Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2019 г. N Ф09-2195/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А07-19789/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2018 по делу N А07-19789/2018 (судья Зиганшина Ю.С.)
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - Заявитель, ГКУ РБ Управление по эксплуатации ГТС, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Башкортостан" (далее - заинтересованное лицо, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Башкортостан") о признании предписания от 03.07.2018 N 000276, вынесенного Верхне-Бельским инспекторским участком Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Башкортостан", недействительным.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ГКУ РБ Управление по эксплуатации ГТС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывает, что базой для стоянок маломерных судов является находящиеся в пользовании юридических и физических лиц комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу и акватории поверхностного водного объекта или его части, поэтому спорный объект, переданный в оперативное управление ГУБ РБ "Юмагузинское водохранилище" не может являться базой по определению, а является плавучим пирсом некапитального характера без фундамента.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГКУ РБ Управление по эксплуатации ГТС осуществляет защиту населения и объектов экономики Республики Башкортостан от негативного воздействия вод путем выполнения мероприятий по безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Башкортостан, находящихся в оперативном управлении Учреждения и безаварийному пропуску половодий и паводков, в число которых входят и объекты чрезвычайно-высокой опасности I-го класса опасности (Юмагузинский гидроузел, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Кугарчинский район, д. Верхнебиккузино), что подтверждается разрешением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 0118-00 -КОМ от 15.06.2017 г.
ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Башкортостан" 03.07.2018 года проведено ежегодное техническое освидетельствование базы (сооружения) для стоянки маломерных судов на Юмагузинском водохранилище, принадлежащей ГКУ Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений.
В ходе проведения технического освидетельствования установлено, что изначально проектной документацией (технический паспорт на причальные сооружения от 09.08.2007, регистрационный N 8138) база для стоянки маломерных судов располагалась в положенном месте, защищенном от волнового и ветрового воздействия, на расстоянии более 500 метров от гидротехнических сооружений.
В 2018 году границы базы для стоянки маломерных судов расширили и появились причальные сооружения возле водосливного оголовка, которые находятся вплотную с гидротехническими сооружениям, что недопустимо согласно подпункту 4.2. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.06.2013 N 246, а именно: границы баз располагаются на расстоянии не менее 200 метров выше (ниже) дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны и не менее 150 метров от линии жилой застройки".
По результатам проверки составлен акт от 03.07.2018 и вынесено предписание N 00276 от 03.07.2018 с требованиями в срок до 13.07.2018 перенести границы базы (сооружения) для стоянки маломерных судов на расстояние не менее 500 м от границ гидротехнических сооружений или убрать причальные сооружения и снять базу с учета.
Не согласившись с предписанием, ГКУ РБ Управление по эксплуатации ГТС обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит, в числе прочих Государственная инспекция по маломерным судам.
Согласно пункту 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835 основными задачами инспекции являются осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и использованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Проведение ежегодного технического освидетельствования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов в рамках технического надзора также предусматривают Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные Приказом МЧС РФ от 29.06. 2005 года N 501 (далее - Правила технадзора N 501).
В силу пункта 3.1 Правил технадзора N 501 предусматривает, что технический надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов (далее - базы) включает проведение ежегодных технических освидетельствований и осуществление контроля в период их пользования за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов и правил охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 года N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах".
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 года N 769 устанавливает, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РБ от 17.06.2013 N 246 утверждены Правила охраны жизни людей на воде в Республике Башкортостан и Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Башкортостан (далее - Постановление N 246).
В соответствии с пунктом 4.2 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Башкортостан (далее - Правила) базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (далее - базы) размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействий и ледохода. Места размещения баз согласуются органами местного самоуправления Республики Башкортостан.
Границы баз располагаются на расстоянии не менее 500 метров - от границ гидротехнических сооружений.
Актом проверки от 03.07.2018 и предписания N 000276 от 03.07.2018 установлено невыполнение указанного требования пункта 4.2 Правил.
Обращаясь с апелляционной жалобой, заявитель указывает, что рассматриваемый объект является не базой, а плавучим пирсом, вследствие чего указанный пункт 4.2 Правил на него не распространяется.
Пунктом 1.1 Правил установлено, что действие Правил распространяется на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжи и другие места массового отдыха на водоемах, переправы (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда.
В пункте 4.1 Правил дано определение понятия стояночной базы для маломерных судов, согласно которому таковой является береговая территория с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, с понтонами и другими плавсредствами для стоянки маломерных судов, в границах которой они базируются.
Территория базы должна обеспечивать строительство на ней предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации, а дороги и подъездные пути - подъезд пожарных машин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу. Территория базы должна быть ограждена (акватории базы ограждаются дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям правил пожарной безопасности (Пункт 4.3 Правил).
Таким образом, исходя из толкования вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что причалы, находящиеся на территории базы, являются ее составными частями и не могут рассматриваться как отдельные объекты.
Следовательно, на размещение причала, как на составную часть базы, также распространяется пункт 4.2 Правил, так как указанный пункт предусматривает размещение именно границ базы, а не конкретного здания либо сооружения.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что Юмагузинский гидроузел не является источником централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, построен и введен в эксплуатацию с целью защиты от затоплений населенных пунктов отклоняется по следующим основаниям.
Пункт 4.2 Правил, устанавливая расстояние для размещения границ баз, указывает на удаленность именно от гидротехнических сооружений, под которыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Сооружения, расположенные в Юмагузинском гидроузле, в соответствии с представленным Разрешением на эксплуатацию N 0118-00-КОМ от 15.06.2017 (л.д. 41), обладают статусом гидротехнических. Также на указанные гидротехнические сооружения представлены Свидетельства о государственной регистрации права, в которых указано их соответствующее назначение (л.д. 43 оборот, 44, 45).
Следовательно, при размещении баз должны соблюдаться требования пункта 4.2 Правил об удаленности от гидротехнических сооружений.
Довод заявителя об ином регулировании спорных правоотношений об удаленности базы от гидротехнического сооружения до введения в действия Постановления N 256 отклоняется судом апелляционной инстанции, так как пунктом 5.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 07.11.2006 N 315 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на воде в Республике Башкортостан и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Республике Башкортостан", также были предусмотрены аналогичные требования к размещению баз.
Ссылка заявителя на Перечень имущества, передаваемого в оперативное управление ГУ РБ "Юмагузинское водохранилище", от 29.10.2009 где поименован в пункте 15 плавучий пирс (л.д. 93), как на законность размещения данного пирса, правомерно не принят судом первой инстанции, так как нахождение объекта на указанном месте ранее не подтверждает законность его размещения.
Заявитель указывает на то обстоятельство, что в случае переноса плавучего пирса на расстояние более 500 метров от границ гидротехнических сооружений, перенос будет осуществлен в место, где отсутствуют дороги и подъездные пути, доступ к пирсу будет затруднен, будет отсутствовать возможность оперативного реагирования в случае угрозы совершения террористических актов, возникновения чрезвычайной ситуации, прорыва плотины.
Судом первой инстанции верно указано, что пунктом 4.2 Правил установлено, что базы (сооружения) для стоянок маломерных судов размещаются на расстоянии не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, каких-либо исключений Правила не содержат.
Как указывалось выше, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, несоответствие оспариваемого предписания N 000276 от 03.07.2018 ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Республике Башкортостан" действующему законодательству не установлено, следовательно, отсутствует совокупность условий для признания предписания недействительным.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2018 по делу N А07-19789/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19789/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"