г. Самара |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А55-1351/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Сергеевой Н.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" - представитель не явился, извещено,
от Самарской таможни - Ергашев А.Х. (доверенность от 27.12.2018), Верещагина Л.А. (доверенность от 21.01.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Евробитум" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" и общества с ограниченной ответственностью "Евробитум" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2018 по делу N А55-1351/2018 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс", г.Самара,
к Самарской таможне, г. Самара,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Евробитум", г. Самара,
о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 15.01.2018 N 10412000/Тр2018/0000004, N 10412000/Тр2018/0000006, N 10412000/Тр2018/0000008, N 10412000/Тр2018/0000010, N 10412000/Тр2018/0000012, N 10412000/Тр2018/0000014, акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10412000/205/131217/А0004 от 13.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инстар Лоджистикс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Самарской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможенный орган) о признании незаконными и отмене требований об уплате таможенных платежей от 15.01.2018 N N 10412000/Тр2018/0000004, 10412000/Тр2018/0000006, 10412000/Тр2018/0000008, 10412000/Тр2018/0000010, 10412000/Тр2018/0000012, 10412000/Тр2018/0000014, а также акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10412000/205/131217/А0004 от 13.12.2017.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2018 в признании недействительными указанных выше требований об уплате таможенных платежей отказано, производство по делу в части признания незаконным акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10412000/205/131217/А0004 от 13.12.2017 прекращено.
Не согласившись с выводами суда, заявитель и третье лицо подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и удовлетворить требования в части признания незаконными (недействительными) требований об уплате таможенных платежей.
В апелляционных жалобах они указывают, что к спорным правоотношениям должны применяться нормативно-правовые акты, действовавшие в период с 17 января по 13 февраля 2017 г.
На дату подачи заявителем спорных деклараций подписанный Правительствами России и Киргизии и ратифицированный Российской Федерацией текст Соглашения официально опубликован не был. Однако суд первой инстанции незаконно применяет это Соглашение.
Следовательно, при рассмотрении настоящего спора Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (Заключено в г. Бишкеке 06.06.2016) при таможенном оформлении груза, вывозимого в период с 17 января по 13 февраля 2017 г., не подлежало применению.
Суд первой инстанции допускает придание обратной силы закону, устанавливающему необходимость уплаты таможенной пошлины, т.е. явно ухудшающего положение участника внешнеэкономической деятельности.
До введения в действие Соглашения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые из России в Киргизию, установлено не было.
До 31.12.2016 никаких индикативных балансов утверждено не было. До согласования утверждения индикативных балансов обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины нельзя признать установленной.
Никаких указаний ни таможенного законодательства Таможенного союза, ни федеральных законов о том, что положения Протокола от 12.09.2018, Соглашения, в редакции этого Протокола, а также индикативных балансов от 27.11.2018 имеют обратную силу, не имеется.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции к спорным правоотношениям по вывозу заявителем товара из России в Киргизию в период с 17.01.2017 по 13.02.2017 применил закон, не подлежащий применению, а именно: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (Заключено в г. Бишкеке 06.06.2016), официально опубликованное лишь 01.03.2017, Протокол от 12.09.2017 о внесении изменений в указанное Соглашение, а также принятые на основании этих нормативных актов индикативные балансы.
В судебном заседании представители таможенного органа считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей таможенного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между заявителем (таможенный представитель) и ООО "Евробитум" был заключен договор поручения от 19.07.2016 N 0237/00-16/KUF/011, предметом которого является совершение таможенных операций, необходимых для помещения перемещаемых ООО "Евробитум" через таможенную границу Таможенного союза товаров под избранную им таможенную процедуру.
В рамках данного договора заявитель от имени и по поручению ООО "Евробитум" в период с 17.01.2017 по 13.02.2017 подал декларации на товары (ДТ) 10412060/170117/0000486, 10412060/190117/0000634, 10412060/230117/0000806, 10412060/240117/0000897, 10412060/020217/0001433, 10412060/130217/0002018. Товар - битум нефтяной дорожный, код ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000. Товар был помещен под таможенную процедуру "экспорт" и вывезен из Российской Федерации в Киргизскую Республику. В отношении вышеуказанного товара на этапе таможенного декларирования было предоставлено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины.
Самарской таможней была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, о чем составлен акт проверки N 10412000/205/131217/А0004 от 13.12.2017. Данным актом установлено, что согласно п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016 в отношении товаров, поставляемых из РФ в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. Однако в отношении товара не были предусмотрены индикативные балансы, которые доведены письмом Минэнерго РФ от 28.11.2017 N КМ-13351/06, ввиду чего вывозные таможенные пошлины подлежат взиманию.
В связи с корректировкой деклараций на товары N N 10412060/170117/0000486, 10412060/190117/0000634, 10412060/230117/0000806, 10412060/240117/0000897, 10412060/020217/0001433, 10412060/130217/0002018 таможенным органом в адрес заявителя были направлены требования об уплате таможенных платежей от 15.01.2018 NN 10412000/Тр2018/0000004, 10412000/Тр2018/0000006, 10412000/Тр2018/0000008, 10412000/Тр2018/0000010, 10412000/Тр2018/0000012, 10412000/Тр2018/0000014.
