Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2019 г. N Ф08-3509/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А63-5604/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сарибековой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2018 по делу N А63-5604/2018 (судья Жирнова С.Л.) по заявлению администрации города Пятигорска (ОГРН 1022601627575, ИНН 2632033540) к индивидуальному предпринимателю Исаханяну Эрику Рафиковичу (ОГРНИП 314265104400022, ИНН 263201415580) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о взыскании в пользу бюджета города-курорта Пятигорска задолженность по арендной плате за период с 20.02.2016 по 30.06.2017 в сумме 2 132 444,47 рублей, пени за период с 26.03.2016 по 30.06.2017 в сумме 151 820,88 рублей, при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя Исаханян Э.Р. - Сеина А.Н., доверенность от 28.06.2018; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Пятигорска (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Исаханяну Эрику Рафиковичу (далее - ответчик, индивидуальный предприниматель) о взыскании с индивидуального предпринимателя в пользу бюджета города курорта Пятигорска задолженность по арендной плате за период с 20.02.2016 по 30.06.2017 в сумме 2 132 444,47 рублей, пени за период с 26.03.2016 по 30.06.2017 в сумме 151 820,88 рублей (уточненные исковые требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК).
Решением от 10.10.2018 в удовлетворении уточненного искового заявления администрации города Пятигорска отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация города Пятигорска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на арендные отношения и исчисление арендной платы по ставке 1,5% могло использовать только ООО "Пищекомбинат Пятигорский".
Предприниматель направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя предпринимателя и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании договоров купли-продажи от 16.04.1999, 17.04.1999, 19.04.1999, 20.04.1999, 21.04.1999 акционерное общество открытого типа "Дружба" передало обществу с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат Пятигорский" строения, находящиеся по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 28, что также подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии КН 26 N N 013397, 013393, 013394, 013395, 013379, 013396, 013396, 013379, 013395, 013394, 013393, 013397.
Постановлением главы администрации г. Пятигорска от 24.09.2001 N 2631 у АООТ "Дружба" изъят земельный участок под производственными зданиями и сооружениями, площадью 16 387 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова, 28, и предоставлен ООО "Пищекомбинат Пятигорский" на праве постоянного бессрочного пользования.
Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:0047, площадью 16 387 кв.м, было зарегистрировано за ООО "Пищекомбинат Пятигорский" 12.05.2003 в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26 АГ N 158437 (запись регистрации 26-01/33-4/2003-426).
На основании постановления главы администрации г. Пятигорска от 31.02.2005 N 4654 утверждены границы и площадь земельного участка (16 367 кв.м) под производственной базой, расположенной по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова, 28; признан утратившим силу пункт 2.1 постановления главы администрации г. Пятигорска от 24.09.2001 N 2631 (о предоставлении земельного участка ООО "Пищекомбинат Пятигорский" на праве постоянного бессрочного пользования); а также в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования указанный земельный участок предоставлен ООО "Пищекомбинат Пятигорский" в аренду.
Согласно кадастровым паспортам от 13.07.2009, 08.06.2011 земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:0047 преобразован в земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:109 без изменения площади, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.07.2018.
На основании постановления главы администрации г. Пятигорска от 03.07.2009 N 2736 земельный участок с кадастровым номером 26:33:070101:109, ввиду перехода права собственности на объекты капитального строительства, расположенные по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова, 28, к новому собственнику - Шушарджан В.С. по договору купли-продажи от 11.09.2008, предоставлен в аренду Шушарджану В.С. по договору аренды от 03.07.2009 N 36/09.
Ввиду перехода прав на объекты капитального строительства, расположенные по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова, 28, к новому собственнику - Исаханяну Э.Р. по договору купли-продажи нежилых зданий от 14.02.2011, с согласия арендодателя (письмо управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска от 09.02.2011 N 0895) и на основании договора от 14.02.2011 уступки прав и обязанностей права по договору аренды от 03.07. 2009 N 36/09 земельного участка с кадастровым номером 26:33:070101:109 переданы Исаханяну Э.Р. в пределах срока основного договора аренды (до 03.07.2014).
22 октября 2014 года на основании постановления администрации г. Пятигорска от 01.10.2014 N 3656 между муниципальным образованием города-курорта Пятигорск, от имени и в интересах которого действует муниципальное учреждение "Управление имущественных отношении администрации г. Пятигорска" (арендодатель), и Исаханяном Э.Р. (арендатор) заключен договор аренды N 71/14, предметом которого арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное предметом которого является земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:070101:109, площадью 16 367 кв.м, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Ермолова, 28, под производственной базой.
