г. Вологда |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А66-15777/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарями судебного заседания Тихомировым Д.Н., Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Доломит" Гулипп А.А. по доверенности от 25.07.2016, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Фомина А.Н. по доверенности от 06.02.2018 N 40,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доломит" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2018 года по делу N А66-15777/2017 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Доломит" (ОГРН 1116915001235, ИНН 6915013380; место нахождения: 172072, Тверская область, Торжокский район, село Сукромля, улица Центральная, дом 2а, нежилое помещение II (помещение N 8); далее - ООО "Доломит", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; место нахождения: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконными действий, изложенных в решении от 08.09.2017 N 592-пи и протоколе комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 07.09.2017 N 592-пи, выразившихся в отказе в предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения "Альфимово", а также об обязании ответчика устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении заявителю права пользования указанным участком недр для разведки и добычи песчано-гравийного материала и песка строительного.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения. Считает, что в данном случае завершение геологического изучения и установление факта открытия месторождения в силу прямого указания на то в пункте 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах), статье 6 Закона Тверской области от 06.06.2006 N 57-ЗО "О порядке пользования недрами в Тверской области" (далее - Закон N 57-ЗО) дает право заявителю на получение разведанного месторождения в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых без торгов. Также указывает на то, что в нарушение пункта 61 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача лицензий на пользование участками недр местного значения", утвержденного приказом министерства от 07.02.2014 N 4-нп (далее - Административный регламент), направленное в адрес заявителя оспариваемое решение ответчика от 08.09.2017 N 592-пи об отказе в предоставлении права пользования участком недр не содержит мотивированного обоснования причин отказа и не содержит указания на причину отказа, исключительный перечень которых приведен в данном пункте Регламента.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Доломит" является владельцем лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80098 ТП сроком действия с 15.07.2013 до 14.07.2018 с целевым назначением для геологического изучения участка недр местного значения "Альфимово", расположенного в 21 км к юго-западу от города Торжка, в 750 м к северо-востоку от деревни Альфимово, в 1 км к юго-западу от села Горянка Торжокского района Тверской области.
Указанный участок недр включен в Перечень участков недр местного значения по Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 22.01.2013 N 13-пп (далее - Перечень N 13-пп), как не апробированный ресурс.
В рамках исполнения лицензионных условий обществом проведены геологические работы (поиски и оценка) на месторождении "Альфимово", по результатам которых оценены запасы полезного ископаемого, подготовлен и направлен на согласование в Министерство отчет о проведенных работах.
Министерством утвержден приказ от 05.07.2016 N 139-кв об открытии месторождения "Альфимово", а также обществу выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения общераспространенного полезного ископаемого на территории Тверской области от 05.07.2017 N 14.
Общество 21.04.2017 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении права пользования участком недр без аукциона в отношении участка недр местного значения "Альфимово" с целью разведки и добычи песчано-гравийного материала и песка строительного.
Письмом от 26.04.2017 N 5604-06 министерство ответило обществу, что рассмотрение вопроса о предоставлении права пользования указанным участком недр местного значения будет возможно после внесения соответствующих изменений в Перечень N 13-пп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 июля 2017 года по делу А66-6574/2017 признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нерассмотрении представленных ООО "Доломит" с заявлением о предоставлении права пользования участком недр от 21.04.2017 вх. N 9000 документов и в непринятии решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения "Альфимово" в установленный срок. Названным решением на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя и рассмотреть заявление общества.
Поскольку добровольно решение суда министерством не исполнено, в отношении его возбуждено исполнительное производство N 6536/17/69042-ИП.
В результате принудительного исполнения решения суда министерством принято решение от 08.09.2017 N 592-пи об отказе обществу в предоставлении права пользования участком недр местного значения.
При рассмотрении заявления общества о предоставлении права пользования на месторождение песчано-гравийного материала "Альфимово" и приложенных к нему документов министерством выявлено, что в ходе проведения поисково-оценочных работ границы геологического отвода в рамках лицензии ТВЕ 80098 ТП изменились. Недропользователь вышел за границы, предоставленного в пользование лицензионного участка, и практически половина запасов месторождения подсчитана за контуром, предоставленного по лицензии участка недр.
Не согласившись с действиями министерства, изложенными в решении от 08.09.2017 N 592-пи и протоколе комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 07.09.2017 N 592-пи, выразившимися в принятии решения об отказе в предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения "Альфимово", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В статье 12 названного Закона определено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в числе прочего указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (пункт 3).