Не согласившись с указанными выше актом проверки и требованиями об уплате таможенных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, предусмотрено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 12 Приложения 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного пунктом 3 статьи 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
Правоотношения, определяющие условия сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику, в настоящее время регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 06.06.2016 (далее - Соглашение), в статье 5 которого указано, что в отношении товаров, поставляемых из РФ в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из РФ в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
12.09.2017 Правительствами РФ и Киргизской Республики подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее - Протокол), где определен порядок утверждения индикативных балансов на 2017 год.
В соответствии с данным Протоколом компетентные органы сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
На основании статьи 2 Соглашения координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики РФ.
Письмом от 28.11.2017 N КМ-13351/06 Минэнерго России довело до таможенных органов согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из РФ в Киргизскую Республику на 2017 год.
Нефтепродукт, который был вывезен ООО "Евробитум" по указанным выше декларациям (битум нефтяной дорожный, ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000), не значится в номенклатуре индикативных балансов для беспошлинного вывоза из РФ в Республику Киргизия.
Кроме того, пунктом 3 статьи 5 Соглашения предусмотрено, что товары группы 27 (в том числе битум нефтяной ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку спорный товар, как на момент его вывоза из РФ, так и в последующем, не был предусмотрен индикативными балансами на 2017 год, то оснований для освобождения его в 2017 году от уплаты вывозных таможенных пошлин не имелось.
Арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание довод заявителя и третьего лица о том, что изменения, внесенные Протоколом в статью 3 Соглашения, придают обратную силу положениям международного договора, поскольку норма Соглашения, предусматривающая возможность освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, товаров определенной номенклатуры, вывозимых в объемах, предусмотренных индикативными балансами, не изменялась с момента заключения Соглашения.
Ссылка подателей жалоб на статью 6 Закона N 311-ФЗ является необоснованной, так как она регулирует порядок применения актов законодательства и других нормативных правовых актов РФ, а не международных договоров.
Департамент международного сотрудничества Минэнерго России в письме от 15.05.2018 N 12-1009 указал, что Соглашением не предусмотрены иные временные ограничения по применению утвержденных индикативных балансов к правоотношениям, возникшим до даты их утверждения, кроме как предусмотренные абзацем 1 статьи 3 Соглашения.
Следовательно, доводы подателей жалоб о невозможности применения индикативных балансов и невозможности взимания вывозной таможенной пошлины в отношении объемов и номенклатуры нефтепродуктов вне продекларированных до этого индикативных балансов необоснованны.
Арбитражный апелляционный суд также считает необоснованным довод о применении к спорным правоотношениям нормативного акта, не опубликованного для всеобщего сведения, исходя из следующего.
В соответствии с Договором от 23.12.2014 о присоединении Киргизской Республики к Договору о ЕАЭС Киргизская Республика присоединилась к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
Пунктом 12 Приложения N 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 321 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовал в момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Закон N 311-ФЗ) в случае, если в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ в отношении товаров Таможенного союза при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного Союза подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, а также в иных случаях, определяемых Правительством РФ, к таким товарам при их вывозе из РФ в другие государства - члены Таможенного союза применяются требования, порядок и условия таможенного декларирования, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ так, как если бы указанные товары вывозились из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза.
13.04.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru, с приложением текста Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, далее - Соглашение) и 18.04.2016 в Собрании законодательства РФ N 16 ст. 2260 был опубликован текст распоряжения Правительства РФ от 09.04.2016 N 632-р "О подписании Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Таким образом, текст Соглашения был опубликован и появился в общем доступе. При этом указанным распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 N 632-р было поручено Минэнерго России с участием МИДа России провести переговоры с Киргизской стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства РФ указанное Соглашение, разрешив вносить в проект Соглашения изменения, не имеющие принципиального характера.
06.06.2016 Соглашение было подписано Правительствами России и Киргизии.
29.12.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 02.01.2017 в Собрании законодательства РФ N 1 (ч. I) ст. 20, 09.01.2017 в Российской газете N 1 был опубликован текст Федерального закона от 28.12.2016 N 479-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2017 и ратифицировал Соглашение от 06.06.2016.
Аналогичные выводы и обстоятельства установлены судебными актами по делу N А55-1292/2018, которые имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления в части признания незаконными требований таможенного органа об уплате таможенных платежей.
Поскольку акт проверки N 10412000/205/131217/А0004 от 13.12.2017 не является ненормативным правовым актом, не носит властно-обязывающее предписание для лица, в отношении которого он составлен, то суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в указанной части.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2018 по делу N А55-1351/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1351/2018
Истец: ООО "Инстар Лоджистикс"
Ответчик: Самарская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы
Третье лицо: ООО "Евробитум"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18367/18
30.10.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1351/18
16.04.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4051/18
16.04.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3971/18
01.02.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1351/18
25.01.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-1351/18