПУ за расчетный период определен из разницы показаний ОДПУ за текущий и предыдущие расчетный период с учетом коэффициентов трансформации токов.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителем рассчитывается в соответствии с пунктами 31, 36 - 42, 59, 60 Правил N 354 следующим образом.
В соответствии с требованиями действующего на тот период законодательства Истец обеспечивает возможность приема показаний приборов учета от потребителей (покупателей) способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета: устно посредством телефонной связи, SMS-сообщений, в квитанциях при оплате потребленной электрической энергии через платежных агентов, через личный кабинет клиента, посредством электронной почты, а также очно - посредством передачи показаний приборов учета электрической энергии во время визита в центр обслуживания клиентов.
При отсутствии индивидуального прибора учета электрической энергии объем электрической энергии определяется в соответствии с Правилами N 354:
при отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, и представляет собой произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги, установленного установленных постановлением Управлением энергетики и тарифов Липецкой области от 24.08.2012 N 35/5 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, при использовании земельного участка и надворных построек и нормативах потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области" (абзац 2 пункта 42 Правил N 354, формула 4 приложения N 2 к Правилам N354);
при наличии технической возможности установки такого прибора учета размер платы представляет собой произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива потребления коммунальной услуги и повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4 (указанный коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт) (абзац 3 пункта 42 Правил N 354, формула 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354).
При наличии индивидуального прибора учета, но отсутствии показаний потребителя, объем электрической энергии, потребленной в жилом или нежилом помещении определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
1) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (подпункт "а" пункта 59 Правил N 354);
2) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в установленные сроки - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении 3 расчетных периодов начисление производится в соответствии с пунктом 60 Правил N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, установленных Постановлением Управлением энергетики и тарифов Липецкой области от 24.08.2012 N 35/5 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, при использовании земельного участка и надворных построек и нормативах потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области" (в ред. Постановлений Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.03.2015 N 11/4, от 01.07.2016 N 16/3).
Представленный в материалы дела истцом расчет объемов потребленной электрической энергии, предоставленной на содержание общего имущества в МКД, произведен в соответствии с действующим в спорный момент законодательством (до 01.01.2017).
Расчет объемов коммунального ресурса, определенный по показаниям ОДПУ, а также расчет объемов коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями отражены в сводных ведомостях - Информации о начислении электроэнергии" за спорный период и имеются в материалах дела.
Ответчик в ходе рассмотрения дела пояснил, что обязанность по заключению договора на него не возложена, обязанность по оплате всего коммунального ресурса в доме должны нести непосредственно жители МКД, снятие показаний приборов учета им не осуществляется, счета на ОДН он не оплачивает, получение счетов-фактур на оплату поставленного в дома электроресурса полагает не входящим в его обязанности.
Истцом представлены ведомости электропотребления в спорных домах в соответствии с данными конечных потребителей.
Ответчик, возражая относительно верности расчета истца, полагал, что истец выставляет жильцам квартир всё потребление в доме, в т.ч. сверхнормативный ОДН.
Между тем, в результате произведенных расчетов и пояснений сторон, судебная коллегия установила, что в платежных документах, выставляемых жителям МКД, информативно отражены показатели электроэнергии на ОДН, к оплате предъявлен нормативный ОДН в соответствии с площадью квартиры.
Кроме того, судебная коллегия приобщила к материалам дела следующие документы, представленные сторонами в бумажном и электронном виде:
1. Реестры показаний индивидуальных приборов учёта электрической энергии по МКД, находящимся в управлении ответчика, за июль - ноябрь 2016,
2. Реестры показаний общедомовых приборов учёта электрической энергии по МКД, находящимся в управлении ответчика, за июль - ноябрь 2016,
3. Информацию о начислении потребления электрической энергии по МКД, находящимся в управлении ответчика, за июль - ноябрь 2016, с разбивкой на дома и потребителей, а также расчеты задолженности общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" за период июль-ноябрь 2016 года, отзыв и возражения ответчика на расчеты истца.
В результате анализа и корректировки задолженности общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" за период июль-ноябрь 2016 года истцом представлен расчет долга за спорный период в сумме 139 949 руб. 02 коп. задолженности за поставленную электроэнергию в размере превышения норматива (сверхнормативный ОДН) за период с июля 2016 года по ноябрь 2016 года.
В ходе судебного заседания ответчик заявил об арифметической верности суммы 139 949 руб. 02 коп., полагая, при этом, что на него не может быть возложена обязанность по оплате данной суммы долга.
Суд апелляционной инстанции, проведя проверку суммы долга на предмет наличия задолженности, с учётом отсутствия возражений по сумме 139 949 руб. 02 коп. от другой стороны, иного контррасчета, полагает обоснованным взыскать задолженность в сумме 139 949 руб. 02 коп. за поставленную электроэнергию в размере превышения норматива (сверхнормативный ОДН) за период с июля 2016 года по ноябрь 2016 года.
С учётом всех обстоятельств дела, судебная коллегия считает верным решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2018 по делу N А36-11500/2017 отменить, взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" 139 949 руб. 02 коп. задолженности за поставленную электроэнергию в размере превышения норматива (сверхнормативный ОДН) за период с июля 2016 года по ноябрь 2016 года. В остальной части в удовлетворении иска следует отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2018 по делу N А36-11500/2017 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" (ОГРН 1114823013986) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (ОГРН 1064823002936) 139 949 руб. 02 коп. задолженности за поставленную электроэнергию в размере превышения норматива (сверхнормативный ОДН) за период с июля 2016 года по ноябрь 2016 года, а также 4805 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая "Стахановская" (ОГРН 1114823013986) в доход федерального бюджета 3263 руб. государственной пошлины.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (ОГРН 1064823002936) в доход федерального бюджета 228 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-11500/2017
Истец: ОАО "ЛИПЕЦКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Городская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "ГУК "Стахановская"
Третье лицо: ООО Юридическое агентство "Делегат"