Согласно пункту 7 статьи 12 названного Закона в лицензии должен содержаться согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Условиями пользования недрами (приложение 1 к лицензии на право пользования недрами ТВЕ 80098 ТП) лицензионный участок "Альфимово" расположен в 21 км к юго-западу от города Торжка, в 750 м к северо-востоку от населенно пункта Альфимово, в 1 км к юго-западу от населенного пункта Горянка Торжокского района Тверской области. Площадь Лицензионного участка составляет 65,0 га.
Во исполнение пункта 4.1 условий пользования участком недр (том 1, листы 40-46), определенных лицензией ТВЕ 80098 ТП, обществом в 2015-2016 годах на участке недр местного значения "Альфимово" проведены поисково-оценочные геологоразведочные работы, по итогам которых в министерство представлен "Отчет по результатам геологического изучения участка недр местного значения "Альфимово" на пески и песчано-гравийные смеси для строительных работ в Торжокском районе Тверской области".
Приказом министерства от 08.08.2016 N 102-кв утверждено заключение экспертной комиссии на материалы отчета по результатам геологического изучения участка недр местного значения "Альфимово" (том 1, листы 48-60), осуществлена постановка запасов полезных ископаемых на территориальный баланс в объеме и в соответствии с координатами, представленными недропользователем.
По результатам проведенных заявителем работ по геологическому изучению названного участка недр "Альфимово" установлен факт месторождения общераспространенных полезных ископаемых пользователем недр, заявителю выдано свидетельство от 05.07.2016 N 14 об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Тверской области (том 1, лист 32).
Вместе с тем, как указано в заключении экспертной комиссии, работы по геологическому изучению участка недр проводились в основном в границах выделенного геологического отвода, на севере площадь исследований была несколько смещена на северо-запад от границ геологического отвода, что было обусловлено условиями залегания полезной толщи (страницы 3-4 заключения).
При рассмотрении заявления общества о предоставлении права пользования на месторождение песчано-гравийного материала "Альфимово" и приложенных к нему документов министерством выявлено, что в ходе проведения поисково-оценочных работ границы геологического отвода в рамках лицензии ТВЕ 80098 ТП изменились. Недропользователь вышел за границы, предоставленного в пользование лицензионного участка, и практически половина запасов месторождения подсчитана за контуром, предоставленного по лицензии участка недр.
Таким образом, на момент подачи заявки о предоставлении лицензии на разведку и добычу песчано-гравийного материала и песка строительного, без проведения аукциона на участок недр "Альфимово", у участка недр поменялась площадь, и его границы вышли за контуры предоставленной площади по лицензии ТВЕ 80098 ТП, что не оспаривается подателем жалобы.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги содержится в Подразделе XI Административного регламента.
Так, согласно пункту 61 названного регламента, решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по следующим основаниям:
а) заявитель не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 2 подраздела II раздела I настоящего административного регламента;
б) заявитель не является победителем конкурса или аукциона - в случае обращения за выдачей лицензии по результатам торгов;
в) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям подраздела VIII раздела II административного регламента;
г) заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренных административным регламентом;
д) в представленных заявителем документах содержатся противоречивые и (или) недостоверные сведения.
Ссылка апеллянта на немотивированность принятого министерством решения от 08.09.2017 N 592-пи не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В материалах дела усматривается, что, рассмотрев представленные ООО "Доломит" документы, комиссией министерства установлено, что в этих документах содержатся противоречивые и (или) недостоверные сведения относительно границ выявленного месторождения (границ геологического отвода), что, в свою очередь, явилось основанием для отказа в предоставлении права пользования недрами, предусмотренным подпунктом "д" пункта 61 подраздела XI Административного регламента. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 07.09.2017 N 592-пи (том 1, листы 27 - 30).
О принятом комиссией решении общество уведомлено надлежащим образом с приложением копии решения от 08.09.2017 N 592-пи, в котором имеется ссылка на подпункт "д" пункта 61 Административного регламента (том 1, лист 9).
Таким образом, направленное уведомление содержит обоснование причины отказа в предоставлении права пользования участком недр "Альфимово".
Доводы подателя жалобы о том, что ответчику ничто не препятствовало выдать лицензию на разведку и добычу, указав в ней согласно части 7 статьи 7 Закона N 57-ЗО предварительные границы горного отвода, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как верно указано судом в обжалуемом решении, в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона о недрах и статьей 7 Закона N 57-ЗО изменение условий лицензии, к которым относятся установленные границы месторождения, допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (далее - Положение N 429), установление и изменение границ участков недр осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения.
Абзацем четвертым подпункта "б" пункта 8 данного Положения установлено, что изменение границ участка недр в сторону его увеличения осуществляется в том числе в случае, если выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
Подпунктом "г" пункта 11 Положения N 429 предусмотрено, что изменение границ участка недр в сторону его увеличения производится на основании заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, поставленных на баланс. При этом изменение границ участка недр осуществляется таким образом, чтобы в эти границы вошел весь объем поставленных на баланс запасов полезных ископаемых за пределами участка недр, при условии, что такие запасы являются частью месторождения полезного ископаемого, расположенного на участке недр.
