г. Вологда |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А66-11148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от правительства Тверской области представителя Цветковой М.А. по доверенности от 05.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 ноября 2018 года по делу N А66-11148/2018 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" (место нахождения: 171361, Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. им. Захарова, д. 72; ОГРН 1026901855474, ИНН 6942007548; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к правительству Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 44; ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; далее - Правительство) о признании недействительными распоряжений правительства Тверской области от 18.04.2018 N 153-рп, N 154-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Стамплевский А.В., Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 19 ноября 2018 года в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Заявитель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что Управление Росреестра не наделено полномочиями по согласованию землеустроительной документации, в том числе проектов рекультивации нарушенных земель. Несоответствие представленного Обществом проекта рекультивации рекомендуемому перечню материалов не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Суд первой инстанции в решении не дал правовую оценку доводам заявителя о соответствии заявленного ходатайства требованиям земельного законодательства. Распоряжения от 18.04.2018 N 153-рп, N 154-рп противоречат требованиям закона, создают препятствия в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности.
Представитель Правительства в судебном заседании доводы Общества отклонил, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Общество, ссылаясь на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:32:0000001:721, 69:32:0000001:849, 69:32:0000001:897, расположенных в Архангельском сельском поселении Старицкого района Тверской области, 10.08.2016 и 11.04.2016 обратилось в Министерство с ходатайством о переводе данных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения для расширения песчано-гравийного карьера Заднепольского месторождения в границах горного отвода под разработку песчано-гравийной смеси.
В связи с тем, что в предусмотренные законодательством сроки заявление Общества уполномоченным органом не рассмотрено, решением Арбитражного суда Тверской области от 01.03.2018 по делу N А66-14803/2017 на Правительство возложена обязанность рассмотреть заявление и принять соответствующее решение.
Распоряжениями Правительства от 18.04.2018 N 153-рп, N 154-рп со ссылкой на пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный распоряжением правительства Тверской области от 16.11.2011 N 262-рп (далее - Регламент), с учетом протокола заседания межведомственной комиссии при правительстве Тверской области по земельным отношениям от 30.03.2018 N 1, Обществу отказано в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:32:0000001:721 и 69:32:0000001:897, расположенных по адресу: Тверская обл., Старицкий р-н, Архангельское с/п, вблизи д. Заднее Поле, а также земельного участка с кадастровым номером 69:32:0000001:849, расположенного по адресу: Тверская обл., Старицкий р-н, Архангельское с/п, д. Архангельское, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения для расширения песчано-гравийного карьера Заднепольского месторождения в границах горного отвода под разработку песчано-гравийной смеси.
Общество, ссылаясь на неправомерность отказа, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, не усмотрел оснований для их удовлетворения.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда, содержащимися в обжалуемом судебном акте.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, названным Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в пункте 3 указанной статьи Закона N 172-ФЗ.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона N 172-ФЗ. Согласно пункту 4 названной статьи Закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ определено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом согласно части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допустим лишь в исключительных случаях, предусмотренных Законом.
В соответствии со статьей 78 ЗК РФ и положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Общество, обращаясь с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 69:32:0000001:721, 69:32:0000001:849, 69:32:0000001:897 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, представило в том числе: проекты рекультивации - рабочий проект (утвержден генеральным директором Общества, согласован Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (приказ от 08.12.2015 N 154-кв), проект рекультивации - рабочий проект (утвержден генеральным директором Общества, согласован Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (приказ от 22.02.2017 N 38-кв). Целью перевода Общество указывает расширение песчано-гравийного карьера Заднепольского месторождения в границах горного отвода под разработку песчано-гравийной смеси.
Основанием для принятия оспариваемых распоряжений об отказе перевода спорных земельных участков из одной категории в другую послужило то обстоятельство, что проекты рекультивации, представленные Обществом, не прошли согласование в Управлении Росреестра.
Представленные Обществом в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 7 Закона N 172-ФЗ проекты рекультивации земель в силу статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" относятся к видам землеустроительной документации.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 (пункт 3 приложения 1), в перечне материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, предусмотрена схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованная с местными органами Минприроды России и Роскомземом,
На момент обращения заявителя в Министерство и принятия Правительством оспариваемых решений, а также на день принятия решения судом первой инстанции данный приказ действовал, и его положения подлежат применению в рассматриваемом случае.
В силу пункта 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время - Росреестр) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия Правительством оспариваемых распоряжений представленные Обществом проекты рекультивации земель подлежали согласованию с Управлением Росреестра.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах дела и приведенных нормах права суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Правительства в переводе принадлежащих Обществу земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Оспариваемые распоряжения Правительства от 18.04.2018 N 153-рп, N 154-рп приняты в соответствии с требованиями земельного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Нарушений ответчиком положений Регламента при рассмотрении заявления Общества апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба Общества не содержит доводов, опровергающих правомерность обжалуемого решения. Иное толкование апеллянтом норм земельного законодательства и иная правовая оценка обстоятельств спора не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 ноября 2018 года по делу N А66-11148/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Старицкие карьеры" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11148/2018
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "СТАРИЦКИЕ КАРЬЕРЫ"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Уполномоченный по защите прав Предпринимателей в Тверской области Стамплевский Антон Владимирович
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области