В соответствии с пунктом 1.7 договора аренды на земельном участке имеются складские помещения, производственный цех, административный корпус, лаборатория, производственный корпус, что также подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 31.07.2017, 10.07.2018.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 01.10.2014 по 01.10.2063.
Согласно пункту 3.2 договора арендная плата (сумма, указанная в расчете арендной платы) вносится арендатором в безналичном порядке с момента заключения договора путем перечисления на расчетный счет ежеквартально, не позднее 25 числа последнего месяца квартала.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 07.11.2014 (регистрационный номер 26 -2628/047/2014-114), что подтверждается штампом регистрирующего органа на договоре и выписками из ЕГРН от 01.09.2017 N КУВИ-105/2017-33532, от 18.07.2018 N 26-0-154/4006/2018-15599.
В нарушение условий договора индивидуальным предпринимателем обязательства по внесению арендной платы исполнялись несвоевременно и не в полном объеме, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере в размере 2 132 444 рубля 47 копеек за период с 20.02.2016 по 30.06.2017, на которую в соответствии с условиями договора начислена пеня за период с 26.03.2016 по 30.06.2017 в сумме 151 820 рублей 88 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора администрация направила обществу претензию от 17.07.2017 N 6218, в которой предложила погасить задолженность в течение 10 календарных дней с момента получения претензии.
Поскольку указанная претензия была оставлена без удовлетворения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статье 606 ГК РФ договор аренды является возмездной сделкой. Односторонний отказ арендатора от исполнения обязанности по внесению арендной платы законом и договором не предусмотрен.
По смыслу пункта 1 статьи 424 ГК РФ, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер платы подлежит применению сторонами с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что к договору аренды, заключенному после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Расчет арендной платы за спорный период осуществлялся истцом на основании решения Думы города Пятигорска от 30.10.2008 N 115-35 ГД "Об утверждении порядка определения размера аренды за земли, находящиеся в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска" (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Пятигорска от 19.12.2013 N 49-36 РД) и Приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы за землю (7,5%), исходя из вида разрешенного использования "для размещения промышленных объектов, складов".
Между тем, из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 26:33:070101:109 расположены объекты недвижимости, принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 ЗК РФ). Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесен, в частности, принцип недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) определено, что в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с вышеназванным пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Пунктом 6 порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 N 112-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов", годовой размер арендной платы за землю, при переоформлении прав землепользователей в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, установлен в размере 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Из названных правовых норм не следует, что льготная ставка арендной платы применима при расчете арендной платы только при непосредственном переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды и заключении договора аренды земельного участка впервые, в связи довод администрации правомерно отклонен судом.
Довод о том, что спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых территорий и не является ограниченным в обороте, не принимается по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 названной статьи.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Постановлением Совмина СССР от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха" город Ессентуки отнесен к курортам общесоюзного значения.
На основании Постановления Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, установлены границы названного региона.
В силу Постановления Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 26: 33:070101:109 является ограниченным в обороте.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона (30.12.2013), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном до дня его вступления в силу порядке (аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.09.2017 по делу N А63-3136/2016, от 23.08.2018 по делу N А63-15758/2017).
Проверив расчет суда первой инстанции по арендной плате за период с 01.01.2015 по 30.06.2017 апелляционная коллегия признает его верным. Таким образом, по состоянию на 19.07.2017 имелась переплата по арендным платежам в размере 1 038 рублей 13 копеек.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (статья 330 ГК РФ).
С учетом просрочки платежа по арендной плате за 2 квартал 2017 года начисление пени в размере 28 рублей 44 копеек (по состоянию на 30.06.2017), а также имеющимся в материалах дела акту сверки расчетов за 2015 год, ответчик оплатил 528 рублей 98 копеек пени, соответственно, по состоянию на 30.06.2017 за ним имелась переплата по пене в размере 500 рублей 54 копеек.
Возражений по размеру оплаченной пени, не представлены. Указанные платежи зачтены администрацией в счет погашения задолженности ответчика по пене в 2015 году.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2018 по делу N А63-5604/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5604/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА
Ответчик: Исаханян Эрик Рафикович
Третье лицо: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"