19 марта 2024 г. |
Дело N А74-628/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" марта 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зуева А.О.,
судей: Радзиховской В.В., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Хакасские коммунальные системы"): Третьяков Д.О., представитель по доверенности от 06.12.2023 N 32, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную общества с ограниченной ответственностью "Хакасские коммунальные системы" (ИНН 1902024682, ОГРН 1121902000660) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "27" ноября 2024 года по делу N А74-628/2022,
УСТАНОВИЛ:
Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Хакасские коммунальные системы" (далее - общество, ответчик, заявитель апелляционной жалобы, ООО "ХКС") о взыскании 1 307 657 рублей 03 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, в том числе: 723 690 рублей 41 копейки - платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 538 117 рублей 05 копеек - платы за размещение отходов производства и потребления за 2019 год; 45 849 рублей 57 копеек - платы за размещение отходов производства и потребления.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "15" июля 2022 года, оставленным без изменения постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от "11" ноября 2022 года, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от "09" февраля 2023, в удовлетворении требований отказано.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от "15" сентября 2023 года N 302-ЭС23-6935 указанные судебные акты отменены, дело N А74-628/2022 направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "27" ноября 2023 года исковые требования удовлетворены: с общества с ограниченной ответственностью "Хакасские коммунальные системы" в доход соответствующего бюджета взыскано 1 307 657 рублей 03 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, в том числе: 723 690 рублей 41 копейка - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 538 117 рублей 05 копеек - плата за размещение отходов производства и потребления (г. Саяногорск), 45 849 рублей 57 копеек - плата за размещение отходов производства и потребления (г. Черногорск).
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что повышающие коэффициенты не могут быть применены к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению экологического разрешения. Ответчиком были произведены работы по разработке необходимой документации, оформленная декларация о воздействии на окружающую среду направлена в уполномоченный орган 15.10.2019.
26.02.2024 от истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ответчика не возразил в отношении рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие истца, изложил доводы апелляционной жалобы. Просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
В свою очередь, общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории, в связи с чем обязано вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом управления от 25.09.2013 N 227 обществу утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 25.09.2013 по 24.09.2018; распоряжением управления от 22.11.2013 N 100 утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на 5 лет, то есть до 22.11.2018.
За период с 01.01.2019 по 15.10.2019 обществом на основании уточненных деклараций от 10.03.2020, 07.05.2020, 24.11.2020 внесена плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов производства и потребления в размере 2 868 242 рублей 10 копеек и 2 226 744 рублей 28 копеек, с применением коэффициентов 25 и 5, соответственно, за период с 01.01.2019 по 15.10.2019.
24.11.2020 обществом в ответ на требование управления от 04.08.2020 N 03-2/7-10344 представлена вторая уточненная декларация, в которой ООО "ХКС" расчет платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами исчислен с применением коэффициента 25 за период с 01.01.2019 по 15.10.2019.
Расчет платы за размещение отходов производства и потребления по представленной 24.11.2020 уточненной декларации исчислен с применением коэффициента равного 5 за период с 01.01.2019 по 15.10.2019. В соответствии с указанной декларацией размер платы составил 5 094 986 рублей 19 копеек, в том числе 2 868 242 рубля 10 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 2 226 744 рубля 28 копеек за размещение отходов производства и потребления.
В письме от 20.11.2020 N ХКС/009-11/1078 общество пояснило управлению, что декларация о воздействии на окружающую среду от 15.06.2019 направлена в управление обычным способом доставки 15.10.2019, но не была доставлена акционерным обществом "Почта России". После соответствующего обращения орган почтовой связи 17.10.2020 вернул обществу конверт с недоставленным почтовым отправлением от 15.10.2019.
Письмом от 20.11.2020 N ХКС/009-11/1077 общество повторно направило в управление декларацию о воздействии на окружающую среду от 15.06.2019. Данная декларация получена управлением 30.11.2020, о чем свидетельствует входящий штамп.
Управлением в отношении общества составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 24.11.2020 и вынесено требование от 25.11.2020 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в срок в течение 10 календарных дней со дня получения требования платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в сумме 4 489 354 рублей 27 копеек. Указанный акт и требование получены ответчиком 16.12.2020, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Обращаясь с настоящим иском, управление ссылалось на наличие у общества задолженности по внесению платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов производства и потребления за период с 16.10.2019 по 31.12.2019, исчисленной с учетом коэффициентов 25 и 5, в размере 1 307 657 рублей 03 копеек.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из представления декларации о воздействии на окружающую среду по истечении срока действия разрешений.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
В силу пункта 1 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются повышающие коэффициенты.