При этом в соответствии с пунктом 13 этого же Положения для изменения границ участка недр пользователь недр, имеющий лицензию на пользование недрами на соответствующем участке недр, подает заявку в орган, который устанавливает границы этого участка недр. Указанная заявка подлежит регистрации.
В пункте 14 Положения N 429 установлены требования к такой заявке.
Как указано ранее в настоящем постановлении, в соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В пункте 3 статьи 12 названного Закона определено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в числе прочего указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Аналогичные требования к содержанию лицензии содержатся в пункте 3 Положения N 429, из которого следует, что описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона о недрах изменения условий лицензии (в том числе изменение границ участка недр), допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о необходимости внесения изменений в ранее представленную лицензию, действия по совершению которых носят заявительный характер, а довод заявителя об отсутствии правовой основы такой необходимости основан на ошибочном толковании вышеназванных норм права.
Вместе с тем, как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается подателем жалобы, на дату обращения общества в министерство с заявлением от 21.04.2017 о предоставлении права пользования участком недр без аукциона в отношении участка недр местного значения "Альфимово" с целью разведки и добычи песчано-гравийного материала и песка строительного с заявкой о внесении изменений, касающихся границ геологического отвода, в имеющуюся у заявителя лицензию на право пользования недрами ТВЕ 80098 ТП сроком действия с 15.07.2013 до 14.07.2018 с целевым назначением для геологического изучения участка недр местного значения "Альфимово" ООО "Доломит" в адрес ответчика не обращалось, таких изменений в действующую лицензию внесено не было.
Напротив, доказательствами, представленными заявителем в материалы дела в суде апелляционной инстанции, подтверждается тот факт, что с такой заявкой общество обратилось в адрес ответчика только 01.03.2018, заявка зарегистрирована в министерстве за входящим номером 5238.
По результатам рассмотрения данной заявки 01.06.2018 министерством внесены изменения в лицензию на право пользования недрами ТВЕ 80098 ТП, касающиеся уточнения границ лицензионного участка, ограниченного угловыми точками, уточнения площади лицензионного участка (46,4 га) и указания конкретных географических координат этого участка.
С учетом изложенного апелляционная коллегия находи правильным вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа министерства в предоставлении обществу права пользования участком недр местного значения "Альфимово", выраженного в решении от 08.09.2017 N 592-пи на момент принятия этого решения.
Более того, как следует из пояснения представителей сторон и подтверждается предъявленными заявителем документами, после принятия министерством оспариваемого в рамках настоящего дела отказа, выраженного в решении от 08.09.2017 N 592-пи, общество вновь обратилось в адрес ответчика с заявлением от 14.06.2018 (входящий номер 11515) о предоставлении права пользования спорным участком недр, однако письмом от 13.07.2018 N 8294-06 министерство отказало обществу в предоставлении государственной услуги на основании подпункта "г" пункта 61 Административного регламента ввиду наличий у заявителя неисполненной обязанности по уплате пеней, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Затем общество вновь обратилось в адрес ответчика с заявлением от 26.07.2018 (входящий номер 13620) о предоставлении права пользования спорным участком недр, однако письмом от 24.08.2018 N 10084-06 министерство также отказало обществу в предоставлении государственной услуги по иным основаниям, указанным в этом письме.
Этот отказ обжалован ООО "Доломит" в Арбитражный суд Тверской области в рамках дела N А66-19795/2018, окончательный судебный акт по которому на данный момент не принят.
Следовательно, даже при наличии оснований для признания оспариваемых в рамках рассматриваемого дела действий ответчика незаконными, при наличии на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества по настоящему делу другого ненормативного правого акта министерства об отказе в предоставлении права пользования спорным участком недр по иным мотивам, законность которого подлежит проверке в рамках вышеназванного судебного дела, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для возложения на министерство обязанности принять решение о предоставлении заявителю права пользования указанным участком недр для разведки и добычи песчано-гравийного материала и песка строительного.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, согласно статьям 104, 110 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату только излишне уплаченная по платежному поручению от 07.11.2018 N 239 государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2018 года по делу N А66-15777/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доломит" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Доломит" (ОГРН 1116915001235, ИНН 6915013380; место нахождения: 172072, Тверская область, Торжокский район, село Сукромля, улица Центральная, дом 2а, нежилое помещение II (помещение N 8)) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 07.11.2018 N 239.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15777/2017
Истец: ООО "ДОЛОМИТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