Законом N 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории.
С 01.01.2019 частью 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, возложена обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
Именно представление декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешений и документов является фактом, подтверждающим наличие разрешительных документов у юридического лица.
Срок действия установленных обществу нормативов на выбросы загрязняющих веществ и образования отходов и лимитов на их размещение истек в 2018 году (24.09.2018 и 22.11.2018, соответственно).
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией ответчика о том, что повышающие коэффициенты не могут быть применены к добросовестным природопользователям. Вместе с тем относительно оценки поведения ответчика на предмет добросовестности в настоящем деле полагает необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, в письме от 20.11.2020 N ХКС/009-11/1078 общество пояснило управлению, что декларация о воздействии на окружающую среду от 15.06.2019 направлена в управление обычным почтовым способом доставки 15.10.2019, но не была доставлена акционерным обществом "Почта России".
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Таким образом, при определении момента возникновения правовых последствий извещений действующее законодательство исходит из принципа доставки.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Направленная 15.10.2019 декларация о воздействии на окружающую среду не была доставлена органом почтовой связи по причине неверного указания адреса управления.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что лицо может считаться добросовестным природопользователем, если нормативы и лимиты (в том числе декларация) не были своевременно утверждены и направлены по независящим от такого лица причинам.
Вместе с тем в настоящем деле факт непоступления декларации о воздействии на окружающую среду не связан с причинами, независящими от заявителя апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что риск непоступления декларации в установленный срок должен возлагаться на то лицо, которое в большей степени может его контролировать. Так, именно ответчик выбрал способ доставки декларации посредством почтового отправления. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы, обладая информацией о выбранном способе доставки сообщения, способен оперативно отслеживать прохождение направленного документа. В частности, отправитель может оперативно узнать об этом посредством отслеживания пути письма на сайте "Почты России".
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем ответчиком в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении действий, направленных на принятие разумных мер по отслеживанию отправленной декларации о воздействии на окружающую среду.
Судом апелляционной инстанции также отмечается, что заявитель апелляционной жалобы только по истечении года с момента отправки декларации (письмом от 20.11.2020) сообщил о непоступлении соответствующего документа в адрес управления.
В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О указано, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Изложенные действия (бездействия) не могут свидетельствовать о добросовестном поведении со стороны заявителя апелляционной жалобы, поскольку ответчик, являясь длительное время природопользователем, профессиональным участником той сферы правоотношений, в рамках которой он действовал как субъект гражданского оборота по извлечению прибыли, в связи с чем, ответчик обязан был знать о характере своей деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, о сроках действия установленных ему лимитов и разрешений, а также о последствиях истечения их действия (при отсутствии поданной на следующий день (или заранее) декларации о плате за негативное воздействие).
Поскольку общество предоставило декларацию о воздействии на окружающую среду по истечении срока действия соответствующих разрешений, применение повышающих коэффициентов 25 и 5 при начислении платы за негативное воздействие на окружающую среду соответствует приведенным выше нормам закона и является правомерным.
Ссылка общества на то, что им разработана необходимая документация с привлечением специализированной организации - общества с ограниченной ответственностью "Галит" по договору от 14.02.2019 N 436-19 не опровергает вывод суда первой инстанции о нарушении срока предоставления декларации.
Признавая представленный в материалы дела расчет верным, суд первой инстанции указал, что расчет суммы иска управление произвело исходя из данных, продекларированных обществом, с применением повышающих коэффициентов.
Судом апелляционной инстанции указанный расчет повторно проверен, признан верным.
Таким образом, требование о взыскании 1 307 657 рублей 03 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год является обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Управлением заявлены требования о взыскании 723 690 рублей 41 копейки - платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
538 117 рублей 05 копеек - платы за размещение отходов производства и потребления за 2019 год; 45 849 рублей 57 копеек - платы за размещение отходов производства и потребления.
Учитывая, что местом нахождения стационарного источника является г. Саяногорск, плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета (ОКТМО 95708000).
Принимая во внимание, что объекты размещения отходов производства и потребления находились в г. Саяногорск (плата составляет 538 117 рублей 05 копеек, ОКТМО 95708000) и в г. Черногорск (плата составляет 45 849 рублей 57 копеек, ОКТМО 95715000) заявленные платы подлежат взысканию в доход вышеуказанных бюджетов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "27" ноября 2023 года по делу N А74-628/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
А.О. Зуев |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-628/2022
Истец: Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "ХАКАССКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2380/2024
19.03.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-193/2024
27.11.2023 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-628/2022
09.02.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7118/2022
11.11.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4855/2022
15.07.2022 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-628/2022